Зорко одно лишь сердце
Недавно мне довелось побывать в живописном Царицыно, побродить по окрестностям и полюбоваться фонтанами, мостами, храмами и природой; в такие моменты хорошо видишь разницу между парками современного типа, пример, парк Зарядье, который, безусловно, прекрасен, но так непродуманно многолюден; некуда деться в нем, некуда заблудиться, именно - побродить, ведь иногда это так необходимо.
Неподалеку от дворцово-паркового ансамбля (как торжественно!), в тени дубрав, расположился театр Могтюз (Московский областной театр юного зрителя, создававшийся в 1930 году как филиал Московского ТЮЗа, для с/х районов московской области); и вход к нему напоминает величественную лестницу, по краям которой, словно древние колонны возвышаются сосны (как к имению Середниково в Московской области, где летом гостил сам М.Ю. Лермонтов). В театре, помимо встреч с хорошими знакомыми, я посмотрела яркий спектакль в жанре: эксцентрическая сказка, по мотивам книги Анутана де Сэнт - Экзюпери "Маленький принц".
Надо сказать, сказка случилась, и получилась действительно эксцентричной (как подсказывает Гугл - эксцентрично, значит, необычайно до крайности). Роза – в исполнении Юлии Дариной - энергична и амбициозна. Пластична и эмоциональна. Вульгарна и не совсем скромна. Она же Змея, Охотник – 2 и собутыльник Пьяницы. И в ней заранее угадываются эти черты. Если Охотник – это комический образ с бесформенными контурами тела (а точнее, это два забавных и раздутых в размерах, бугая, разговаривающие на птичьем языке), то Змея в её исполнении – это роковая женщина=мужчина ,как ни странно, с бархатистым низким голосом и глубоким, но туманным взглядом, с элегантной удлинённой сигарой в мундштуке, в чёрном (фраке! и котелке!), как и полагается некой высшей (вообщем-то роковой) сущности -быть безупречной. Змея - прообраз смерти, а кто она, смерть, и каков ее пол?
Та же актриса очень правдоподобно и ярко исполняет роль Крысы и почитателя Честолюбца. Здорово, что режиссёр даёт проявиться одному артисту в разных ипостасях. А в данном прочтении вообще интересно получается, Роза и одновременно Змея, Любовь и жизнь с перетеканием в смерть (ведь другого пути для воссоединения с Розой Принц не нашел).
Принц – Павел Стонт с первых секунд трогателен до крайности так, что в финале у зрителя не остаётся повода для слёз… ведь Принц стоит спиной к залу, широко распахнув объятия, и летит. Хочется верить, что в этот раз (в этой сценической версии) он не погиб от змеиного укуса (от горькой правды). По-крайней мере на то намекает мизансцена. Он сыграл Принца лиричного, словно сошедшего со страниц книги (даже внешне – светлые волосы и одежды, мечтательные широко открытые глаза). А уж какой замечательный у него был шарф! Он развевался на ветру! Точнее, был зафиксирован и принял твердую, возможно гипсовую форму так, что казался уже развевающимся, а в руках Принц держал настоящий цветочных горшок.
Любопытно, каков в этой истории другой Принц, ведь в составе с Павлом Стонтом играет Сергей Друзьяк, актёр несколько иного склада, скажем так, фактура его, то есть чисто внешне, он не ассоциируется с Принцем сразу, как это обстоит с первым исполнителем. И это вдвойне интереснее.
Экстравагантный Взрослый - Виктор Есин, играет один за всех, он: ЛГБТшный Король, корыстолюбивый Честолюбец, Географ и бывалый то ли военный, то ли моряк, Охотник-1 (с придурью) , Пьяница (географ глобус пропил).
Действие спектакля разворачивается на Малой сцене (коробке, по ее типу), на стенах-банерах изображены (напечатаны, разумеется) страницы и оригинальные иллюстрации автора из его книги, с жирно выделенными ключевыми, уже ставшими крылатыми, фразами на полотне, которые знают все, кто знаком с "принцем".
Также, режиссёр вводит в сказку дополнительных персонажей, которые органично вписываются в сюжет им затеянный. Фонарщик – в исполнении Евгения Чекина, постоянный спутник Принца (в книге — он отдельный персонаж со своей планеты). Он немногословен и освещает ему путь. Под светом его фонаря разворачиваются самые фантастические, и нередко, печальные картины. В середине истории Фонарщик, как мы помним, единственный Взрослый, которого Принц понял и пожалел, и даже почти не посчитал за Взрослого (которые ничего не понимают и не помнят как сами были детьми) перекочевал в образ Лиса, смешного и приставучего, просившего Принца приручить его, ведь ему так хотелось быть приручённым, больше, чем Принцу хотелось его приручить, ведь там, на его планете, осталась Роза, которая приручила его… . Лис в самые неожиданные моменты ловко перевоплощается (не переодеваясь) в Лётчика, добродушного и наивного, храброго и забавного. Он такой самостоятельный и взрослый остается один в пустыне. А, повстречав Принца, больше не может быть один. Он так щедро делится уроками жизни с Принцем в образе Лиса, как сам рьяно учится у него, будучи Лётчиком.
Очень пёстрая световая палитра, с преобладанием красного и синего, и контрового белого света фигурирует в спектакле в тандеме с насыщенной и грандиозной музыкой современного композитора Александра Деспла, которая дополняет действие, но, порой, она же, и затмевает собой всё на свете. В спектакле, очень много хороших актёрских находок и пристроек. Оригинальных фишек. Много активности, если не сказать гиперактивности в пластике актёров. Каждый жест и движение -продуманы и простроены. Нет ничего случайного. Действие спектакля движется в бурном темпо-ритме. Но из-за перегибов в музыке, в речевых и интонационных окрасках, и той же пластической ,не всегда умеренной составляющей, ритм как бы искусственно теряет обороты. Но это только премьера, только начало пути этого славного спектакля.
Трогательная и хрупкая история в обработке режиссёра, Алексея Доронина, получила несколько иное выражение, чем можно увидеть в книге (а может и наоборот – получилось очень точно?). Персонажи в спектакле – осовременены, примерно, как в потрясающе - трогательном французском мультфильме 2015 года «Le Petit Prince»; там появляются клерки. В спектакле даны образы людей с нынешними психологическими отклонениями; во всяком случае, образы дополнены красочными, говорящими за себя, костюмами, и они рождают дополнительные смыслы, точнее, дают волю ассоциациям.
Персонажи типизированы и утрированы до чрезвычайности. Они находятся в постоянном движении, даже когда стоят на месте, они именно что, идут на месте.
Это очень здорово смотрится, но, ни артистам, ни зрителям за всё время спектакля практически не удаётся перевести дух. Прямо гонка чувств. И лёгкое ощущение недосказанности.
Автор: Самсонова Дарья Борисовна
РИТИ-ГИТИС 4 курс, театроведческий ф-т.
г. Москва, 2020г.
Свидетельство о публикации №220121900158
Харон Из Харькова 19.12.2020 02:46 Заявить о нарушении
(не нашла, где ответить, пишу во вкладке замечания:)
Дарья Самсонова 08.01.2021 05:21 Заявить о нарушении