Вадим Сеничев о боевых искусствах Европы

Интервью с писателем и историком Вадимом Сеничевым

Здравствуйте!
С появлением интернета, мы стали больше узнавать об истории, о воинских искусствах, правда, не всегда качественную информацию. Тем не менее, в той же области боевых искусств, многие открыли для себя, что Запад не только не уступает, но и даже может назваться «старшим братом» в вопросе зарождения систем рукопашного боя.
А что же известно о рукопашных схватках из европейской древности?

Давайте определимся сразу: мы ведем речь именно о РУКОПАШНЫХ схватках, то есть без оружия, или все-таки с оружием? Дело в том, что бои без оружия, исключая спорт и борьбу скорее для развлечения, в древности не были распространены. Начиная с изобретения самых древних видов оружия — копья, топора и лука — человек предпочитал «решать вопросы» именно с их помощью.
Для нашего вида это естественно. У нас нет когтей, нет больших клыков, поэтому только оружие дает нам какое-то преимущество в бою. Если проанализировать то, что нам известно о чисто рукопашных техниках, то выяснится, что все они — хоть восточные, хоть западные — сложились либо в сильно поздние, близкие к современным времена, когда с оружием ходить по улицам было уже по тем или иным причинам затруднительно, либо являются некими «техниками отчаяния», как окинавское карате, призванными компенсировать… Что? Отсутствие оружия!
Самый древний из описанных в истории поединков — это, пожалуй, бой египтянина Синухета (Синухе) с неким бойцом из загадочной «страны Ретену», располагавшейся примерно в районе нынешней Сирии. Он известен из «Сказания о Синухе». Произошел этот бой около 4 тысяч лет назад, и происходил так: вначале воин Ретену метал в Синухета дротики, от которых тот увернулся, затем египтянин метнул свой дротик (или выстрелил из лука — переводы разнятся) и попал противнику в шею. После чего преспокойно добил его топором.
Как понимаете, о каких-то сложных изысках в стиле «встать в позу воспаряющего дракона и атаковать противника «клювом ястреба» говорить тут совсем не приходится. Обстрел метательным оружием примерно с 20-30 шагов и переход в ближний бой — вот обычная тактика древности. Кстати, если проанализировать Гомера, удивительно точного в некоторых вещах, то примерно по этой же схеме происходили и схватки ахейцев с троянцами под стенами Трои.
Какое влияние на формирование античных систем боя голыми руками оказал Ближний Восток? Месопотания, Древний Египет могут похвастаться упоминаниями о самых ранних системах борьбы и бокса в истории человечества.
Месопотамия… Это шумеры с аккадцами, что ли?) Именно они были примерными современниками древних египтян. Хотя тут любой историк сразу придерется к формулировке — каких «древних»? Древнего Царства, Среднего или же Нового?
Но в любом случае… Скажу так: о воинских искусствах Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона мы знаем сейчас до обидного мало. Древние об этом почти ничего не писали, их совершенно не волновала конкретика боя. Они в основном формулировали так: царь такой-то пошел войной на царя такого-то и победил либо проиграл. Тут еще надо учитывать, что в совсем древних обществах единственным полноценным человеком часто считался только царь (вождь). Остальные, в том числе воины, были как бы его придатками. Поэтому войны часто описывались с позиций победы или поражения конкретно царя, его же воинам внимания не уделялось почти никакого.
Кроме того, древние часто делали записи либо религиозного, либо хозяйственно-бытового толка, но, повторюсь, почти совершенно не описывали, как, с их точки зрения, необходимо драться. Поэтому, как говорится, источников — нет-с, исключая косвенные.
У египтян примерно эпохи Среднего и Нового царств, как мы можем предполагать, существовало нечто вроде спортивного фехтования. Удары наносились короткими палками и отбивались дощечками, привязанными к предплечьям. В некоторых храмах сохранились барельефы, изображающие такие поединки:
Обратите внимание: фехтовальные палки имеют развитые гарды почти современного облика))
Также, если судить по барельефам, у египтян ближе к эпохе Нового царства существовал и какой-то вид борьбы, но о его применимости в боевых целях, приемах и правилах судить с нашей колокольни сложно. Вообще борьба в Древности была всегда скорее спортом, чем боевым искусством.
В Древней Греции было несколько видов борьбы, включая знаменитый панкратион — что-то вроде нашего ММА. Профессиональные спортсмены были очень уважаемы в обществе. Но вот в бою основным оружием древнего эллина были копье (у гоплита) и праща (у вспомогательного бойца — пельтаста). При этом никаких источников информации о существовании у греков фехтования на боевом оружии у нас нет.
Кое-кто из них, например знаменитый писатель и наемник Ксенофонт, вообще говорил, что человека нет необходимости учить тыкать копьем. Это умение, дескать, даровано ему от природы. А Ксенофонт воевал всю жизнь, что-то в этом вопросе он да понимал…
У римлян популярность борьбы несколько снизилась, зато в эпоху расцвета Империи возникла мода на «гражданское», бездоспешное фехтование, преподаваемое учителями из гладиаторов-вольноотпущенников. Но о степени его распространения и популярности у нас сейчас опять-таки мало информации, ее также почти нет об используемых тогда приемах. Ну, кроме описаний реальных поединков — вот здесь, если абстрагироваться от античного многословия, можно выудить кое-какие сведения. Правда, они все будут косвенными...
Принято считать, что в средние века многие достижения человеческого гения были утеряны, в том числе и боевые искусства. Но насколько это утверждение верно? Насколько я знаю, средневековье изобиловало школами фехтования, а так же техниками борьбы.
Вот как раз-таки боевые искусства — то, что жители Средневековья создавали самостоятельно. В этом вопросе они просто не могли опираться на античные техники — за почти полным отсутствием последних.
Но при этом основная роль опять-таки отводилась холодному оружию: копью, мечу, кинжалу. Пешком, на коне, в доспехах и без доспехов (сие есть большая разница). Большинство средневековых трактатов по фехтованию куда больше времени уделяет, например, конному бою, чем борьбе без оружия.
Приемы, связанные с «чистым» рукопашным боем, тоже описывались, но в основном где-то в конце трактата. И были не очень многочисленны. В основном они сводились к приемам борьбы, рассчитанным на то, чтобы взять противника в плен, а не вырубить или убить его голыми руками. Один из самых древних (и самых, как ни странно, понятных современному читателю) таких трактатов — это трактат Фиоре де Либери «Цветок битвы» 1408 г.
И то приемы рукопашного боя, описанные в нем, в основном сводятся к тому, как голыми руками отбиться от человека с кинжалом или даже мечом. Это опять-таки «приемы отчаяния».
Что же говорить именно о фехтовальных школах, включающих в себя и бой на холодном оружии, и приемы схватки без него, то… Они начинают появляться (в трудах отдельных мастеров) примерно во второй половине XIV века. Вообще говорить о европейской фехтовальной школе как таковой — не совсем корректно. Школа подразумевает (как в Японии в эпоху Эдо) определенные общие стандарты обучения, общие базисы, связь между мастерами из разных мест, обучающих сходным техникам, наконец — массовое обучение, как в той же Японии. В Европе не было именно этого — массовости. Большая часть годных фехтбуков, как фехтбуки того же де Либери или Тальхоффера, были созданы своими авторами для обучения конкретного человека — как правило, сюзерена автора. Они не предназначались для широкого распространения. Есть исключения вроде труда основоположника немецкой традиции фехтования герра Лихтенауэра, но его «Цеттель» написан в стихотворной форме и зашифрован не хуже катренов Нострадамуса. Даже если у вас есть хорошая современная фехтовальная подготовка, но нет навыка расшифровки заковыристых средневековых текстов, вы в том «Цеттеле» мало что поймете))
Поэтому относительно Европы корректнее говорить о традициях фехтования: итальянской, немецкой, испанской, более поздней французской и т. п., чем о школах. Традиция здесь — это некий набор основополагающих элементов, приемов и техник, с которыми была согласна большая часть фехтовальных маэстро, живущая приблизительно в одно время на сравнительно небольшой территории — ну, скажем, в Северной Италии. Но это не «школа» в том понимании, как принято на Востоке.
Обучение боевым искусствам в Европе вплоть до XVI – XVII века было индивидуальным. Только к середине шестнадцатого столетия начали появляться фехтовальные школы с классами для занятий одновременно многих учеников, фехтовальные братства вроде «марксбрудеров» и «федерфехтеров» в немецких землях, где практиковалось более-менее массовое обучение. Кстати, вовсе не обязательно дворян: тогда фехтование было в большой моде и среди мещанского сословия. «Братство святого Марка», марксбрудеры, состояло в основном из зажиточных ремесленников, а его основные «политические противники», федерфехтеры, пополняли свои ряды из студентов. В Испании начали появляться школы «Дестреза Вульгарис», по поводу которых в своих трудах так и исходят ядом основоположники каноничной техники «Дестреза Вердадера» Карранса и Нарваэс, и т.п.
Но именно тогда же, к XVII веку, фехтование начало потихонечку превращаться из боевого искусства в спорт...

Бить кулаком считалось делом неблагородным, при чем и на Востоке тоже. У самураев не была развита ударная техника, практически отсутствовали удары кулаком. Когда же кулачный бой перестал быть простолюдинской забавой?

Очень поздно по историческим меркам — к восемнадцатому, а то и девятнадцатому веку. Это французский сават и английский бокс: других школ чистой «рукопашки» в Европе особо и не сформировалось.
Можно ли вообще говорить серьезно о каких-то системах боя голыми руками в старые времена, когда  обиходе было холодное оружие?
Нельзя. Смысла нет. Человек с мечом или кинжалом всегда имеет преимущество перед человеком безоружным. Как говорил Василь Иваныч Чапаев в том анекдоте - «Куда им с голыми пятками да против шашки?»
И он здесь абсолютно прав. Несмотря на существование приемов борьбы с голыми руками против меча или кинжала, все это - «приемы отчаяния», рассчитанные на то, чтобы выиграть хотя бы пару секунд, отшвырнуть, отбросить противника при неожиданном нападении и выхватить свое оружие. А нож или кинжал в Темные века носил на поясе каждый, даже крестьянин. Мода на ношение ножей стала проходить к тому же XVI веку, когда в городах и деревнях стало хоть немножечко, но безопаснее.

Насколько меняется боевые искусства с развитием мореплавания? Бой на суше и на неустойчивой поверхности диктовали свои особенности ведения схватки с оружием и без него? Существовали ли техники боя при попадании в воду, борьбы под водой, как у спецподразделений ВМФ сейчас?

А это очень интересный вопрос. Абордажи, бои на палубах кораблей известны с самой глубокой древности, еще с тех же допотопных египтян. Однако по поводу каких-то особых морских техник боя источники молчат наглухо, как воды в рот набрали.
На сегодняшний день историческая наука не предполагает существования каких-то особых техник морского рукопашного боя. Более того: в самую «пиратскую» эпоху, в XVII-XVIII веках, судьба абордажа решалась в основном расстрелом противника из пистолетов. Тогдашний пират или военный моряк вовсе не обязательно хорошо рубился абордажной саблей. Он хорошо стрелял, и свободные деньги тратил обычно на качественные пистолеты и порох. Ну, те, что не пропивал в портовых кабаках…)
У каждого члена абордажной команды при себе в бою имелась минимум пара пистолетов. Минимум. Холодное оружие — уже на крайний случай, если не получилось подавить противника огнем.
Хотя известны случаи, когда на палубах кораблей даже дрались двуручными мечами. Это как раз предшествовавшая массовому распространению пистолетов эпоха — XVI век (пистолеты уже давно изобретены, но пока что весьма дороги):
«Алессандро прыгнул со своей галеры на вражеский корабль и напал на турок с двуручным мечом. Он рисковал погибнуть, ибо турки норовили ранить его в ноги, ибо остальное его тело было хорошо защищено. Алессандро, вращая двуручным мечом вокруг себя, разогнал и ранил множество врагов и смог повести своих людей за собой, захватив галеру.»
Описание эпизода битвы при Лепанто в 1571 году, от историка Джованни Болелло, труд «I Capitani» (1607 год). И этот случай далеко не единственный, эспадоны и цвайхандеры тогда знатно погуляли по головам турецких матросов…
Что же насчет схваток в воде и под водой… Это для Средневековья, Ренессанса и Нового времени нонсенс. Полный. Тогда даже моряки редко умели плавать, на кораблях не было спасательного снаряжения, зато в морях, особенно южных, типа Карибского, хватало акул и барракуд. Лучше уж захлебнуться сразу, знаете ли, чем дожидаться этих милых рыбок…

С каким бы из ныне известных видов единоборств, вы бы сравнили технику боя без оружия в древние времена в Европе?

Борьба вольным стилем, немного от MMA.
 
Зачем нужно осваивать техники ведения боя с холодным оружием и без него в современное время? И нужно ли? Какую ценность играют единоборства на сегодняшний момент и играют ли вообше?

Насчет восточных единоборств не скажу — не занимаюсь ими ) Но вообще — и бой и холодным оружием, и «рукопашка» дают очень хорошую общую физическую подготовку, оттачивают скорость реакции и координацию, и в общем и целом повышают шансы уцелеть в обычной драке, хотя, разумеется, и ничего не гарантируют.
Самое главное, что дают любые боевые искусства — это психологическую подготовку. Способность больно ударить человека мечом (хоть даже и затупленным) и кулаком. Без этого… Ты можешь быть натуральным сенсеем с высоким даном по тому же кэндзюцу (японское фехтование в целом), но если ты не способен палкой в целях самозащиты отоварить на улице хулигана — грош цена и тебе, и всему твоему искусству.
Но вот степень «контактности» как раз во многих боевых искусствах очень разная. Очень.

Ныне популярные техники ножевого боя имеют под собой реальную практическую и историческую основу или это такой же новодел, как карате или айкидо, презентующие себя как практические системы боя?

Насчет карате я бы не был так уверен, что это прям новодел, но… ))
В целом — сейчас практикуется именно ножевой бой. С большим количеством режущих движений. А в Средние века, по крайней мере в Европе, бой был кинжальный. Если проанализировать источники, то выяснилось, что тогдашний боец предпочитал прямой колющий кинжал, держал его в 70% случаев обратным хватом, а удары наносил обычно сверху вниз. Это связано с большим распространением в Европе толстой простеганной одежды, которую очень непросто прорезать — но можно пробить уколом.
Какая эпоха ближе всего вам и почему и какая система ведения ближнего боя?
Насчет эпохи так прямо не скажу, у меня нет любимчиков в этой области. Меня интересует развитие холодного оружия и фехтования в мире в целом. Но что же насчет ближнего боя… Бой двуручным мечом за ближний считается? )))


Рецензии