От казаков днепровских до запорожских ч. 40

Северин (Семерий) Наливайко.

Когда, к примеру, казаки поймали и выдали ему молдавского господаря Янку Саса, бежавшего от турок со своими богатствами, Баторий его убил, а казну присвоил и султану не вернул. Но когда казаки разрушили Бендеры, и турки грозили войной, король ради примирения казнил 31 казака и возвратил захваченные ими пушки. В 1585 г. хан Ислам-Гирей прислал очередную жалобу на нападение казаков, угрожая набегом. Баторий послал в Сечь дворянина Глембовского с требованием вернуть татарам всё награбленное, однако казаки возмутились и посланца утопили. Выступившего на Украину хана, казачьи «чайки» встретили на переправе у о. Таван, вступили в бой на воде и перебили 3 тыс. татар. Захватили их лодки с седлами и припасами и сорвали набег. В 1585 г. гетманом запорожских казаков именовал себя князь Михаил Евстафьевич Ружинский, хотя в письме царя Федора Иоанновича к крымскому хану он и его брат Кирик названы только запорожскими атаманами. В 1586 г. запорожским гетманом назвал себя Богдан Микошинский, который позднее в 1594 г. на 60 чайках с 1300 запорожцев совершил набег на турецкие владения. Незадолго до этого в 1587 г. запорожцев водил в поход на Крым, морем - Иван Кулага (Петражицкий). После смерти Батория в 1587 г. на престол был избран шведский принц Сигизмунд III Ваза, хотя и выходец из протестанской страны, но ярый католик. Его близким советником стал папский унций, страну наводнили иезуиты, начавшие кампанию по смене веры. Во внешней политике Польша стала верной опорой Риму и германским Габсбургам, втянулась в антитурецкую коалицию.

В ответ хан Кази-Гирей в 1589 г. двинул всю орду на Украину. Своевольная шляхта приказ о мобилизации проигнорировала. Татары дошли до Львова, встали лагерем у Тернополя и разослали загоны, опустошая страну. В этой ситуации достойно себя проявили только запорожцы. Они перехватили уже уходивших татар на Днестре и вступили в неравную схватку. Потеряв 9 тыс. чел. и огромный полон, татары отступили. Несмотря на столь явные заслуги, против сечевых казаков начались репрессии. Турки требовали уничтожить и разогнать запорожцев, «чтоб и имени их не осталось». Сейм отныне запрещал отлучаться из заселенной Украины на «низ». Предписывалось казнить тех, кто будет возвращаться из «диких полей» с добычей или принимать их добычу. Для контроля назначались особые «дозорцы», обязанные проверять приграничные города и поселения. Реестровые казаки также использовались правительством, для выполнения полицейских функций против низовых (сечевых) казаков. Их задача состояла в предотвращении всякого сношения Сечи с населением низа и верховьев Днепра. С этой целью даже была основана крепость Кодак (кстати, в Русском государстве с сечевиками всегда считались). Запрещалась торговля оружием. Надлежало проверить реестр и довести его до ранее установленной цифры в 6 тыс. чел., то есть исключить вольных крестьян, которые назвав себя казаками, заводили хозяйства, и запорожцев, имевших семьи и дома на хуторах и в населённых пунктах. О казачьих правах на поднепровские земли, дарованные прежней властью было забыто.

Земля, освоенная казачьей кровью, стала раздаваться панам. Усиление польского гнёта и своеволия панов на Украине, начавшихся после Люблинской унии, к началу 90-х гг. ХVI в. стало вызывать недовольство широких слоев населения, как мещан, так и крестьян, с правами которых стали считаться всё меньше и меньше, но зато облагали всё новыми и новыми налогами. Недовольство было всеобщим. Недовольны были и запорожские казаки, стремившиеся попасть в реестр и получить «вольности и привилегии», в которых им отказывали, недовольны были и реестровые казаки, которым правительство постоянно задерживало выплату жалованья. Кроме того, решением сейма 1590 г. реестровики были поставлены под власть коронного гетмана, который должен был назначать им сотников и другую старшину из шляхты. Всеобщее недовольство разрасталось и требовался только предводитель, способный объединить и увлечь за собой недовольных, которые бы ему доверяли и шли за ним.
 
ПЕРВЫЕ КАЗАЦКИЕ ВОССТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Таким суждено было стать избранному гетману реестровых казаков (или старшему) низового запорожского войска Яну (Криштофу) Косинскому. Крестьянско-казацкое восстание с ним началось в декабре 1591 г. Выходец из мелкопоместной шляхты, поляк по происхождению, он служил на Запорожье и в награду за лояльность к Короне был пожалован королем Сигизмундом III поместьем на р. Рось. Однако белоцерковский староста Острожский не допустил его к управлению пожалованными землями, фактически их захватив. В ответ на это Косинский в конце 1591 г. собрал почти пятитысячное войско, большую часть которого составляли запорожцы и реестровцы и сжёг имения Януша Острожского, захватил г. Переяславль, Острополь (Триполье) над Днепром, несколько местечек и замков. В Киевском замке мятежники заполучили пушки, порох, разное военное снаряжение и амуницию.

Вскоре восстание охватило Киевское, Волынское, Брацлавское, Подольское воеводства и составило реальную угрозу власти шляхты и магнатов. В конце 1592 и начале 1593 г. отряд Косинского из нескольких тысяч повстанцев отправился на Волынь. К нему присоединялись другие отряды из числа крестьян, городских бедняков и мелких служилых дворян недовольные своим положением. В целом восстание носило стихийный характер, потому как многие отряды действовали независимо от основного войска. Против 20 тыс. запорожцев были мобилизованы значительные военные силы под командой влиятельного православного магната, киевского воеводы Константина Острожского. Войска встали близ Староконстантинова и в первых боях несли от повстанцев большие потери, но 23 января 1593 г. под с. Пятки сумели их разбить. Видимо, с учётом причин, побудивших Косинского к бунту, с ним собирались поступить довольно мягко. Обязали распустить своих людей, передать регулярным войскам пушки и огнестрельное оружие, а также отречься от гетманства. С этими условиями Косинский был вынужден согласиться, однако выполнять их не стал и отступил с поредевшими отрядами в Запорожскую Сечь. Там началась подготовка к новому походу, а к Русскому правительству одновременно отправлены послы с просьбой о принятии в подданство. В мае 1593 г. 2-тысячный отряд запорожцев Косинского двинулся на захват г. Черкассы и в сражении с князем Александром Вишневецким он нашёл свою смерть, по одной версии - на поле боя, по другой - при вероломном аресте и казни во время переговоров в Варшаве.

Косинского сменил переяславский полковник Лобода. Казаки, военные действия не прекратили, но были вынуждены отступить, в связи с нападением татар на Сечь. Королю всё же пришлось мириться с запорожцами, так как они опять достойно ответили врагам. В ходе нескольких рейдов повоевали Очаков, Молдавию, Валахию, Крым... Тем временем население едва терпело всё возраставший гнёт со стороны местной шляхты, которая к тому же начинала ополячиваться и переходить на польский язык. Крестьяне были православными, а шляхта принимала католичество. Крестьян и даже детей, заставляли постоянно выходить на толоки и гвалты – принудительные работы (сенокосы, уборка урожая, ремонт панских замков и дорог). Помимо этого, они должны были платить непомерный налог государству. Белорусы были одними из самых бедных в Европе. Голод и болезни уносили тысячи жизней. Порой во рвах хоронили целые семьи. Чтобы сделать народ покорным, шляхта шла на самые жестокие зверства. Посол Священной Римской империи барон Герберштейн в своём донесении императору писал: «Народ беден и угнетён тяжелым рабством». С ним согласен Руджиеры – нунций (посол римского папы): «Смело можно сказать, что во всём мире не найдется более горемычного и бедного крестьянина, чем крестьянин Великого княжества Литовского». Так же считали и сами поляки. Вот что отмечал иезуит Петр Скарга: «...паны не только отбирают у горемычного крестьянина всё, что им заработано, но и убивают его, если захотят и как захотят».

Польский писатель Старовольский с грустью подтверждал: «В стране нет ничего, кроме дикого рабства, которое отдало человека в полную власть его пана». Белорусы, спасаясь, бежали на юг, в Запорожье. Там появились целые белорусские курени, которые так и назывались – Могилевский, Пинский. Польская шляхта активно осваивала украинские земли, получая их во владение от короля. Свободных украинцев, считавших себя казаками, стали передавать польским панам, которые их превращали в крепостных. Повсеместно начались гонения на веру православную. Король и иезуиты приготовили подданным новую унию, которая в 1596 г. была принята в Бресте на церковном соборе. Исходя из неё, Православная Церковь на территории Речи Посполитой теперь должна была подчиниться римскому папе. Однако многие епископы и массы верующих в целом не признали унии и считали себя независимыми от католической церкви. Униатами и католиками начались погромы храмов и монастырей, с захватом церковного имущества и растаскивания богослужебных книг. Дошло до того, что луцкий староста Симашко в Страстную субботу и Святое Воскресенье устроил в православном храме танцы, приказывал солдатам стрелять в иконы, а возмущённым прихожанам выкалывал глаза. Учитывая всё это, казаки вновь восстали и принялись защищать православную веру и крестьян от беспредела польских панов. То тут, то там начались военные столкновения. Северин Наливайко родился в г. Остроге, где проживала его семья и где старший брат его, Дамиан, был придворным священником у известного в то время просветителя и активного поборника православия князя Константина Острожского.

Продолжение следует в части  41                http://proza.ru/2018/12/05/1408


Рецензии