Образ писателя Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

      ОБРАЗ ПИСАТЕЛЯ
                ЭССЕ

     Художественная литература имеет дело с образами, творит образы и опирается на образное мышление.
      Но не менее чем образы созданные в художественных произведениях важен на самом деле и значим для литературы  образ самого писателя-творца.
        Каков он этот создатель, творец  художественных произведений, чем значима и чем увлекает его личность и его жизнь - это всегда волновало читателей и поклонников не меньше чем творчество выдающегося писателями, чем сами его художественные произведения.
       Пушкин - беспечный и вечно юный вдохновенный гений….  Поэт восторженных романтических порывов и незабываемой красоты и радости жизни.
       Мятущаяся и трагическая тень Гоголя - создателя нетленных вечных образов зла и уродства (в великих и трагикомических «Мертвых душах») и подлинного народного поэта и сказителя (в чудесных «Вечерах на хуторе близ Диканьки»).
        Мучительный образ Достоевского - само воплощенное страдание «во имя человечества» … И страдание именно русское ( «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).   
        Титанизм Льва Толстого - русский эпос, величие и героика исторической судьбы России и ее народа (великий роман-эпопея «Война и мир») и красота и изломы русской жизни в ее настоящем (захватывающее и исполненное трагизма и печали бытия повествование «Анны Карениной»).
           Романтическая героика образа Блока -  настоящего русского рыцаря «печального образа», автора возвышенных «Стихов о Прекрасной Даме».  Создателя мятущейся и завораживающей «Снежной маски».
           А потом и автора «поэмы о гибели» - «Двенадцати» - где действительно сказано на самом деле о трагической гибели «старого мира», а вовсе не о каком-то счастливом рождении мира нового…

    --------------------------------------------------



           Все это - истинно великие фигуры в нашей литературе…  И личность каждого из этих гениальных творцов не менее значима чем само их творчество.
          Образы Пушкина, Гоголя, Достоевского,  Льва Толстого,  Блока - завораживают и сами по себе… Вне зависимости от того насколько покорило и покоряет их творчество.
            И это не случайно.
           Отношение к литературе в России - традиционно религиозное… И великие писатели - по своему святые в сознании русского общества. Хотя они более похожи на самом деле на мифологические образы Древнегреческих героев, чем на образы Православных святых, если вглядываться в их жизнеописания…
              И для настоящего писателя не менее важно создать и утвердить в сознании современников (а потом и потомков конечно) свой благородный и впечатляющий, наделенный  выразительной символикой образ, чем написать значимые художественные произведения.
               Художественные произведения, написанные «никем» - по большому счету ни современниками, ни потомками не воспринимаются.
              На уровне одного произведения возможна слава автора, который в сознании его современников «никто» и о котором они ничего решительно не знают…
              По потом неизбежно начинается процесс выяснения - «да кто же он»… И возникает, формируется постепенно в общественном сознании образ этого «загадочного творца», который должен быть притягателен для общества.
              Так было например с молодым Львом Толстым после публикации в  некрасовском «Современнике» его «Детства»… Так было и с Гоголем, с Достоевским…
              И тут объективно выясняется что людям и обществу в целом важно не только «что сказано» и «что создано»  в художественной литературе…
               Не менее важно для них и то - а кто же это сказал и создал… Кто он такой, этот вдохновенный художник-творец… И заслуживает ли восхищения, уважения и поклонения сама его личность…
                В поздние советские времена и сами писатели уже отчетливо осознавали это.
             И Анна Ахматова в зрелые годы и Борис Пастернак создавали свой образ вполне сознательно - они понимали что их истинная роль как символов русской духовности и культуры связана с их личными образами и их поведением в жизни и в обществе.
               Проще говоря, они понимали что люди видят как они живут и чем они реально живут, что реально ценят и что на самом деле отвергают. Или люди увидят это потом…
                И это будет не менее важно для людей и для общества в целом, чем то что они написали, сколь бы замечательны их произведения ни были сами по себе.
                Те большие писатели кто этого не понимали - слепцы. Или им была важна не их избранность как творцов, а какие-то конкретные блага и материальные завоевания и пр. к которым они стремились…
                Люди давно отдают себе отчет в том что важно не просто  - «что сказано».    Важно когда  кем и почему это сказано!
                Если боец перед решающим боем когда он может погибнуть и скорее всего погибнет говорит о своей великой Родине - это одно.
              А если пламенный оратор на многолюдном митинге где ему самому и  никому вокруг него ничего решительно не угрожает распинается о своем патриотизме и своей любви к великой Родине - это совсем другое.
           И люди это прекрасно чувствуют.
            И это чувствуют и читатели литературных произведений -  чувствуют степень ответственности автора за сказанное им высокое слово и ощущают  глубину и правду этого слова писателя…
               
                ----------------------------------------

                Можно подумать, что мы ведем выспренный разговор о «высоких материях» в литературе, в эпоху когда вся литература и все «художественное сочинительство» превратилось в пустое развлечение для десятков и сотен тысяч графоманов.
                Какая духовность в литературе, какая выстраданность в ней созданного… Сотни тысяч бездарных графоманов сочиняют полнейшую чушь, помещают ее на литературных сайтах и сайтах поэзии … И безумно рады!
                Какая там духовность… Какие там избранные писатели-творцы..
                Пишут все… Любой кто может срифмовать «стол - и кол», «Маша - и каша»… Тут же это и публикует в Интернете и на любом сайте поэзии…
                То что советская власть оплачивала труд угодных ей и ее прославлявших писателей создало в нашем обществе непреходящий прецедент зависти - уже три десятилетия ничего не платят писателям (даже и пенсии не платят не говоря о гонорарах), а все равно людям завидно…
                Они ( эти писатели)  были - избранные, они были «творцы»… И мы тоже хотим творцами быть.. Или творцами казаться.
                И пошла писать деревня…
                Сейчас в России  с всеобщим повальным сочинительством происходит нечто воистину чудовищное - пишут все..  Пишут и публикуют в Интернете.
                Особенно стихи - это же проще всего. 
                Ситуация примерно такая как если бы на сцену театра балета вышли вместо танцоров бабушки дедушки, толстые тетки подростки и хромые и косые и самые уродливые…
                И все начали бы вдруг весело танцевать.. И каждый считал бы себя настоящим «балетным артистом.»
                Этого в реальности к счастью пока не происходит на балетной сцене…
                Бабушкам и дедушкам и толстым теткам с огромными задницами все таки понятно что на сцене в качестве балетных артистов они вызовут только смех и раздражение…. И больше ничего. 
                Но этим бабушкам и дедушкам, толстым теткам, наглым подросткам и унылым обывателям совершенно непонятно, что их нелепое сочинительство вызывает те же чувства раздражения и насмешки у нормальных и духовно развитых людей.
                Вся эта публика пишет и пишет… И заслоняет собой подлинную литературу.
                Такова наша эпоха.
                Но истинная высокая литература нужна людям, нужна обществу в целом.
                Эта литература - важнейшая часть культуры с древнейших времен.
               И она останется в жизни человека и общества как важнейшая духовная составляющая как бы ее ни терзали и власть имущие и так называемые «народные массы» поглощенные бессмысленным  и пошлым сочинительством до полного  бездумного «офигения».


      СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   



               

    
 
               
               


Рецензии