Заповеди - позитивно

  Почему знаем, но нарушаем, даже "истинно" веруя?
  Конечно, причин много, но сейчас хочу поразмышлять об одной из возможных – о понимании каждой заповеди как запрета или возможности.

  Не убий, не лги, не желай… Не гордись, не гневись, не унывай, не объедайся, не упивайся, не предавайся страстям, не отвлекайся, не злись, не раздражайся, не ленись, не, не, не… Сплошные запреты, а толку?!
  Куда же иногда практически у каждого из нас – посмотрим правде в глаза – вдруг пропадает это «не»?!
  Начну, пожалуй, с отношения человека, особенно инфантильного (сам такой до сих пор…), отношения к запретам вообще, а также напомню о негативной формулировке заветов с точки зрения позитивной психологии и известной исторической молодости частицы «не», в силу которой она не воспринимается нашим древним мозгом-«биосом», исполняющим только «позитивные» команды типа «бей!», «беги!». В обход сознания. В результате, забываясь, например, находясь в аффекте, в отключке, действуя на автомате, мы руководствуемся повелительным «убий!», «укради!», «прелюбодействуй!».
  Получается, что заповеди – это скрытое внушение «грешить», чтобы страдать, чувствовать себя виновным и несчастным, исповедаться и подчиняться? Кроме того, реализуя это внушение и причиняя таким образом вред ближним своим, в том числе «неверным» и «иноверным», мы ожесточаемся против них и ожесточаем их против нас, невольно реализуя главный принцип пасущих нас - «разделяй!».
  К тому же, зная о том, что ребёнок в известном возрасте (а мы в какой-то степени остаёмся детьми до самого конца), стремясь стать независимым, все указания взрослых исполняет с точностью до наоборот. Им легко управлять, запрещая делать то, что нужно манипулятору. «Не делай этого!» - и он наверняка сделает нужное пастырю, при этом его можно лицемерно пристыдить, вызывая у него чувство вины, взывая к «совести», которая на самом деле является кодексом раба, внушёнными требованиями манипуляторов, а не связью с Любящим и Заботящимся, с исконным Добром или хотя бы ведическими конами мира-общества.
  Ещё один момент: то, что я себе постоянно запрещаю, чему уделяю внимание, пусть и негативное – то укрепляется, растёт. Достигая некой критической массы – взрывается. Или другой образ – пружина постоянно подавляемого «греха» периодически резко распрямляется, выстреливает, ломая все запоры. Иногда с катастрофическими последствиями.
  Поэтому однажды я разрешил себе всё с тем, чтобы свободно выбирать лучшее и стремиться к нему, автоматически уходя от нежелательного, подавлять его разве что временно, когда стремление замедляется, и образ желаемого меркнет. Ведь в другой ситуации былое худшее может оказаться сравнительно лучшим.
  Не столько запрещаю, сколько усиленно направляю внимание на желаемое Доброе, разрешая себе вынужденно «падать» без страха и упрёка. С досады могу выругаться, чертыхнуться про себя, но не виню себя долго, сразу же поднимаюсь и устремляюсь к Цели. Разрешаю себе всё, но выбираю наилучшее в данной ситуации. Например, если сейчас не вижу ничего доброго, то из зол выбираю меньшее. Таким образом, в идеале я Свободен внутренне, вся ответственность за каждый выбор на мне, но вины нет, потому что в этой данности делаю всё, что могу.
  Например, истолковываю, перефразирую заповеди и заветы в наиболее эффективную для меня форму личных намерений.
  Если я действительно хочу исполнять заветы, видя в них «дорожную карту» жизни, то дешифрую их понятно для себя, позитивно и от своего имени. Например, вместо
«не убий» - «я хочу быть причиной Жизни», «я сделаю всё возможное, чтобы сберечь человеку жизнь», преодолеть своё раздражение его поведением, помня о завете Публия Сира («Щади дурного, чтобы спасти хорошего»). Убийство возможно в самых крайних случаях, например, чтобы остановить нападающего на беззащитного, если иначе невозможно.
  Вместо «не укради» - «я хочу быть причиной только хороших чувств» ближнего своего и своих, сберегая таким образом гармонию своей души. Кража, потеря личной вещи может огорчить человека, огорчив тем и меня. Если люди радуются вещам, мне хотелось бы отдать им как можно больше, поэтому я хочу обходиться минимумом вещей. Кража возможна как крайняя необходимость.
  «Не завидуй», «не пожелай того, что есть у ближнего» - соответственно: «я хочу сорадоваться всему доброму, что есть у ближнего», а также «стремлюсь понять, что из того, чему все завидуют, уже является или может быть его, ближнего, крестом, испытанием, карой». Помню, что часто я слишком мало знаю, чтобы делать однозначные выводы, поэтому мне обычно благодарнее смотреть «в свою тарелку».
  Вместо «не прелюбодействуй» говорю себе:  «Ищи счастье, благость в целомудрии».
  Если холост, не спеши жениться. Зная о страданиях людей, я допускаю появление потомства только в случае неодолимой любви и достаточном знании жизни. Любовь нуждается в проверке, испытании, требует знания людей, психологии, закономерностей развития отношений и т.д. Зная о страстях и связанных с ними удовольствиях как о причинах страданий, стремлюсь вести Добрый образ жизни, искать удовольствия прежде всего в духовном, высоком, а также во всём добром-безобидном, предельно чистом. Чтобы у меня было Счастье, и мне за него ничего не было. При этом прощаю себе все невольные «падения» и никого не виню за их последствия.
  «Не лги»… казалось бы, просто – «будь правдив», но иной раз лучше добрая ложь, чем злая правда. Поэтому не столько режу всем правду-матку, которая и зарезать может, сколько «стараюсь быть в Истине, в Добре, в истинной Любви», тогда и ложь будет во Благо.
  «Не суди». Если это значит «не обвиняй», то для себя перевожу в позитивную форму: «стремись оправдывать, понимать». Чтобы уважать, если Любить пока не могу. Но это совершенно не мешает мне пресечь очевидную агрессию, защитить беззащитного. После чего не буду винить ни нападавшего, ни его жертву, ни себя, если окажется, что ошибался, чего-то не знал, не понял. Главное – крепить внутренний покой, не увлекаться борьбой со злом, чтобы не стать ницшеанской бездной, не одержаться злом самому.
  Меня же судить можно, это даже хорошо, если по делу. Обдумаю, учту, приму, поправлю что смогу – всем станет лучше. За это буду благодарен если не критику, то пославшему его Провидению. Если не по делу – останусь покоен, мало ли «слепых», но это может быть каким-то знаком, призывом о помочь, понять.
  «Не создай кумира». В окончательно совершенных людей не верю, но «учусь у каждого, у всего». Доверяю знакам, чувствам, интуиции. Если учиться жизни, разбираться в собственном (?) мировоззрении, приводить его в соответствие моменту, то это пожизненно. Сам учусь, но согласен и посильно учить или просто общаться, это тоже учит. Конечно, если желающий одолеет мой стиль, освоит часть текстов, последует моему примеру в чём-то. При этом будет опасность стать кумиром хотя бы и для одного инфантильного.
  «Да не будет иных богов»… да будет у меня Добро! Да буду я всецело во власти Добра! Да буду я Цельным в Добре!
  «Не произносить имя Господа Бога всуе» – «Стараюсь всегда соответствовать Добру» внутренне, тогда ничего напрасного не будет, всё будет к месту.

  Наибольшую «положительную» библейскую заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Марк, 12-30) лучше понимаю в свете откровения блаженного Августина:  «Люби Бога и делай, что хочешь». Под Богом имею в виду не столько внешнее существо, сколько Дух – особое состояние души – Добро, Благо и т.п., проявляющееся в разнообразии Чувств: Любви, Понимании, Радости и т.д.
  «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» по форме тоже положительна, но не грешно ли любить себя-грешного?! Другое дело, любить в себе Бога как внутреннее высшее «Я», как исконное внесловесное Начало, которое для себя называю Добром: Любовью, Благом, Радостью, Счастьем, Прекрасным, Теплом, Светом, благодатным Огнём, …
  Чтобы любить Любящего и Заботящегося в лице ближнего своего, мне нужно возлюбить Себя в себе. То есть постоянно обретать, стяжать в себе нечто изначальное, как Его ни назови – Бог, Любовь, Дух святой, Добро, Радость, Благо и т.д. Насколько это мне удаётся, насколько я вижу Добро в ближнем, настолько и Счастлив.
  Если короче – «Чувствуй и люби Высшее в себе и в каждом» или «Обрети Любовь в сердце своём».
  «Помнить о дне выходном» - толкую как необходимость выделять как можно больше времени на служение и размышление о добром Счастье.


Рецензии