Октябрь. Гл. 40. Цех АТС должен постараться!

Глава 40. Цех АТС – должен постараться!

А если точно расставлять акценты, с учётом существующих реалий –  поправить положение с установками телефонов, насколько это ещё возможно, в оставшиеся до конца года, месяцы, может только – цех АТС.
Тяжёлая, в этом году, свалилась на цех АТС ноша. Едва-едва успели развести проблемы с Васильковской ПСК – практически баз передышки, им придётся подключиться теперь и к работам по расширению своих декадно-шаговых АТС, и в первую очередь – по АТС-4.
Не позволит горком и обком ни мне, ни Фенину, в конце года, оставить без связи такие важные для области объекты, как конторы Агропромышленного комитета и Межколхозстроя, телефонизацией которых занимается Сторожилов.

Я не силен в городских АТС. Мне не довелось непосредственно на них работать. Но я знаю на своём опыте – в случае возникшей неисправности, сколько знаний сообразительности и главное – внимательности, при чтении и прозвонке релейных схем, требуется от персонала, обслуживающего эти станции.
Довольно долго, благоговейный ужас, пока не набрался опыта, вызывали у меня, даже, четыре статива двухсотномерной координатной сельской станции. А тут в огромном автозале тысячи номеров и десятки – десятки – целое море, взаимоувязано работающих стоек различного назначения.
Какие же головы надо иметь, обслуживающим эти станции, инженерам и техникам! Любая электрическая цепь соединения – это немыслимое количество задействованных одновременно, замкнутых и разомкнутых, контактов реле. Попробуй – часто лишь с помощью примитивного пробника – отыщи неисправный…

Координирует работы по расширению станций Макарычев. Обычно, без моего участия, собираются у него в кабинете специалисты АТС вместе с Нурахметовым.  Что-то маракуют…
Александр Николаевич рассуждает разумно – четыреста добавленных номеров на АТС-4 – проблемы, по реально требовавшемуся количеству номеров в центре, не решат. Даже – с учётом отодвинутой во времени, но всё же, предстоящей телефонизации района Элеватора. По его подсчётам – уже в ближайшее время, на центральной – АТС-4, понадобится не менее 1000 свободных номеров.
Я не против его аппетитов, но где взять оборудование? Суть его заседаний со специалистами цеха и есть поиск этого оборудования. И, кажется, они нащупали вариант, при исполнении которого, путём некоторых пертурбаций с оборудованием для АТС-7 и имеющегося на действующих станциях некоторого резерва, можно изыскать для АТС-4 резервы развития её мощности ещё на 400 номеров дополнительно к четырёмстам запланированным. Правда, в результате, при расширении – АТС-7 получит, в основном, блокираторные номера.

Меня это не смущает. В Боровском микрорайоне нуждаются в телефонизации в подавляющем своём количестве – квартиры. И проживающие в этих квартирах люди, истосковавшиеся по телефонам, вряд ли будут особо привередничать.
Нужно быстрее приступать к исполнению задуманного и пусть не все – 800, но какая-то часть добавленной ёмкости на АТС-4, должна заработать, уже, в этом году.
Макарычев берётся, во взаимодействии с главным инженером Управления связи Конаковым, решить вопрос по усилению группы СМУ Телефонстрой дополнительными монтажниками – хотя бы, ещё одним человеком и в срочном порядке, перебросить их на объект АТС-4. А в помощь им, настроечными и тренировочными работами, должны будут заняться специалисты цеха АТС.

Мне важно знать реальность исполнения задуманного в требуемые сроки. Из отдельной беседы с начальником цеха Нурахметовым Аскаром видно, что он совершенно не уверен в практической осуществимости, поставленной перед его цехом задачи. Уклончиво уходит он от прямо поставленных вопросов, в поисках ответа, на многие из них – зависает в тягостном молчании. И чаще всего, в ходе беседы от него слышится
– При условии… при условии… при условии... Какие тут к черту условия – в цехе нужно, просто нормально организовать работу.
Я не удовлетворён результатом беседы с Нурахметовым, я ни в чем его не упрекаю, не высказываю недовольства. Но в душе, меня просто поражает даже не скрываемое им, равнодушие к решению очень важной для предприятия, проблемы. И всё же. Уже хорошо и то, что он не убаюкивает меня многообещающими, пустыми заверениями.

  По складу характера – Нурахметов совсем не лидер. Он хороший состоявшийся инженер, и я чувствую, что его тяготят обязанности начальника цеха. Но мне некем заменить Нурахметова – должности руководителей среднего звена, на предприятиях, не привлекательны в переживаемое нами, непростое время, хлопотны и совершенно неадекватны по зарплате.
На эти должности ещё можно уговорить редкого, как вымирающие в природе зубры, не понюхавшего реальной жизни энтузиаста, либо, ещё более редкого, очень совестливого и ответственного, даже в ущерб своим личным интересам, человека. Но такого человека ещё найти надо.
Непрочный энтузиазм Нурахметова давно иссяк, просто растворился в обыденности текучки, но он, безусловно, порядочный человек, и удерживает его на опостылевшей должности, только совестливость…

Самый опытный в цехе АТС инженер, не считая, с нетерпением ожидающей выхода на пенсию, Семенды Ольги Кирилловны – Гаврилюк Флёра Валиевна. В периоды отсутствия Нурахметова вся ответственность за состояние дел в цехе ложится на её плечи. И лучше её – декадно-шаговые станции никто не знает.
Флёра постоянно чем-то занята. То тут, то там, мелькает в автозале её фигура, среди рядов с подпрыгивающими и вращающимися, строчащими трескучими очередями, декадно-шаговыми искателями. Беседовать с ней среди этого, непривычного моему уху, оглушающего шума, невозможно. После того, как завершит работу, приглашаю её для беседы в свой кабинет.
На лице Флёры Валиевны усталость и озабоченность. Её что-то угнетает и под тяжестью своих мыслей, ссутулившаяся, с опущенными плечами, выглядит она подбитой уточкой.
Вопреки моим ожиданиям, Флёра не боится предстоящей работы по расширению станции и она уверена, что, если по-настоящему взяться – за месяц, первые несколько сотен номеров, в работу пустить можно. Подавленный внешний вид Флёры вызывает гнетущее впечатление, а ответ – радует.

– Ну что, ж Флёра Валиевна, комплектуйте себе группу. Необходимых для этой работы специалистов, подберите сами.
Флёра соображает на лету
– А много их и не надо. Пожалуй, Дъяченко Ларису и новенького инженера Надю Юлуеву возьму, и достаточно. Вот только, командированных монтажниц – надо бы подстегнуть.
– Подстегнуть и помочь им – над этим поработает Макарычев.
Обеих, названных Флёрой работниц, я хорошо представляю. Лариса Дъяченко годом позже закончила тот же институт, что и я, сама – родом из Фрунзе, приехала в Синегорск на родину мужа, здесь и закрепилась. Улыбчивая, при общении распространяющая обстановку спокойной уверенности, энергичная, с южным задором, молодая женщина. Она светлым лучиком выделяется на фоне мрачной, в целом, ауры, царившей в коллективе.

А вот Юлуева Надя – совсем другого склада, по характеру. Тоже инженер электросвязи. Чуть более года назад принимал я её на работу. Конечно, ей было трудновато сначала. По окончании института, она не работала на профильных предприятиях связи. Потихоньку освоилась, успешно нарабатывает профессиональные навыки. Но вместе с тем – толи в силу характера, толи в силу иных, неведомых причин, успела уже Надежда наработать странную  манеру поведения  – серой, старающейся ничем не выделяться, мышкой держится в коллективе – вот, вроде бы и рядом стоит, а вроде бы, её и нет.
До меня доходит информация, что иногда, в цехе АТС бурлят нешуточные страсти, но они не касаются работы и носят оттенки личных взаимоотношений. Это всё-таки, в основном, женский коллектив. А вот на фоне других цехов Телеграфно-телефонной станции – цех АТС, в целом, самый незаметный.

И, похоже, стремление затаиться – это годами сформировавшаяся защитная коллективная реакция людей, работающих на АТС. Реакция на пугающие грозы, раскаты грома и вспышки молний, обрушивающиеся от начальства, на, раскритикованные в пух и прах, результаты работы смежного цеха ГТС. Тесно, одной цепочкой,  связанны эти результаты с деятельностью цеха АТС и бьют по нему рикошетом. Очень легко, ненароком высунувшись, некстати подвернувшись под горячую руку – навлечь и на свою голову отголоски, а то и тоже, прямые удары этих громов и молний. Затаившись – легче выживать.
Я всё-таки, просто не имею права не обратить внимания на подавленный вид Гаврилюк.
– Флёра Валиевна, почему вы такая грустная, у вас что-то случилось?
Из близоруких глаз  работницы, спрятанных за очками с большими диоптриями, неожиданно начинают катиться крупные слезы. Флёре Валиевне очень неудобно, но она плачет и молчит, молчит и плачет.

Я, ненароком, зацепил что-то, болевшее в ней. Теряюсь от вида слез, ничего не значащими словами пытаюсь её успокоить. Улавливаю, что неприятности Флёры не связаны с работой и кроются в её семейных взаимоотношениях. Потихонечку, женщина снова берет себя в руки, а я кроме сочувственного, с бодрящими нотками:
– Всё уладится, всё уладится – ничем ей помочь не могу…
Тягостно на душе. И бессилие какое-то. Наконец, несколько успокоившись, Флёра, покидает мой кабинет, но странное дело – я почему-то уверен, что личные неприятности Флёры никак не повлияют на результаты исполнения ею, нового поручения.

***
Я не прислушался к совету Макарычева – собрать бригаду кабельщиков у себя в кабинете, для очередного разговора о необходимости усиления работы по снижению кабельных повреждений. По моему твёрдому убеждению, наступает период, когда руководство цеха ГТС должно самостоятельно привести своих подчинённых к такому результату их работы, когда не устранённых кабельных повреждений, на конец дня – не будет совсем.
На достигнутых, за три квартала, результатах работы цеха нужно, без наносного ажиотажа, продержаться ещё месяца полтора. Приближающиеся зимние условия «зима – сухо» непременно станут естественными союзниками руководства цеха ГТС в достижении поставленной перед ним задачи.

  А пока, весь октябрь, кабельные повреждения на сети как бы заморозились на одном уровне. Вроде бы и серьёзных аварий на сети нет, и кабельная бригада выполняет ежедневно определённые, конкретные работы, а повреждения упорно не хотят уменьшаться, застыли…
Весь месяц они с упорной стабильностью продержались на уровне восьмидесяти штук. Посмотрим, что покажет следующий месяц...


Рецензии