Скорость жизни Эссе

СЕРГЕЙ   НОСОВ

    СКОРОСТЬ ЖИЗНИ
               ЭССЕ

    Я помню в советские еще времена я был знаком с одним японским исследователем, историком культуры,  изучавшим и почитавшим русское славянофильство и стремившимся установить его связь с культурой и традициями стран Востока.
      Иногда приезжая в СССР (раз в несколько лет) этот уважаемый и известный на самом деле исследователь обычно удивлялся, осматривая в очередной раз наши столицы, Москву и Петербург (тогдашний Ленинград если быть точным).
        «Удивительно - говорил он мне дома за «восточным»  чаем -  ничего у вас в СССР не меняется совершенно с течением времени… Ничего.
Как будто здесь Средние Века…»
        И ведь действительно…
        Не вдаваясь в изучение тогдашних газет, политических лозунгов и прочего, что насыщало советскую жизнь в те брежневские времена., вспомним хотя бы характерные  детали быта и жизнеустройства  того времени…
     У нас например  в одном из «солидных» и вполне благоустроенных  районов Ленинграда    долгие годы была одна и та же булочная, один и тот же  всегда  замызганный внутри и снаружи магазин «МЯСО - ОВОЩИ», одна  и та же «ДОМОВАЯ КУХНЯ», одна на все времена «АПТЕКА» в соседнем доме и один единственный на долгие годы магазин «МОЛОКО»…
         Десятилетиями вокруг моего дома существовали те же магазины и с теми же витринами и с тем же однообразным набором продуктов.
          И мне теперь  кажется что и продавщицы и продавцы в этих советских магазинах тоже оставались теми же долгие десятилетия - не увольнялись , не уходили на пенсию и конечно ( упаси Боже!) никогда не умирали..
              Сама вечность как будто пришла тогда «в гости» к советскому человеку…   
           Леонид Ильич Брежнев старел… Ему постоянно вручались все новые награды… Бесконечные аплодисменты, бесконечные Звезды Героя на его груди… 
            «Дорогой наш Генеральный Секретарь…»  Иначе о Брежневе в прессе и на публике уже и не говорилось.  Хотя Генеральный Секретарь уже с трудом ворочал языком когда приходилось выступать на публике…. И интересовался больше новыми автомобилями и любимой охотой чем делами государственными.
                Теперь утверждается свысока - мол  это была «эпоха застоя»… 
              Можно подумать что сейчас - динамическое историческое время, в котором жизнь россиян  стремительно движется вперед и обретает новый облик и новое светлое содержание…
                Вспомним что со времени «лихих девяностых» с их бандитизмом и  наглыми приватизациями прошло уже двадцать лет…
                Много это или мало?
               Вот представьте - советская Россия в 1920-ом году когда и НЭП еще не начался и разруха кругом была полнейшая… И СССР в 1940-ом году накануне нападения Гитлеровской Германии… Эту большую войну века мы встретили хотя и недостаточно подготовленно, но -  победили!
           Ту войну встретила мощная и уже совсем другая страна.
            А ведь прошли тогда  те же самые двадцать лет… И как изменилась за это время страна! До неузнаваемости изменилась…
                Ныне же за те же самые двадцать лет в современной России не изменилось ровным счетом ничего. Просто ничего!
                Новая «эпоха застоя»?  Конечно!... Хотя и именуется она вежливо и дипломатично эпохой «сохранения стабильности»…
                В России все меняется «большими скачками»…
             Как скаковая лошадь годами стоящая в тесной конюшне вырывается Россия порой на волю - и бешено скачет по дикой степи сама не зная куда… к гибели или с новому призрачному счастью.
             Образы Блока в «Скифах» тут сразу вспоминаются...
             И действительно же чувствовал Александр Блок как большой Поэт-Провидец свою страну… Удивительно тонко и глубоко чувствовал!
              Сейчас много говорят о наивности Блока и его заблуждениях в «революционной» поэме «Двенадцать», даже о «бесовстве» Блока в этой поэме говорят…
              И бесовство в этой гениальной поэме действительно изображено…  Причем - настоящее,  страшное,  губительное и губящее людей и мир  бесовство…
             Но это не «бесовство» самого Блока - а бесовское начало в его времени, времени большевистской Революции…
              Бесы победили тогда в России. Или скорее - бесы победили саму Россию, завладели ею и унизили и изнасиловали  ее…
              Темное и мистическое в том времени чувствуется очень остро.
            Об этом некогда блестяще писал Бердяев в знаменитой брошюре «Духи русской революции»… Да и многие тонкие и глубокие люди замечали это и писали об этом.
               Блок в «Двенадцати» ничего не придумал - он изобразил в поэтических картинах свое разнузданное и бесовское время, в котором вскоре  и сам погиб и как человек и как поэт.
                И винить Блока в этом изображении без всяких прикрас правды жизни и правды своей эпохи безжалостно и по сути безнравственно.
                Каждый большой художник изображает свое время. Он не может жизнь и творить иначе - как будто ничего вокруг себя не видит и не слышит.
                И в России время у больших художников или останавливалось вообще - у Льва Толстого, у Чехова, у Бунина…
                Или время летело «очертя голову» в неведомое - у Блока, у Есенина, у Марины Цветаевой…
                У Льва Толстого - мир вечен… 
                И в этом неувядающая красота и  притягательность его творчества…
            Наташа Ростова, князь Андрей, Пьер, потом Анна Каренина, Вронский, их любовь и драма их жизни - все это принадлежит вечности наравне с образами Шекспира…      
               Но в тоже время рождались в России же и герои Достоевского - и это чаще всего выходцы из темного «подполья» жизни, мрачные тени или беспомощные жертвы зла…
             Это нескончаемая череда несчастных «униженных и оскорбленных» и рядом с ними  череда объятых «бесовством» и не ведающих  никаких законов милосердия и добра  «отпрысков дьявола» во главе с младшим Верховенским и прочими…
                У России два лика  - бесовский и ангельский . И это действительно так.
               Только насчет «ангельского» лика России придется сказать - все таки он иллюзорен хотя по настоящему светлое начало наверное есть и в русском человеке и в русской жизни…
             Взлеты духа есть в России действительно - об этом говорит наше искусство. Но…
                Трагически не благоустроена жизнь в России во все времена. И в бедности и в унижении живут в России во все времена обычные простые люди на которых Россия и держится.
                Периоды благодушного застоя сменяются в России периодами разнузданного «буйства» когда на поверхность российской жизни выливается из каких-то неведомых глубин муть и грязь…. И заполняет собой все жизненное пространство.
                Так было в 1917-ом году. Так было и в начале 1990-х годов.  Когда российский народ снова нагло ограбили сказав «что так надо» и что мол «выхода не было»..
                А сейчас новая верхушка, народившаяся за счет ограбления народа в начале 1990-х годов, благополучно держит нынешнее «население» России в подчинении, наслаждается своим неправедно нажитым богатством и своей безмерной властью … И ничего конечно менять в России не собирается.
                И это называется «эпохой стабильности». 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   








               


Рецензии