Родная горсть земли

Моя мама - Анастасия Александровна Ручкина, родилась в семье Александры и Александра Ручкиных в деревне Власово Некоузского района Ярославской области. У них были два очень красивых дома: летний и зимний. Дома были соединены переходом. Зимой летний дом использовался для хранения овощей, фруктов, различных домашних заготовок.

На участке Ручкиных был и свой пруд. Вода была в нём очень чистая. И в нём купали детей. Использовали воду из пруда и для поливки огорода, и для других нужд. Участок Ручкиных сохранился до наших дней. А два очень красивых, самых богатых в Ярославской области дома, к очень большому сожалению, были проданы. Их продала мамина старшая сестра Елизавета после смерти родителей, не посоветовшись с сестрой Анастасией - моей мамой, и младшим братом -  Валентином. Эти дома вывезли. Но от них остались фундаменты.

Мама моя очень об этом жалела. Она очень любила свои родные места. Очень хотела съездить, отдохнуть во время отпуска на своей малой Родине. Но ехать было некуда. Мама училась и работала в Ленинграде. Она приехала сюда девочкой продолжать учёбу, окончив начальную церковную школу в Красном селе в своём Некоузском районе. И осталась жить в этом чудесном и красивым городе навсегда - до последних дней своей жизни. Но всё время вспоминала свою родную деревню. И последними словами её при жизни были: "Я уеду в деревню Власово!". Такова была её очень сильная любовь к своей малой Родине.

Моя мама умерла в 2005 году. Я её похоронила на Пундоловском кладбище во Всеволожском районе Ленинградской области - не далеко от нашего дома в Санкт-Петербурге. Наш дом находится в Красногвардейском районе на восточной границе Санкт-Петербурга с Всеволожским районом Ленинградской области.  Здесь - в районе кладбища, очень красивая местность. Растут кругом высокие, стройные сосны, есть озёра и кругом горы и песчаная почва. Эта красота природы успокаивает в некоторой мере меня, когда я приезжаю к маме на могилу. И эта местность напоминает мне сосновые боры, по которым мы очень любили с мамой гулять. Мы собирали ягоды, грибы, травы, купались в лесных озёрах. Именно поэтому я и похоронила её здесь.

Но мне очень хотелось привести и положить на мамину могилу горсть земли с её Родины. И я поехала летом 2007 года в Ярославскую область. Я разыскала маминого двоюрдного брата - Николая Фёдоровича Веселова. Он, к счастью, был ещё живой и жил в Рыбинске со своей женой - Руфой. И я к ним приехала в гости. И от своего двоюрдного дяди - Николая Фёдоровича Веселова, я узнала, что в деревне Игнатово в Некоузском районе Ярославской области сохранился дом, в котором родилась и выросла моя родная бабушка - Александра Александровна Веселова (после замужества Ручкина). Она была родной сестрой отца  этого моего двоюрдного дяди и маминого двоюрдного брата - Николая Фёдоровича Веселова. Отца Николая и родного брата моей бабушки Александры Александровны Ручкиной (до замужества Веселовой) звали Фёдором Александровичем Веселовым.

Когда я приехала к своему дяде Николаю, он мне сказал, что и этот дом Веселовых с двумя участками в деревне Игнатово уже выставлен на продажу. И пока их ещё не купили, я успела пожить летом в этом доме, но всего один месяц. И познакомилась в этой деревне со своими родными - Веселовыми. И была очень рада тому, что в этой деревне живут мои родные. Здесь живут два моих троюрдных брата: Юрий и Владимир Веселовы, а также муж маминой двоюрдной сестры - Татьяны Веселовой. Татьяна, к сожалению, умерла. Но я побывала на её могиле. Пообщалась с мужем Татьяны - Вениамином Капустиным. Он был, как и мой родной дедушка, опытным охотником. И он мне рассказал интересные истории из своей жизни. И об одном я написала стихотворение "Медвежонок от смерти спас". Оно опубликовано в моих авторских книгах и на сайтах в интернете - СТИХИ.РУ и ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ. Увидела я в деревне Игнатово и памятник, погибшим во время Великой Отечественной войны. И на нём высечены имена моих родных - Веселовых. Они погибли на войне, защищая от врагов нашу Советскую Родину.

Эта деревня Игнатово, также как и деревни: Власово, Станилово - и Красное Село находятся на реке Сить. Они существуют с древних, очень давних времён, когда было на Руси Татаро-Монгольское Иго. На этой реке в этом - Некоузском районе Ярославской области, в  тринадцатом веке произошла очень жестокая и кровопролитная Ситская битва, благодаря которой было остановлено дальнейшее продвижение татаро-монгол по русской земле. И благодаря этой битве сохранились Русское государство и Православная Вера. Поэтому этот родной для моей мамы район - воистину легендарный.

Я побывала на поле боя с татаро-монголами. Увидела на нём памятник нашим русским воинам, которые погибли при Ситской битве, защищая свою любимую Родину. И потом написала статью и ряд стихов о Ситской битве. Статья была опубликована в газете "Вперёд" в Некоузском районе Ярославской области и её копия хранится в фондах Президентской библиотеки имени Ельцина в Санкт-Петербурге. Стихи опубликованы в моих авторских книгах, альманахах Российского союза писателей, на моих страницах в интернете: СТИХИ.РУ, ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ, в КОНТАКТЕ.

А рядом с полем битвы в Красном Селе есть кладбище. На нём похоронены мои родные бабушка - Александра Ручкина, и дедушка - Александр Ручкин. Но найти их могилы мне не удалось. На кладбище стоят безымянные кресты и разрушенный от пожара Православный храм. Поэтому моя попытка найти могилы бабушки и дедушки закончилась безуспешно. Мне, конечно жаль. Но всё равно я рада, что была здесь рядом с ними.

И безусловно я съездила с дядей Николаем и в мамину деревню Власово. Она сейчас небольшая.  Сохранилось всего три дома. И только в двух живут люди. Но они помнят семью Ручкиных, наши красивые дома, которые были здесь. И они показали мне наш участок. На нём сейчас растут очень большие деревья, высокая трава. Сохранился и пруд. Но вода в нём уже не прозрачная, как в те времена, когда за ним ухаживала семья Ручкиных. Но его воду используют для поливки огородов эти - живущие здесь, две семьи. Пруд находится рядом с их домами. Идти к реке Сить, к той части берега, где можно набрать воду, намного дальше.

И что меня очень удивило здесь - это сохранившаяся до сих пор часть деревянного забора на нашем участке. Ведь прошло уже очень много лет с той поры, когда здесь жила семья Ручкиных. Я зашла на наш участок и взяла на нём священную и родную для моей мамы горсть земли. Я положила бережно эту землю в мешочек. И была очень счастлива. Я бережно хранила эту землю и потом, когда приехала к себе домой в Санкт-Петербург, сразу же в первые дни поехала к маме на кладбище. Мама не смогла съездить после войны, хотя и очень хотела, в свою деревню Власово. Но я привезла для неё родную горсть земли, положив её на её могилу. И таким образом символично и частично выполнила её последнее желание. Теперь вместе с ней лежит в могиле её родная из деревни Власово земля.

19 декабря 2020 года
На фотографии моя мама - Анастасия Александровна Ручкина


Рецензии