Дела сердечные глава 1

)
-- Шейте,-- сказал Сергей Александрович ассистенту,сам  направился к выходу,на ходу снял маску и перчатки,бросил в бак. Быстрым шагом прошел по коридору,вошел в кабинет и устало опустился в кресло. Достал сигарету,прикурил и с наслаждением затянулся.Он очень устал,хотя работали поочередно четыре хирурга. Операция шла шесть часов,сложнейший порок сердца:дефект межпредсердной перегородки.Удивительно,но с такой болезнью девушка дожила до 19 лет.Он еще раз, мысленно, вернулся в операционную.
    С утра там уже работали все,кто обязан присутствовать при операции. На столе лежала девушка,в другое время  обратили бы внимание на ее красивое, прекрасно сложенное тело,но сейчас стоял вопрос о ее жизни.Анестезиолог,Зинаида Андреевна,успевшая полюбить девушку,что-то тихо говорила ей,успокаивала.Несмотря на то,что у всех была работа,больную все поддерживали и говорили с ней весело.Хирурги уже помылись,переоделись в стерильную одежду,стояли возле стола,и между собой, еще раз, обсуждали план операции.Ведущим хирургом,конечно,был главный врач и заведующий отделения сердечной хирургии,Сергей Александрович.Ассистировать ему будет лечащий врач,Лики,(так звали больную) Виктор Андреевич.Ровно в одиннадцать операция началась,девушка уже была под наркозом.Зинаида Андреевна внимательно следила за состоянием больной и работой аппаратуры,но все шло хорошо.Постепенно напряжение у всех спало,каждый умело и профессионально выполнял свою работу,послышались даже шутки. Прошло три часа,приближалось самое основное -- открыть сердце.Девушку подключили к аппарату искусственного кровообращения,который является временной заменой сердца и легких. Сергей Александрович волновался,он не знал,в каком состоянии перегородка между предсердиями.Открыв сердце,улыбнулся и подмигнул ассистенту,тот понял его и подал материал для "заплатки". За двадцать девять минут все было успешно вшито,аппарат отключили,Сергей Александрович  соединил сердце с аортой и легочным стволом,после этого оно включилось в работу и самостоятельно стало перекачивать кровь. Все это ,словно в кино,промелькнуло у него перед глазами 
Все сделано верно. Сколько  уже раз делал такие операции,сколько сотен человек вернулись к нормальной жизни. Он не ждал благодарности,просто хорошо делал свою работу.  Отложив потухшую сигарету, подумал:
-- Ну,милая,теперь все за тобой. Мы сделали все,что  могли,даже больше,теперь ты постарайся остаться жить.
Он вспомнил, как поступила девушка в отделение. Лика была солисткой в танцевальном ансамбле.Несчастье случилось на репетиции,внезапно она упала и потеряла сознание.
   В отделение ее привезли из первой клинической больницы,где приступ был снят.Мать,плача,рассказала,что ее очень беспокоит состояние дочери,эти обмороки,которые уносят с собой ее силы.Лику оставили на обследование.
 Дверь открылась и вошел Виктор Андреевич,тоже устало опустился на диван.
--Закончили?-- спросил его Сергей Александрович.
-- Да,сейчас отвезут в реанимацию,я сам зайду и посмотрю,-- он протянул руку,взял чашку,встал и налил себе горячий кофе.
Сергей Александрович молча наблюдал за ним,потом сказал:
-- Знаете,коллега,а ведь в один миг мне стало страшно,когда открывал сердце. Помните,на той неделе,во вторник,когда мы оперировали малышку,до сих пор душа болит,жалко ребенка. У семилетней девочки сердце такое изношенное,как у старика.А я стоял и был бессилен помочь ей. Малышка обречена.
 Виктор Андреевич допил кофе,вернул чашку на стол и ответил:
-- Ну сегодняшний случай просто уникален,Лика будет жить,я уверен.
 В кабинет заглянула медсестра:
--Виктор Андреевич,больная уже в реанимации.
-- Иду,иду,--ответил он.
-- Если что не так,коллега, зовите меня,я еще часик побуду здесь,-- сказал Сергей Александрович.
   Зазвонил телефон,он снял трубку,послышался голос жены:
--Сережа,тебя во сколько ждать? Ты хоть обедал?
-- Не переживай,я обедал,-- солгал он ей.-- Я буду часа через два,к ужину успею.
Жена,видимо,почувствовала усталость в его голосе,чуть тише спросила:
-- Тяжелая операция была? Я слышу,ты устал.
От этих слов, у него что-то теплое шевельнулось в груди,он ответил:
-- Нет,нет,обычная операция,все хорошо.Не волнуйся за меня,-- он подумал и добавил.-- Спасибо тебе.
-- За что спасибо?-- в трубке раздался смех.
-- За все спасибо. Что ждешь и волнуешься,что звонишь,просто даже за то,что ты есть!
   Он встал и вышел из кабинета,направился в реанимацию.Не мог он уйти так просто,не убедившись,что все хорошо.
 В реанимации возле Лики работала лаборантка,она брала кровь на анализ каждые пятнадцать минут.Он подошел,взял результаты,стал смотреть. Виктор Андреевич,сказал,что результат не очень. Сделав распоряжения,Сергей Александрович покинул отделение реанимации.
В коридоре на посту сидели две медсестры и о чем-то тихо говорили.Он подошел и обратился к одной:
--Валентина,а что ты домой не идешь,ведь уже вечер,
Худенькая девушка,со светлыми кудрявыми волосами торчащими из-под шапочки, поправила очки и ответила:
-- Сейчас поеду домой.
Вторая медсестра,Катя,очень веселая девушка,улыбаясь, сказала ему:
Знаете,Сергей Александрович,она ждала когда закончится операция,волновалась за  Лику. Они так подружились за этот месяц,да мы все очень переживали. Девчонки вон даже звонили,спрашивали как дела? Светлый человек Лика,сегодня даже как-то грустно,что не слышно ее тихого пения и смеха.
 --Все хорошо,девочки,Лика будет жить,так и передайте всем,--он улыбнулся им в ответ и вошел в палату.
Здесь лежали три женщины,одной из них завтра предстоит операция по замене митрального клапана.
--Добрый вечер,девушки,--обратился ко всем,затем подошел к лежащей у окна женщине,лет сорока пяти.-- Ну как наши дела,Ксения Петровна? Настроились уже?Девочки на ночь сделают Вам укол и Вы хорошо отдохнете.Главное -- не волнуйтесь,отдыхайте.
Открыл дверь палаты,обернулся:
--Спокойной ночи всем,
--Какой хороший человек и хирург от Бога,--сказала одна больная.
Все согласились с ней. В кабинете он снял халат,надел кожаную куртку,навел порядок на столе,взял портфель и вышел,закрыв на ключ кабинет. Спустился на первый этаж, выйдя на улицу,вдохнул всей грудью свежего воздуха. Уже темнело,открыл машину,вставил ключ зажигания и машина плавно тронулась с места.
 Жена встретила словами:
--Слава Богу,Сережа! Ну сколько можно ждать,я уже дважды подогревала ужин.Я понимаю,это работа,но ты у меня тоже один,нельзя работать на износ.
-- Ниночка,ну что кипятишься? Вот он я! Все нормально и со мной все хорошо.
Она взяла из его рук портфель,он переобулся, они прошли в комнату. Сергей Александрович присел в кресло,прикрыл глаза,посидел минуту,потом встал и громко сказал жене,которая была на кухне:
-- Нина,ты прости,я есть не буду. Принеси мне в кабинет чай с лимоном.
    Лика открыла глаза,в палате полумрак,горела настольная лампа. Она повернула голову и увидела Виктора Андреевича,он нажимал клавиши на каком-то инструменте,она тихо сказала:
-- Ой,"пианинко!"
 Он повернулся на голос,улыбнулся ей и ответил:
-- Я уже скоро сутки играю на этом "пианинко",чтобы ты жила.Как ты себя чувствуешь?
Она облизала сухие губы и попросила:
--Пить,я хочу пить.
--Потерпи,дорогая,тебе пока нельзя.
Взял из стакана ложечку,обернутую бинтом,смочил в стакане с водой и поднес к ее губам. Девушка с жадностью схватила ложечку и высосала всю влагу.
--Достаточно,-- сказал он.--Больше нельзя.
Лика поморщилась,на лбу выступила испарина.
--Болит? Где болит?--спросил врач ее.
Она показала на грудь.
--Шов,это болит шов,он очень большой,сейчас дадут лекарство и будет легче.
Подошла медсестра и добавила в систему что-то из шприца,наклонилась над ней и прошептала:
--Сейчас будешь спать и боли чувствовать не будешь,все идет хорошо,ты молодец!


Рецензии