Тюте-люте хиндастане

На шумном московском вокзале в центре большой разномастной толпы танцевала
маленькая хорошо одетая девочка, из-под капора которой выбивались темные куд ряшки. Цыгане, которых в 50-е годы прошлого века было много повсюду, особенно на железнодорожных вокзалах, шумно подбадривали ее восклицаниями и ритмичными похлопываниями в ладоши. Было заметно ,что ей очень нравится такое внимание публики, и она старательно изображала все, что умеет. В самый разгар веселья вокзальной публики в толпу стремительно врезался грозный блюститель порядка, а за ним рыдающая, модно одетая молодая женщина и невысокий чернобровый мужчина, волочащий большие тяжелые чемоданы. С криками: «Доченька, доченька, Лилечка!» – дама заключила ребенка в объятия и стала целовать обрадовавшуюся девчушку,лихорадочно проверяя все ли цело у их едва не потерявшегося первенца.


Молодые родители возвращались из своего первого длительного полугодового отпуска «на материке». Путь у них был совсем не близкий: Магаданская область – к месту службы отца девочки. На свою родину в Казань они впервые привозили двухлетнюю дочку Лилию. Изначально родители выбрали ей другое,необычное имя –Лаура.Однако казанские бабушки быстро разглядели в нем немецкие корни и воспротивились. Насчет корней они были правы: насмотревшись в офицерском клубе трофейных фильмов, будущие родители почему-то для девочки присмотрели это иностранное имя. Но ослушаться своих матерей молодые не посмели и записали дочку под нежным, но тоже интернациональным именем Лилия. Впоследствии эта забытая история с двойным именем всплывет и заставит героиню совершить, по мнению многих знакомых, экстравагантный поступок: почти в 50 лет она объявит о смене имени (правда сделать это документально не хватило времени, или духу?). Так и останется она у своих учеников, знакомых и друзей под разными именами. «Весы» – что с них возьмешь!» - так объясняла это дочь героини рассказа, имея в виду знак гороскопа.


В Казани во время отпуска нескончаемые разговоры велись на двух языках: татарском и русском. Больше, конечно, на родном татарском. Родители Лилии приобрели наконец такую возможность после длительного русскоязычного общения вдали от родины. Они получали от этого удовольствие. И неожиданно обнаружилось, что для двухлетнего ребенка нет языковых барьеров. Очень скоро девчушка вполне стала понимать своих бабушек – дев-эни и соседских детишек, с которыми играла иногда во дворе. Двуязычье для нее стало нормой. На обратном пути в поезде супружеская чета из соседнего купе, очарованная темноглазой кудрявой общительной малышкой, упросила  родителей дать пообщаться с ней. Родители девочки не удивились тому, что ее вернули со словами: «На каком языке говорит ваш ребенок?».


Во время отпуска произошло своеобразное знакомство Лилии с индийской культурой. У дядюшки Равиля был патефон и множество пластинок с популярными танцевальными мелодиями их молодости и песнями из индийских фильмов «Бродяга» и «Господин – 420» с участием знаменитого тогда актера Раджа Капура. Эти романтические, сентиментальные фильмы были весьма востребованы и в офицерских клубах Магаданской области. Семейные пары, не имея рядом дедушек или бабушек, чтобы оставить на них малышей, брали ребятишек с собой на вечерние сеансы в кино. Они полагали, что дети благополучно смотрят сны под индийский кино-аккомпанемент... 


Казанские родственники несказанно умилились, увидев, как под патефонные звуки известной и любимой индийской песни маленькая гостья стала танцевать. Имитируя движения индийского танца, соединив ладошки под подбородком и двигая головкой вправо и влево, она напевала: «Тюте-люте хиндастане... Терпинай тюте-люте...». Расчувствовавшись, тетя Сагида сняла с подушки легкую кружевную накидку и набросила на кудрявую головку племянницы, завершая образ. С тех пор стало традицией, придя в гости к дяде Равилю, просить включить «музыку тюте-люте», наряжаться, стаскивая с кровати тети полупрозрачную накидку и скидывая с ног крохотные тапочки.Потом карандашом ей рисовали на лбу родинку и  девчушка с упоением кружилась в индийском танце. Внимание публики и аплодисменты пришлись по душе маленькой колымчанке. Возможно, поэтому во время длительного и утомительного возвращения обратно на родину в суровый край , услышав в шуме вокзала романтические, задушевные звуки цыганской песни (а мы-то знаем, что родина цыган – Индия), малышка умудрилась незаметно ускользнуть от усталых родителей туда – к славе и аплодисментам...


Отношения с представителями буйного непокорного племени, расселившегося по всей земле, у Лилии сложились неоднозначные. Уже в юности она неожиданно стала обожать цыганские мотивы: научилась потряхивать плечами, рассыпая по ним длинные темные волосы, крутить виртуозно подолом юбки, пускаясь в пляс на вечеринках. А они, цыгане, мимо спокойно пройти не могли, вероятно выглядывая под ее выразительной внешностью родственные черты и непокорную душу. Поэтому девушка выработала свою оборонительную тактику: взгляд упереть в землю и стремительно, молча удалиться. Правда иногда бывали срывы... Однажды, будучи студенткой она торопилась, опаздывая на зачет по физкультуре, проходивший на стадионе парка им. М Горького в центре Казани. Совершенно неожиданно перед ней появилась цыганка с чумазым мальчонкой. Преградив дорогу, она стала клянчить две копейки, чтобы позвонить, получив отказ разразилась проклятиями вслед убегающей... К этому эпизоду мысленно Лилия часто возвращалась, пытаясь связать возникающие жизненные испытания с теми цыганскими грозными посулами. Однако, когда в ее молодой жизни случались сложные моменты, когда силы души были почти на нуле, она ставила на диск проигрывателя огромный пласт с любимыми песнями и плясками цыган театра «Ромен». И без свидетелей, закрыв все двери, Лилия отплясывала до изнеможения, потряхивая плечами, превратив в цветастую магическую шаль любую подходящую тряпку, заряжаясь душою живительной огнивостью цыганских мелодий.


Ее симпатии к индийской музыке и танцам сохранились до сих пор. Временами, желая получить релакс, она, пощелкав пультом, находит канал Zee-TV, где смотрит передачи об индийской мифологии, либо некоторые фильмы 70-80х годов. Но родинку на лбу уже не рисует...


В очередной раз убеждаюсь, что энергетические ниточки, возникшие в детстве, пронизывают и удерживают нас в дальнейшей земной жизни...


Рецензии
Индийская культура и музыка действительно прекрасны, любимая музыка действительно помогает вернуть силы чтоб продолжать жить в сложных ситуациях, когда руки опускаются.

Энгель Гиззатова   22.03.2021 14:31     Заявить о нарушении