Бухарин рассказывает о себе. Бухарин падший ангел

Думаю, что подавляющее большинство даже политизированных людей сегодня не читали роман Бухарина «Времена». Роман этот был написан им в сталинской тюрьме. Бухарин пытался цепляться за жизнь, хотя прекрасно знал, что обречен на гибель. И роман этот потрясает своей жизнерадостностью и иногда безудержным весельем. Каким образом Бухарину удалось сохранить столь жизнерадостный настрой фактически перед публичной казнью на процессе 1938 года, а затем ведь последовала реальная казнь? Возможно Бухарина вдохновляла та перспектива, что по его просьбе его умертвят с помощью инъекции морфия? Едва ли. Это не повод для написания столь жизнерадостного романа.

Роман автобиографический, главный герой мальчик Коля Петров, под которым не маскируясь Бухарин имеет в виду себя.

Любопытно, что вдова Бухарина Ларина, пишет в своих мемуарах, что многие из сцен романа она слышала от Бухарина в качестве его воспоминаний о детстве, о его семье. Да и сама была свидетельницей каких-то вещей, затронутых в романе. Так Бухарин описывает отца Коли, иронизирует над его привычкой читать вслух русских классиков, что вот он «ловил» кого-то из домашних, усаживал и начинал читать из Чехова. Ларина подтверждает это, ибо отец Бухарина Иван Гаврилович дожил до 1940 года, с момента вселения Бухарина в кремлевскую квартиру жил вместе с сыном. И по свидетельству Лариной от привычки «ловить» кого-то из домашних и читать им вслух Чехова он не отказался, во всяком случае до самого ареста сына. Так что роман в автобиографической его части -  документален. И мы имеем редкую возможность узнать Николая Бухарина не по рассказам, знавших его людей, а по его собственным рассказам.

Сначала стоит сказать об уровне самого романа. Почти все из руководства партии большевиков, а потом они же станут руководителями огромной страны, писали и были журналистами, публицистами и литераторами. Но и почти все они писали еще и стихи или прозу, а иногда и то другое. Не сказать, что подобного вообще не было в истории, скажем, почти половина отцов основателей США были публицистами или писали философские трактаты. Но концентрация литераторов, писателей и поэтов в руководстве большевиков просто поражает, Дзержинский писал плохие стихи, Сталин в юности писал стихи, потом писал скучнейшие статьи. Ленин называл себя по профессии литератором, заместитель Дзержинского Менжинский был автором декадентских романов, Луначарский писал плохие пьесы, которые потом шли в советских театрах. Троцкий был прекрасным стилистом, в этом смысле я бы назвал его самым одаренным из большевиков (он пытался писать и романы, но понял, что в этом он не силен), даже чекист латыш Петерс и тот написал книгу воспоминаний.

Но роман Бухарина стоит здесь особняком. Проза-то его талантливая, вот стихи у него слабые, а роман написан профессионально. Особенно если учесть, что роман не правили не только редакторы, но и сам Бухарин. Книгу увлекательно читать и сейчас, вот что удивительно. Поражает то внутренне веселье, которое переполняет автора, а ведь автор сидит в тюрьме и участь его решена. Не знаю примеров в истории литературы, чтобы кто-то в подобных обстоятельствах вообще взялся писать роман, да еще наполнил бы его постоянной иронией, сарказмом, шутками.

К особенностям стиля Бухарина писателя следует отнести то, что он не столько прозаик, сколько публицист, экономист.  Именно этим он занимался всю жизнь, и публицист в романе иногда побеждает писателя. Но в еще большей степени на роман повлияло то, что Бухарин был хорошим художником и отличным карикатуристом. И огромное количество мелких деталей, которые отлично выписаны автором в романе, подробностей той прежней жизни, рождает взгляд художника, который видел эти «мелочи» и запомнил их на всю жизнь.

И образы людей в этом романе часто карикатурны. Мы знаем, что карикатуристы умудряются видеть смешное там, где смешное кроме них никто не видит. В изображении Бухарина карикатурны отчасти даже его отец и мать. Но это не сильно портит их положительный облик.
Интересно, что все знавшие Бухарина отмечали его безудержную и постоянную веселость, его приятель юности и соученик по гимназии Илья Эренбург, пишет, что стоило Бухарину прийти к нему в гости, как вся квартира наполнялась хохотом Бухарина «от которого дрожали стекла окон». Или приятель Есенина поэт Анатолий Мариенгоф вспоминает, как к ним в гостинице пришел человек (после переезда большевиков из Петрограда в Москву их правительство проживало и располагалось в гостиницах «Националь» и «Метрополь», которые они стали называть Домами Советов). Там оказались и Мариенгоф с Есениным, так вот этот незнакомый человек пришел к ним в номер, взял только что изданную книгу Мариенгофа с богоборческими стихами, прочел несколько стихотворений и стал безудержно хохотать. Это был Бухарин. И он не только сам получил удовольствие от этих идиотских и в этом смысле карикатурных стихов, но и дал почитать Ленину. Ленин-то был человек-то в общем-то консервативный, он прочел и сказал о Мариенгофе – «Лечить надо мальчика».
И все же… эта постоянная и безудержная веселость Бухарина… Вы много знаете таких постоянно веселых людей? И много ли есть людей, которые в состоянии этой веселости напишут книгу о своем детстве, когда впереди маячит расстрел?

Тут приходит на ум только одно то, что невротик Бухарин постоянно был психически взвинчен, и свой невротизм, свою взвинченность проявлял в такой вот веселости. Но ведь он не всегда был веселым, иногда у него были припадки (видимо истерические), когда он падал на пол, катался по полу, рыдал, рвал на себе волосы.

Кстати, эта нервность Бухарина выражалась и в его   говорливости, из-за которой Ленин с Троцким называли его Колей-Балаболом.

Ответ на то, почему его роман «Времена» получился таким веселым возможно лежит еще в одной плоскости, по словам его жены Лариной, в тюрьме его лечили от депрессии возбуждающими нервную систему препаратами (Статья Лариной в газете «Известия» 1992 от 13 октября) Но честно сказать, я плохо верю в эту версию. Это что же за препараты ему давали в те времена, что он так быстро вышел из депрессии. Кокаин? Но в авторе книге мы видим абсолютно трезвого и адекватного человека, а не наркомана.

Из его романа мы узнаем, что его бабушка была полька по национальности, которая имела психическое расстройство. Она воспитывалась в националистической католической польской среде, а потом вышла замуж за русского офицера с весьма консервативными взглядами. История прямо скажем довольно типичная для российской империи, когда патриотические польки, вдруг, выходили замуж за русских генералов и офицеров. От таких браков родились известные русские генералы Брусилов и Деникин, например. Бабушка в итоге была отвергнута в своей среде, и по словам Бухарина, не была принята в новой русской среде, где к ней относились с подозрением. Любопытно, что Бухарин ничего не написал о своем деде, русском офицере и дворянине.

Так вот бабушка эта в итоге стала страдать черной меланхолией (депрессия) и пр. Понятно, что дело было тут не столько в моральном одиночестве, сколько в ее плохой наследственности, которая видимо передалась отчасти и Бухарину по линии матери, хотя у самой матери подобных проблем не было. Зато видимо что-то «перепало» Бухарину.

Странен был и отец Бухарина, что Николай Иванович постоянно подчеркивает в книге. С одной стороны, отец был почти «юродивым» по мнению окружающих, честнейший человек он говорил правду в лицо людями, совершенно не умел подстраиваться под обстоятельства, и он явно перебарщивал со своим правдолюбием. Все это было иногда за гранью здравого смысла.

Бухарин подробно описывает историю, как его отец потерял место учителя в московской гимназии и службу потом нашел только в Бессарабии. Иван Гаврилович Бухарин на перемене зашел в класс своего коллеги и увидел, что на доске было написано слово «канава» через букву о т.е. конава, а рядом указан корень слова «кон». Иван Гаврилович возмутился, велел детям исправить в их тетрадях слово «конава» на канаву, потом пошел в комнату для учителей и при всех унизил своего коллегу.  Этот скандал просто переполнил чашу терпения родственника Ивана Гавриловича (их жены были родными сестрами), который был директором этой гимназии, а потом станет и тестем самого Бухарина, ибо тот женится первым браком на своей двоюродной сестре.

Существует определенная учительская этика и Иван Гаврилович ее явно нарушил в этой истории, как потом нарушал этику поведения чиновника в Бессарабии.

Понимал ли сам политик Бухарин, что многие черты своего характера он взял от отца, рисуя того столь ироничными красками? Думается, что только в какой-то степени. Бухарин видел принципиальное свое отличие от отца в том, что отец его не примкнул в свое время к революционному движению, а сам Николай Иванович примкнул. Отца своего он считал поэтому слабым человека, а себя таковым не считал. Думается, что оба они были по-своему сильные люди.

Еще в характере отца Бухарин отмечает его редкостную беззлобность, но именно эту черту отмечают все в самом Бухарине. Он никогда не держал зла ни на кого. Именно это отмечал в нем даже Троцкий. Именно эта черта, а также полное отсутствие политических амбиций растопили сердце Ленина, и Бухарин был, пожалуй, единственный человек среди соратников, к которому Ленин относился действительно тепло. И даже назвал его раз сыном. Хотя сентиментальность Ленина я бы не стал преувеличивать.
Так вот эту черту абсолютной беззлобности отца постоянно подчеркивает в романе Бухарин.

Но эта «юродивость», или как еще называют на Руси таких людей - блаженненькими, никогда не могла заставить ни Бухарина-старшего, ни Бухарина-младшего поступаться принципами. Если Николай Бухарин считал что-то правильным, то шел до конца. Он боролся с Лениным по вопросу заключения Брестского мира, он выступал против бесчинств ЧК во время гражданской войны, он вступил в схватку с Троцким, а потом с Зиновьевым и Каменевым, а затем и со Сталиным. И все это было очень непросто с его характером миролюбца, с его беззлобностью, добродушием.
Есть фотография Бухарина, сделанная в 20-е годы, на ней он в самом деле выглядит не революционером, за спиной у которого пролитые реки крови, а блаженненьким, его глаза – это глаза человека, который верит в добро и творит добро.

Еще понятно из романа, что Бухарин рос довольно ранимым ребенком и не прощал каких-то вещей. Он был в чем-то послушный мальчик и никогда не говорил дурных слов, но однажды в саду он нашел жужелицу (ценность для него), а девочка из старшего класса взяла у него ее посмотреть и тут же со словами «какая гадость», бросила ее и раздавила. «Сукина барышня» - сказал ей маленький Бухарин. Т.е. в ситуации явной несправедливости он мог нарушить свои табу. И так будет всю жизнь.

Или еще более интересный психологический момент. В Бессарабии один мальчишка просветили Бухарина, каким образом зачинают детей и объяснили это очень подробно. Коля сначала в это не поверил, что его папа и мама занимаются такими вещами, пошел и напрямую спросил у них – так ли это?  Что совершенно не характерно для большинства детей. Он сомневался, но по поведению родителей понял, что это правда. И его блаженный детский мир был разрушен. Бухарин пишет, что жизнь превратилась в кошмар.
Мало найдется детей, для которых открытие таких вещей превращает жизнь в кошмар. Скорее уж это придает жизни новые краски, предмет для нового острого любопытства к жизни.  Но маленького Бухарина мучает вопрос – как же теперь относиться к двоюродной сестре (его будущая первая жена), с которой он так хорошо играл, которая и сама такая хорошая. И как же теперь дальше жить с таким открытием?

Дети, конечно, заметили эти его страдания и стали издеваться над ним. Обо всем этом Бухарин пишет весело, цитирует не очень приличные частушки, которые мальчики ему пели, но он в ответ «закрылся». Думается, что этот вечный весельчак и балагур, душа на распашку, на самом деле был довольно закрытым человеком, он научился вот так закрываться. И в отличие от своего отца он научился не все говорить прямо в глаза человеку.

Но от отца он взял не только легкость общения, человеческую доброту, но и остроумие, и умение высмеивать людей, острого языка его отца боялись даже чиновники и потому вели себя с ним осторожно, чтобы не быть осмеянными умным человеком, его острым словом.

В истории с открытием для маленького Коли сексуальной стороны человеческой жизни был еще один очень важный момент для формирования его личности.  Коля отказался верить на слово взрослым и вообще верить кому либо, до всего нужно доходить своим умом, вот его главный вывод из этой истории. И так будет потом всю жизнь, для Бухарина не будет никаких интеллектуальных авторитетов, без своего собственного анализа он ничего не воспринимал на веру. И в этом будет заключаться его отличие от Ленина и Троцкого, которые просто безоговорочно верили в теорию Маркса.
Маленький Коля приступил к анализу христианской веры. Вера в Бога – это было важно для него. «Жиды Христа распяли». Это так. Но почему тогда весь Ветхий завет – это история евреев? И сам Христос – еврей? «Здесь есть какая-то неправда, какой-то обман» - решает Коля. Для его аналитического ума веры мало, нужны доказательства и непротиворечивость истины.  Маленький Бухарин не нашел этого всего в христианстве и постепенно перестал верить в Бога.

В романе затронуты и этнические проблемы. Бухарина остро это интересует. И странно, что потом он напишет, что его никогда не интересовал национальный вопрос. Тут два варианта: или он пришел для себя к определенным выводам уже в юности и больше не напрягал свой ум, или этот «вопрос» стал волновать его под конец жизни.  Ибо политические противники   у него были или евреи -Троцкий, Каменев, Зиновьев, или грузин Сталин. Да и две жены-еврейки давали повод для размышления.
В романе он ясно видит определяющие отличительные черты любого этноса. В Бессарабии – это молдаване и евреи. Евреи вообще привлекают пристальный интерес Бухарина. В Бессарабии полно жило евреев, множество из них бедствовало, Бухарин им сочувствует, но его зарисовки богатых евреев, с которыми общался по работе его отец, такие же карикатурные, как и зарисовки русских чиновников. И евреи здесь отвратительны. Еще он упоминает одного персонажа, как он пишет, с «непонятной этничностью», но называвшего себя русским и ходившего в православный храм. Вот эта «непонятная этничность» говорит не о безразличии к национальным отличиям людей, а о пристальном, но затаенном интересе.

Понятно, что не мальчика Колю интересует персонаж с «непонятной этничностью», это Бухарина интересует эта тема, а тот персонаж из детства возник, просто как воспоминание.

Троцкий, после всех баталий с Бухариным, стал подозревать того в тайном антисемитизме, что вроде бы странно, Троцкий не мог не знать про двух жен Бухарина, которые были еврейками, у Бухарина была масса приятелей евреев, он слыл одно время чуть ли не главным борцом с великодержавным русским шовинизмом… В чем тут дело?  Забегая вперед, можно точно сказать, что Бухарин никаким антисемитом не был, конечно, но очень хорошо понимал евреев, и потому понимал объективные причины антисемитизма, который были и в СССР, и в самой партии, хотя всегда подчеркивал, что это безусловное зло.  При этом он не был банальным юдофилом, он не ставил русских ниже евреев, как это было у Ленина. Для Бухарина, если уж интернационализм, то реальное равноправие для всех народов, если русские ругают своих русских за шовинизм, то националы должны критиковать свои народы за отрицательные черты – эта формула принадлежит Бухарину политику в 20-е годы.

В романе «Времена» один еврейский мальчик, приятель Бухарина, научил его всего лишь издавать горловые звуки, чем Коля доводил до белого каления свою маму. А вот настоящим маленьким гением явился мальчик Тося из семьи русских интеллигентов с говорящей фамилией Славянские. Но при этом мама Тоси ассимилированная еврейка. И Бухарин подчеркивает, что это имеет для нее очень важное значение, то что она еврейка.  Сам Коля прочел уже множество книг, его интересует биология, всякие жучки-паучки, он влюблен в бабочек и прочитал массу книг о насекомых и животном мире вообще, но мальчик Тося знает больше Коли даже и в этой области, не говоря уж о других. Мало того, что он очень много прочитал, Тося еще и очень наблюдателе, умен и имеет необычайно тонко и точно выражать свои мысли. Тося поражает своими знаниями и умом не только Колю, но и его отца, Ивана Гавриловича, человека умного и с университетским образованием. Но здоровьем Тося слаб и через несколько лет умирает. Речь идет о реальном мальчике или Бухарин размышляет о судьбе своего сына, рожденного от еврейки?

Или отражено в образе Тоси отношение Бухарина вообще к русской интеллигенции? Не смягчил ли Бухарин свою любовь к русской интеллигенции для потенциальных читателей тем, что мать Тоси еврейка? Но в тоже время фамилия у этой семьи «говорящая» - Славянские. В романе он пишет об интеллигенции с большим уважением. Но ведь именно русская интеллигенция не приняла большевизм, именно она стала предметом для преследования и даже уничтожения. Сколько таких Славянских и их детей погибло в гражданскую войну, сколько эмигрировало, сколько жило в СССР с клеймом «бывших». А ведь они несли великое будущее России. Даже их остатки смогли создать в СССР приличное образование, здравоохранение, науку, военная интеллигенция создала армию. Люди русской дореволюционной культуры создали то, что стали называть советской культурой.

Понимал ли Бухарин масштаб интеллектуального разгрома страны? Безусловно – да. Он довольно уничижительно относился к интеллектуальным способностям большевистской элиты, тем более к «низам» партии, которые он называет быдлом. Да и с Лениным была та же история, хотя он и назвал русскую интеллигенцию говном. «Самые важнейшие из искусств для нас – это цирк и кино» - сказал Ленин о том, обществе, которое образовалось после того, как большевики частично истребили, частично разогнали «правящие классы эксплуататоров». Возможно писатель Булгаков читал эту статью Ленина, и не случайно профессор Преображенский (прототип Ленина в определённом смысле) советует отвести пролетария Шарикова именно в цирк, на слонов посмотреть.

В своем романе Бухарин, конечно, критикует «отсталую проклятую Россию», но как-то трафаретно, без огонька. Все эти вечные русские избенки, крытые соломой, безземельные истощенные голодные мужики и их дети, и конечно же «понурая крестьянская лошадка». Лошадка понурая, если она старая, если она молодая, то она веселая, вне зависимости от того, чья она – мужицкая или купеческая. Или у Бухарина для полноты картины упадка в деревне «чахлые рябины», но через пару строк у него появляются в этой же деревне «прекрасные огромные липы».

И по сути мир этой «проклятой отсталой и нищей деревни» при царизме описывается, как мир веселый, полный энергии. Вот престольный праздник и деревня кипит радостью и огнем жизни. Здесь в простой деревне ярмарка, и на ней продают кучу вещей: «…орехи простые и грецкие, коричневые цареградские стручки, круглые мятные пряники, печатные тульские пряники на меду, карамель, самодельный ирис, подошвообразный шоколад, монпансье, халва, мороженное». Вокруг бегают крестьянские детишки (те самые, голодные и несчастные в первой части описания деревни – прим. автора), одеты они в яркие цветные новые рубахи, «мордочки у них вымазаны шоколадом…» Тут же карусель, Петрушка над будкой, играет музыка, визжат радостные девки… а потом к ночи гульба, девки поют жалостливо про любовь, парни поют энергично, потом все бешено пляшут, играет гармонь, ну потом, конечно, драка…

К слову, малоземельными в России мужики не были, земли у них было больше, чем у кого-либо в мире, после реформы Столыпина в собственность к крестьянам перешло порядка 90% пахотной земли. Земли было море, а вот с культурой работы на земле было плохо, потому и урожаи низкие, но Бухарин верно отмечает, что у крестьян были различные подработки.
Все это писалось в 1938 году, когда по словам самого Бухарина уже советские крестьяне попали в «военно-феодальное рабство», земля, отданная им в собственность Столыпиным, у них была отобрана, та самая земля, которой проклятый царизм так щедро с ними поделился.

Но каков же сам Бухарин, каким он себя рисует? Этот мальчик очень много читает самых разных книг, он склонен к риску, лазает по деревьям, даже по стволам деревьев, где нет сучьев и не за что уцепиться, залезает на огромную высоту. Один раз он почти сорвался и висел, уцепившись за ветку, пока его не сняли с помощью лестницы, другой раз он упал и повредил шейные позвонки так, что неделю не мог встать с кровати и повернуть голову. Но это приключение не остудило его, и он получал острое наслаждение от собственной храбрости и риска на высоте. Плавает он хорошо, но и здесь рискует так, что чуть не утонул.

Любопытно, что позднее Бухарин будет заниматься акробатикой и борьбой. Роста он небольшого (видимо около 1.60 см), клички его в гимназии «Лилипут» и «Маленький».  Первый его шок по поводу сексуальной близости мужчин и женщин явно быстро прошел. Самые лучшие страницы романа Бухарина, наиболее ярко и живо написанные, посвящены русским женщинам, которые привлекают внимание Коли. Это красивая и умная курсистка, приехавшая в гости из Москвы в Бессарабию. Это энергичная молодая «помещица», у которой первоклассное капиталистическое хозяйство в деревне. Бухарин отлично понимает психологию женщин, понимает, чего они хотят в первую очередь – любви, успеха, комфорта. Они тщеславны и безумно любят комплименты. Вот уж чего у Бухарина нет в романе, так это пресловутого «классового подхода» к женщинам, которые пытались навязать идеологи в 20-е годы, а идеологами руководил сам Бухарин. Такая вот ирония судьбы. Нет у него и следов фрейдизма, которым был захвачен, скажем, Троцкий и некоторые другие высокопоставленные большевики. У него уж скорее отношение к женщинам, характерное для Гончарова и Тургенева. Радостно-положительное отношение при полном понимании, что женщины хитры и эгоистичны.

Но образ его матери, это образ примерной жены, верной подруги его отца во всех бедах, горестях и радостях. Во многом зарисовки из жизни интеллигенции напоминают наше время. Вот поездка за город, там еще нет вечных наших шашлыков, но есть – ветчина, сыр, сардины.
Сам Коля есть каждый день говядину с хреном, чем его попрекает простой крестьянин, говорят, что-барчук-то каждый день мясо ест. И Коле стыдно за это мясо, что он ест каждый день. Думается, что эта сцена, выдуманная для осуждения «класса богатых».

Роман Бухарина с одной стороны остался не дописанным, но с другой стороны, после последней главы автор пишет слово «конец».
Вся веселость романа заканчивается страшной историей, когда младший брат Коли Андрюша днем упал на катке, ударился головой о лед и потерял сознание, а вечером у него вроде все прошло, дети стали играть, беситься, Андрюша повесил себе на шею стул, а Коля сел на этот стул, тут Андрюша страшно закричал: «Папа, Коля сделал мне больно». Видимо у мальчика были сдвинуты шейные позвонки. Потом у Андрюши все прошло, а ночью он опять стал страшно кричать, потерял сознание и умер.

«Ты ни в чем не виноват» - находит в себе силы сказать отец Коли, но тот чувствует свою вину, несколько дней он живет, как во сне, потом пытается покончить жизнь самоубийством. Только случай его спасает. Но мальчик думает, что как было хорошо, вспоминая, как он потерял сознание, что все кончилось бы. И не понятно, это только размышления мальчика Коли, или это переживания взрослого Бухарина, который думает, что как было бы хорошо, если бы тогда все кончилось.

Но в целом найти в романе Бухарина прямые попытки покаяния и сожаления о содеянном, о революции, гражданской войне, пролитой крови, довольно трудно, прямых намеков на это нет. Но есть память о радостной дореволюционной жизни.

К тому же роман заканчивается главой, в которой Бухарин рисует образы Николая II, министра МВД Плеве, начальника полиции Лопухина, известного жандармского полковника Зубатова. Странно, но в этих зарисовках нет ненависти или даже неприязни. Плеве Бухарин называет почему-то поляком и пишет, что при этом он не любил никого, кроме русских, как и полагается поляку. Странный пассаж. Царь Николай описан даже с симпатией, у него добрые женские глаза, и он становится жертвой происков кайзера Вильгельма, который подтолкнул Николая к войне с Японией, в то время как Плеве и Лопухин уже готовят вариант мирных реформ для страны.
Бухарин словно размышляет о том, почему не удалось предотвратить революцию. И рисует образы тех людей, которые пытались это сделать.

Можно сделать некоторые выводы. Роман Бухарина «Времена» написан профессионально, ярким языком, образы часто очень хорошо выписаны. Те главы, которые автор успел написать, дают нам возможность судить о том, что Бухарин восхищается русской интеллигенцией, в кругу которой он вырос. Он жил в достатке, отец его был учителем, но в те времена учителя гимназий очень хорошо зарабатывали.  А в годы, когда отец оказался чиновником в Бессарабии, благополучие семьи значительно выросло, отец втянулся в круг чиновничьих забав, играл в карты, принимал гостей с икрой, балыками и коньяком. У Бухарина было счастливое детство, которое перешло в несколько более сложную пору. Бухарин стал подростком, когда отец потерял работу. И два года их семья жила у братьев отца поочередно, двое из братьев были врачами, один земским трудягой, второй имел богатую клиентуру. Оба они описаны Бухариным с огромной симпатией.

Такой роман мог написать только русский интеллигент, который совершенно не страдал русофобией, он любит русских людей, он любит Москву, родной город, как живое существо. И это все написано после революции, гражданской войны, после того, как сам Бухарин был лидером партии, разрушившей историческую Россию. И написано в тот период, когда Сталин добивал историческую Россию, уничтожая остатки русского образованного класса.


Рецензии