Дружба длиною в жизнь

  Д Р У Ж Б А   Д Л И Н О Ю   В   Ж И З Н Ь.
               
   Закончились новогодние каникулы и я перешла  учиться в другую  школу . Она находилась в прекрасном районе Одессы ,где мои родители получили новую квартиру . Из окна нашей квартиры был виден великолепный парк . Да и сама квартира ,в новом пятиэтажном доме ,с балконом и ванной комнатой с горячей водой ,была намного лучше той ,в которой мы жили раньше . Но почему -то все эти обстоятельства меня мало радовали .  Мне очень не хотелось расставаться со школьными подругами – Полинкой и Регинкой ,с которыми  мы были очень дружны . Проучившись с  ними два класса и ещё первое полугодие третьего ,мы были неразлучны и проводили вместе все выходные и каникулы .   
Для меня слово -дружба ,с самого раннего детства имело очень большое и важное значение  . Я очень тепло относилась ко всем моим подружкам и дорожила этими отношениями . И сейчас ,прожив более полувека , для меня очень важны те люди ,кто был в моей судьбе ,а не казался .  Поэтому ,когда мне предстояло жить далеко от моих подруг и не имея возможности в девять лет видеться с ними часто ,я запаниковала .   И придя в новую школу и открыв дверь  3 А класса ,я слегка дрожала .  Но мне повезло . С последней парты ,в третьем ряду у окна ,поднялась  маленькая ,худенькая девочка и позвала меня :
-Иди ,садись со мной .
Я счастливо  вздохнула ,от охватившей меня радости .
-Лена ,представилась я , садясь рядом  и глядя на соседку по парте счастливыми глазами .
-Лариска ,ответила мне моя новая подружка .
В этот момент я была абсолютно уверена в том ,что мы  подружимся . И я не ошиблась . Лариска оказалась,  как и я , очень общительной и разговорчивой девочкой .  Эта наша болтливость ,создавала нам очень много проблем в школе . Нам хронически не хватало перемен и мы частенько продолжали наше общение во время уроков ,зарабатывая таким образом постоянные замечания в дневниках .  Мы стали неразлучны и вскоре нашли для себя общее увлечение – кино . Мы так увлеклись этим искусством ,что не пропускали с Лариской ни одного фильма  .


 Каждое воскресенье мы отправлялись в наш любимый детский кинотеатр “Смена “ . Иногда нам даже удавалось посмотреть два фильма . Нам так нравилось наше увлечение ,что мы даже стали собирать фотографии известных артистов . Когда все фото в газетных киосках уже были скуплены ,а денег на журнал “Советский экран “ небыло ,мы придумали коварный  план . Он заключался  в том ,что записавшись в читальный  зал ближайшей библиотеки ,мы прикрывая друг друга ,по очереди вырывали из имеющихся там номеров этих журналов фотографии  любимых  актёров .   Эта  постыдная  акция продолжалась довольно долго . Но однажды нас засекли . Нам ели удалось избежать скандала . Но вход в эту  библиотеку ,был для нас закрыт . Постоянно сравнивая наши коллекции ,мы даже иногда завидовали друг дружке ,если у кого то из нас оказывалось больше фотографий . Но это была здоровая зависть коллекционеров . А любовь к величайшему из искусств -кино ,продолжала набирать обороты .  Нам уже стало нехватать  выходного дня . Но как говорят “ Голь на выдумку хитра “ и мы стали  иногда под разными предлогами , прогуливать уроки ,чтобы успеть пересмотреть все шедевры советского и не только кинематографа .  В этом плане нам очень везло . В те далёкие шестидесятые годы ,наш  кинематограф был на высоте . Да и запад нас баловал своими  талантами . Мы не упускали ни одной возможности и всегда с радостью обсуждали  наши походы в кино .
Но наша радость иногда омрачалась вызовом родителей в школу . Наши частые отлучки ,казёнки как мы их называли ,не оставались незамеченными .  И если родители Лариски , в  силу своей занятости  не всегда реагировали на эти приглашения , то моя мать не оставляла их незамеченными ,за что мне частенько доставалось .  Мне приходилось выслушивать нотации родных ,иногда доводивших меня до слёз . Но как говорят “ Охота -пуще  неволи “ И мы продолжали знакомиться с искусством даже такой ценой .
Мы вообще  были очень изобретательны с Лариской. Однажды мы придумали коварный  план . Дабы чужие уши не подслушивали наши девичьи секреты ,которыми  мы с завидным  постоянством делились друг с другом , мы  решили  к каждому слову  в разговоре прибавлять  частицу  НЕ . Наша конспиративная беседа действовала всем на нервы . Но  вскоре мы и сами так запутались ,что перестали понимать друг друга . Нам стало скучно и вскоре мы перешли все границы нашей  изобретательности .
Русскую литературу в нашем классе преподавал Михаил Матвеевич . Был он несомненно заслуженным человеком ,прошедшим войну и получив много медалей . Но при этом внешне


не очень опрятным .  Запах   Тройного одеколона  ,  всегда исходивший  от него ,говорил нам о том ,что этим одеколоном он не только пользовался наружу ,но и принимал во внутрь . Этот факт плюс очень резкий тон ,с которым он всегда обращался к нам ,вызывал в наших юных душах неприятие .   Его не любили все ученики .И мы с Лариской ,как самые  дерзкие ,решили его проучить . 
Мы должны были написать сочинение по пьесе Н.В. Гоголя “ Мёртвые души “ и о его главно     м герое П.И  Чичикове  .  Всем было хорошо известно ,что герой это скорее отрицательный ,чем положительный . Но в наш дерзкий план входило сделать из него “ Героя нашего времени “ то есть создать положительный  образ , достойный  подражания . Но и этого нам показалось мало . Чтобы сбить с толку   нашего учителя  мы с Лариской решили поменяться  тетрадями . Я писала в её ,а она в моей тетради . Зачем нам это всё понадобилось мы .по моему ,и сами себе не могли объяснить . Но факт оставался фактом . Сочинение было старательно  написано . Не  знаю как сейчас , но  тогда ставили две оценки . Одну за грамотность ,другую за содержание .  Мы и оценки получили соответственно одинаковые   5/1 .  Мне трудно сейчас передать словами ,что тогда поднялось в школе .  Срочно был вызван пед.совет , были приглашены наши родители и конечно заслуженный учитель ,военный -отставник ,требовал немедленно исключить нас из школы .  Нас спасло чудо и наша классная руководительница Людмила Александровна ,которая несмотря ни на что хорошо к нам относилась . А ещё нам очень помогла мать Лариски . Она преподавала политэкономию  в Холодильном институте и одновременно была членом парткома этого института и председателем приёмной комиссии. По всей видимости совокупность всех её  полномочий и спасло нас .
Так или иначе нас оставили без наказания . Более того ,среди учеников всех старших классов мы были героями и ходили по школе с гордо поднятой головой.  Уже потом ,по прошествии времени , нам было очень стыдно за свой поступок . А пока мы продолжали прогуливать регулярно уроки физкультуры и не только ,с одной лишь целью : не пропустить ни одного нового фильма . Почему мы так не любили физкультуру было трудно понять . Но мы всегда находили один и тот же предлог ,которым постоянно пользовались . Звучал он так :
-Нам сегодня нельзя , говорили мы в один голос с Лариской ,глядя прямо в глаза Виталия Спиридоновича -нашего учителя физкультуры . На что он ,этот учитель , очень удивлялся . Ему было никак не понять ,почему нам всегда вместе нельзя ,к тому же так часто .  Но мы пользовались тем ,что проверить то он не мог и доказательств к счастью не просил .

Сейчас ,по прошествии многих лет , став впоследствии тренером по фитнесу ,я до сих пор удивляюсь почему тогда ,в школьные годы прогуливала физкультуру .
 А ещё    мы с Лариской    очень любили путешествовать . Правда удавалось нам это очень редко ,но запомнилось навсегда .   Однажды у моего отца на предприятии организовали поездку по Дунаю ,с заходом в Вилково и Килию – украинскую Венецию  . Как же  мы были рады предоставленной возможности . Правда когда мы увидели хилое судёнышко ,на котором нам предстояло из Чёрного моря зайти в Дунай ,радость наша несколько  поуменьшилась ,но тем не менее мы бодро вошли на борт  этого “лайнера” .  Поужинав в компании всех туристов ,мы решили с палубы наблюдать  как наше любимое Чёрное море плавно переходит в Дунай . Но плавного перехода не получилось . Было это в конце октября ,небо было затянуто густыми ,тёмными тучами . Моросил мелкий ,холодный дождь . Погода явно не рассполагала к  прогулке  по палубе . Тут появился мой отец и сказал чтобы мы  любовались морской стихией из илюминатора нашей каюты и не высовывались на палубу . Мы нехотя подчинились .
Придя в каюту мы стали вспоминать наши школьные приключения ,благо нам было что вспомнить . За илюминатором стало совсем темно . Уставшие от переполнявших нас эмоций ,мы вскоре уснули . Но проспали мы недолго .    Проснулись  мы одновременно от страшного шквала ,который  обрушился на наш маленький “Титаник” .   Илюминатор заливал страшный ,косой дождь ,а возможно это были и волны . С перепугу мы с Лариской  бросились в объятия   друг к другу,  дрожа от страха .  Я оглянулась в поисках отца .Но его в каюте небыло . Он в это время  находился в каюте своих сослуживцев и возможно даже не чувствовал качки .  Мы так испугались ,что нас даже вырвало ,причём одновременно .  Мы бросились в душ и стали приводить себя в порядок .Корабль и правда качало и нам с трудом удавалось  держать равновесие .  Прижавшись друг к дружке мы уселись на пол в каюте ,надеясь что так будет не страшно тонуть . В это время пришёл мой отец .  Он удивлённо посмотрел на нас ,еле сдерживая смех . Ему было не понять наших страхов . Он видимо хорошо посидел в компании сослуживцев и решил ,что шатает его по другой причине .
Как мы пережили эту ночь я уже и не помню . Но когда утром за завтраком капитан этого корыта объявил всем пассажирам ,что ночью мы попали в шторм , папе моему было стыдно ,что он оставил нас одних в каюте . Он слёзно просил ничего не рассказывать маме ,грозясь что больше не возьмёт нас в путешествие .


Мы с Лариской обещали ему ,что не расскажем о наших страхах . Когда судёнышко пришвартовалось наконец  в  Вилково дождь лил как из ведра .  Папа предложил нам остаться в каюте , а сам он в компании других пассажиров отправились на поиски икры . Этот “деликатес “  продавался там в большом количестве и пользовался большой популярностью . Правда икра была из дунайской рыбы и деликатесом её можно было назвать с большой натяжкой .  Но в те времена и она была редкостью в  магазинах .  В конечном итоге мы с Лариской всю обратную дорогу объедаясь этой икрой ,вспоминали наше “весёлое “ приключение .  Из каюты мы так и не вышли  и украинскую Венецию так и не увидели . . Но нам повезло -на обратном пути шторма небыло .  Когда мы после выходных пришли в школу ,то рассказывали нашим  одниклассникам  о страшном “морском  урагане “ который мы пережили в волнах нашего любимого  Чёрного  моря .
У нас даже был свой пляж ,на  который  мы ходили с Лариской все летние каникулы . Находился он недалеко от места ,где мы жили , в Кирпичном переулке . Поэтому и получил своё название Кирпичики .  Мы  очень любили этот пляж и проводили там много времени . Даже сейчас ,спустя много лет .когда я приезжаю в Одессу мы ходим с Лариской туда и вспоминаем наше детство и юность . Да , нам было что вспомнить .
В подростковом возрасте мы с ней  были очень худые . Особенно Лариска была очень худенькая .  Её бабушка решила проверить ,что с нами не так и почему мы такие “костлявые”,так она нас называла . Она водила нас по врачам ,которые делали нам всевозможные анализы и обследования . Но так ничего и не найдя  нас оставили наконец в покое .
Нам очень нравилось следить за “модой” .  Моя  мать получала журнал “ Работница” ,очень популярный  в те годы . В нём можно было всегда найти все новинки отечественной моды . Мы  выбирали понравившееся нам фасоны и покупали одинаковые ткани . Нам повезло ,и моя и Ларискина бабушка умели хорошо шить . Они с радостью обшивали нас ,выполняя все наши капризы.  В результате ,мы как близнецы -сёстры, щеголяли в наших “дизайнерских” одёжках , очень довольные собой .
Время  ,которого нам всегда хронически не хватало , пролетело очень быстро . Мы выросли ,получили образование . Жизнь каждого из нас сложилась непросто .
Лариска рано потеряла мать . А вскоре умер и её отец . Связь с единственным братом она тоже потеряла и долгие годы ничего не знает о нём .

Лариска лишь однажды неудачно вышла замуж . Она одна воспитала и вырастила сына . Дала ему хорошее образование .  Однажды  в её дом пришла беда . Она заболела коварной болезнью . Но её сильный характер и воля к жизни помогли ей .
Ей с большим трудом удалось побороть этот недуг . К сожалению отношения с сыном тоже не сложились .  Но как бы не бросала её жизнь ,она остаётся оптимисткой .
Наши жизни так сильно переплетены с течением времени ,что в них  даже  есть много общего . Я тоже рано потеряла своих родителей ,по очереди ушедших друг за другом .  Мои отношения с сестрой тоже оставляют желать лучшего . У меня за спиной два неудачных брака . Моя самая большая любовь -мои два сына . Именно они заставляют меня держаться на плаву и не унывать . У меня есть много друзей , которыми я очень дорожу . Но самой важной всегда была для меня Лариска .  Все эти годы мы всегда держались вместе ,особенно когда нам было трудно . Мы всегда были рядом и помогали друг другу чем могли . Даже несмотря на тот факт ,что я уже много лет живу в Германии ,это не мешает нам сохранить и дорожить нашей дружбой . Каждый  год приезжая в мой любимый город я провожу много времени с Лариской . Мы ходим с ней по любимой Одессе и вспоминаем всё лучшее ,что было в нашей жизни .  Мы не утратили любовь к прекрасному . В нашей программе обязательное посещение театров и музеев . И несмотря  на все невзгоды выпавшие на нашу долю ,мы держась за руки говорим друг другу :“ Жизнь прекрасна и удивительна “.

    Несёт нас поезд жизни сквозь  года ,
    Проходят месяцы ,года  и лица  , а нам 
     Лишь нужно на ходу остановиться
     И посмотреть на искренние лица .
     Никто не знает наперёд , куда дорога приведёт ,
     А жизнь стремится дальше ,словно поезд .


Рецензии
Спасибо за описание нашей жизни.Я очень рада.Когда читаю.то вспоминаю наше детство.Оно было радостным несмотря на проблемы.Творческих свершений подруга.

Лариса 12   16.02.2021 18:03     Заявить о нарушении
Благодарю за пожелания и ещё за то ,что ты была и есть в моей жизни ,дорогая Ларисочка . С нетерпением жду наших встреч .
С любовью и уважением Елена

Елена Шаферманн   17.02.2021 13:41   Заявить о нарушении
Лариса и Елена, вы обе замечательные!
Долгих лет жизни дружбы!

Ася Эстрина   20.08.2021 21:31   Заявить о нарушении
Уважаемая Ася ! Благодарю за пожелания ,мы очень дорожим нашей дружбой и всегда рады встречам в любимом городе Одессе ,полном замечательных воспоминаний
С уважением Елена

Елена Шаферманн   20.08.2021 23:21   Заявить о нарушении