На Пятидесятницу

День Пятидесятницы, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, является по сути завершением Божьего плана спасения. Иллюстрацией к этому плану может служить моя третья аллегорическая картина. Постараюсь раскрыть её значение с наибольшей полнотой.

В начале картины изображён запретный плод с дерева познания добра и зла, который по наущению змея-сатаны вкусили Адам и Ева – на боках плода видны следы их укусов. За это змей был проклят Богом и стал ползать на своём чреве – на рисунке он как червяк выползает из съеденного плода. Люди же не были столь строго наказаны, за них была проклята земля, из которой начали расти терны и сорняки. А людям Бог дал обетование о «семени жены», то есть об одном из потомков Евы, который поразит змея в голову. Это было предсказание об Иисусе Христе, который родится от девы и победит сатану на кресте. И черешок кроваво-красного плода имеет вид креста, что является символическим указанием на грядущую жертву Иисуса. Этот крест тёмный, поскольку все подробности будущего пока ещё сокрыты мраком тайны.

Далее нарисован ветхозаветный прообраз Христа – медный змей на шесте с перекладиной, то есть тоже на кресте. Когда во время блуждания по пустыне израильтяне стали роптать на Бога, Он в наказание послал им ядовитых змей, которые начали их кусать. Но вместе с тем Бог дал и средство спасения – велел Моисею сделать медного змея, взглянув на которого люди исцелялись от укусов. И впоследствии Сам Христос сказал об этом прообразе: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:14-15). А апостол Павел писал так: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим.8:3). Поэтому в качестве символа святого Божьего Сына и был выбран змей, подобный сатане – родоначальнику греха. На картине эти два змея раскрашены обратным образом: синий с жёлтым глазом и жёлтый с синим глазом, что говорит об их несовместимости и полярном различии их качеств. Красным же цветом выделено их оружие – у одного жало, а у другого крест. И медный змей смотрит в противоположную сатане сторону (на запретный плод), то есть ведёт с ним духовную борьбу за человечество с целью возвратить людей к безгрешному состоянию, которое утратили Адам с Евой.

Наконец, в завершающей части картины изображён голгофский крест, на котором висит терновый венец – символ проклятия за грех, навеки пригвождённый Христом. Самого же Иисуса нет на кресте – Он воскрес и вознёсся в небеса. Можно заметить, что Моисеев крест имеет точно такую же форму и размеры, но есть и существенные отличия: он красный (цвета жертвенной крови) и не дотягивается ни до змея, ни до неба. А крест Иисуса уже белый (цвета праведности и святости), и его основание касается головы змея. Так исполнилось Божье обетование: сатана ужалил Христа в пяту, а Христос поразил его в голову (Быт.3:15). Вершина же Господнего креста достаёт до небес. Таким образом, во времена Ветхого Завета люди могли получать лишь очищение грехов через ритуальные жертвы, но это не изменяло их природу и не вводило их в Небесное Царство – место умерших праведников находилось в преисподней по соседству с адом. А в Новом Завете верующие в Иисуса Христа получают новую праведную природу, свободную от власти греха, и доступ в небесные обители. Всё это человеку даёт ниспосланный Богом Святой Дух, когда поселяется в его сердце и делает его чадом Божьим. И я поздравляю всех христиан с праздником сошествия Святого Духа, через Которого в наши сердца излилась Божья любовь.


Рецензии