Онтологические основания духовной природы Бытия

Опубликовано в материалах Мiжнародна конференцiя «Досягнення науки в 2017 роцi», декабрь, часть 2, с. 67, Киев, 2017.Сайт: www.cnp.org.ua    

Сазонов В.Н.
Кандидат технических наук, председатель секции "Философские основы духовной природы бытия" Российского философского общества

                Аннотация

          Духовность, как феномен человека, получила всеобщее признание. Она определяет ценностную ориентацию поведения человека, его осознание себя как части целого: семьи, народа, человечества,  Мироздания.
Духовно-эвристическая концепция Бытия предложила парадигму, в которой духовность свойственна всем природным объектам нашего Мира. Ее природно-исторические истоки заложены в беспредельной глубине материальных форм, являются движущей силой их самоорганизации. Духовность вещей природного мира проявляется в их внутренней активности, стремлении к саморазвитию, иерархичности. Мироздание в концепции представлено совокупностью системно-связанных Реальностей, одной из которых является наша вещественная Вселенная.
Будучи взглядом на Мир с метафизических позиций, концепция позволила предложить единую методологию для всех природно-исторических этапов становления Мироздания. Основанная на свойственных концепции представлениях о Бытии и причинно-следственной обусловленности явлений, методология является онтологическим основанием духовной природы Мироздания.

Ключевые слова: метафизика, ценность, самоорганизация, концепция бытия, Мироздание, активность, саморазвитие, иерархичность, система.

The Ontological Grounds for the Spiritual Nature of the Existence
N. Sazonov
Candidate of science, Chairman of the Section “Philosophical foundations of the spiritual nature of the existence” of the Russian Philosophical Society.

                Abstract

          The spirituality as a human phenomenon received general acceptance. It determines the valuational orientation of the human behavior and the human self-consciousness as parts of the whole: family, nation, the humankind or the Universum. The spiritual--euristic concept of the Existence suggested the paradigm in which the spirituality is inherent in all things of our World; its natural--historical sources are built into the infinite depth of material forms and are the driving force for their self-organization. The spirituality of things of the natural world manifests itself in their internal activity, tendency for self-development, and hierarchy. The Universum in the concept represents a set of system-related Realities one of which is our substantial Universe. As the idea of a new viewpoint on the World from metaphysical positions, the concept puts forward its own methodology of ideas on the Existence and causality of Its phenomena which makes it possible to theoretically represent the formation of the Universum in terms of uniqueness of Its fundamental principles, original cause, and law of formation.

Keywords: metaphysics, valuation, self-organization,  concept of the Existence,  Universum, activity,  self-development,  hierarchy,  system.

      1. Духовно-эвристическая трактовка Бытия как концепция становления
                Мироздания на принципах самоорганизации   

          Духовно-эвристическая концепция бытия (ДЭКБ) утверждает [3], что мотивация любых явлений в эволюционном становлении Мира ценностно-ориентирована и содержится в самих объектах природы (ОП). При этом все ОП Мироздания наделены духовностью, определяемой их внутренней активностью, стремлением к саморазвитию в интересах вышестоящей иерархии. Это означает представление Бытия Мироздания как его саморазвитие путем самоорганизации. Такой процесс непрерывен, самодостаточен, происходит по  единому закону и обусловлен целью, состоящей в беспредельном совершенствовании материальных форм.
          Целостность ОП по концепции проявляется в их отношении с объектами среды, в стремлении создать межсистемные связи с ними в меру совместимости. Только в этом случае  актуализируется потенция   ОП к саморазвитию. Более того, в концепции утверждается, что параметры индивидуализации ОП некорректно рассматривать без анализа меж индивидуальных отношений (как целое с целым).  Этот тезис согласуется  с теоремой  Геделя. Он подтверждает неполноту теории, описывающей систему совокупностью аксиом, выведенных из представлений о ней [2, с. 215].
          В предрасположенности ОП к взаимодействию с объектами среды специфика взгляда ДЭКБ на Бытие и его познание.  Ёю, в рамках межсистемных отношений (субсистема — система — метасистема), определяется форма целостности ОП, «структура» явлений и их движущие силы. При этом Бытие, рассматриваемое как целостный духовно-творческий процесс. Его можно охватить только мышлением и только в нем оно может быть реализовано. В этом состоит тождественность Бытия и мышления. Субъект глобального мышления (Логос) охватывает все аспекты Бытия Мироздания. Этим ДЭКБ отличается от естественнонаучного подхода в трактовке причины явлений, в которой причина явлений  видится во внешнем воздействии на ОП. Она определяется картезианскими принципами причинности: реактивностью, каузальностью, редуктивностью. Такое представление причинно-следственных связей сводит Бытие Мироздания к сумме бытия отдельных ОП. При этом невозможно осуществить  декларируемую редукцию природных вещей и явлений, что  приводит к гносеологическому разрыву в их представлении, онтологическому тупику в познании Мироздания.

        2. Комбинаторика Мироздания как духовно целостной системы

          Мироздание в ДЭКБ представлено совокупностью системно-связанных Реальностей. Они последовательно возникают в Континууме на основе радикально различных, преемственных форм материальности. Наша Вселенная (Физическая Реальность) возникла в результате саморазвития предшествующей, Трансфизической Реальности, становление которой обусловлено саморазвитием Трансфинитной Реальности. Вселенная, как целостная система, создает субстрат последующей,  Метафизической Реальности [3, с. 98-104].
          Каждая Реальность по концепции это совокупность свойственных ей сущностей, имеющих корпускулярную природу. Бытие Реальностей ценностно ориентировано, иерархично: руководствуется интересами создания последующей Реальности. Бытие каждой Реальности в концепции представлено процессом самоорганизации (синтеза) свойственных ей сущностей в интересах возникновения последующей Реальности. В Трансфинитной Реальности происходит синтез первичных сущностей. Бесконечное множество стадий их синтеза приводит к возникновению совокупности множеств первичных духовных сущностей (ПДС), классификация которых привела к возникновению мыслящей субстанции - Трансфизической Реальности – пространственной матрицы ПДС. Синтез ПДС в структуре матрицы привел к возникновению духовно-вещественных ОП видимой Вселенной [3, с. 104-107]. Цель эволюции Вселенной - синтез духовных структур – субстрата Метафизической Реальности. Синтез сущностей в рамках каждой Реальности сопровождается ростом их функциональных возможностей.
          Утверждаемая концепцией беспредельная делимость материальных форм (согласующаяся с представлениями многих философов и естествоиспытателей) означает, что первичные сущности Трансфинитной реальности бесконечно малы, что позволило (с привлечением теории множеств) построить математическую модель становления Мироздания [4,6]. В соответствии с ней возникновение конечных по размеру ПДС возможно только путем синтеза бесконечного множества первичных сущностей. Только в этом случае ПДС становится первоосновой  ОП, имеющих вещественную форму: возникают корпускулы с размерами, превышающими фундаментальную длину Планка, определяемую как 10 в минус 33 степени сантиметра [1]. То есть в результате синтеза ПДС возникают вещественные формы ОП, обладающие атрибутивными свойствами.
          Существование актуально бесконечно малых корпускул, означает беспредельную делимость пространства, отождествляемого концепцией с совокупностью сущностей. При такой четырёх координатной системе пространства, четвертая ось проходит в её глубину через точку пересечения декартовых координат. Четвертая координата характеризует уровень развития сущностей составляющих Реальности Мироздания. Положение координата ОП на четвертой оси определяет его статус в природно-историческом процессе самоорганизации  Мироздания [3, с. 129].
Таким образом, комбинаторика представления Мироздания характеризуется беспредельным множеством компонентов в структурах его Реальностей. Их Бытие состоит в самоорганизации сущностей: вхождении единичностей в особенное в интересах общего и всеобщего.

 
          3. Методология самоорганизации Мироздания

          Методология как учение о структуре, логике организации, методах и средствах деятельности [7], предполагает осуществление ее активными субъектами. В ДЭКБ такими субъектами  являются сущности, осуществляющие генезис Мироздания в соответствии с духовно-системной принципами причинности. Индивидуальные качества сущностей, как субъектов самоорганизации Мироздания, развиваются в природно-историческом процессе Его эволюции. Только этим можно непротиворечиво объяснить становление  Мироздания, структурное усложнение его сущностей на каждом этапе их саморазвития, совершенствование материальных форм, рост их функциональных возможностей. Духовность корпускул первоосновы Мироздания  объясняет беспредельность  Его становления.
          Как же происходит структурное усложнение сущностей в глобальном эволюционном процессе?  В качестве его первого этапа следует рассматривать классификацию ПДС по индивидуальным признакам. Классификация ПДС, как форма саморазвития сущностей путем самоорганизации, происходит в силу свойственных им духовно-системных принципов поведения.  Группировка сущностей по классам происходит без возникновения системных отношений между ними, то есть взаимодействия.
          Непрерывно возрастающая дифференциация сущностей по классам, взаимоотношения классов между собой в соответствии с духовно-системными принципами причинности уподобляется концепцией интеллектуальному процессу. Он совершается в силу внутренней потенции классов к саморазвитию. В связи с этим концепция и ее методология рассматривают совокупность организованных по классам сущностей как мыслящую субстанцию – Логос. Его функционирования состоит в моделировании, интеллектуальном сопровождении Бытия. Он подобен самоорганизации достаточно большой массы людей оказавшейся без внешнего управления.
ДСМ исходит из того, что в определённых классах сущностей между их элементами (сущностями как целостностями), возникают системные связи, ведущие к образованию новой целостности, включая качественно новые формы  материальности. Каждая сущность ищет связи с другими целостностями, видит в них способ саморазвития путем самоорганизации.
          То есть любая сущность, как целостность, независимо от этапа своего саморазвития в эволюционном процессе выбирает из среды родственную, совместимую с ней сущность, взаимодействует  с ней, создавая новую сущность (более сложную), как это показано на рис. 1. (См. рис. 1 в Мiжнародна конференцiя «Досягнення науки в 2017 роцi», декабрь, часть 2, с. 67, Киев, 2017.Сайт: www.cnp.org.ua).  Кружками средней и малой величины обозначены совместимые объекты  среды, а квадратиками – несовместимые. Кружки, входящими в больший круг, обозначают субсистемы. Они создают свои системы, из которых возникают метасистемы (большой и средние кружки). При этом совместимость объектов означает, что взаимодействие между ними соответствует интересам возникновения метасистемы. Взаимодействием между ОП реализуется их совместимость и потенция к саморазвитию.
          В соответствии с ДСМ, Бытие Мироздания состоит в непрерывном, творческом процессе самоорганизации сущностей. Так как сущности имеют единую природу, то в случае их совместимости нет препятствий к взаимодействию между собой. Такое Бытие ориентировано на реализацию ценностного, иерархически организованного саморазвития сущностей,  начиная с первичных сущностей до духовных структур человека.

              4. Природные явления с позиций духовно-системной методологии   
   
          Эмпирические исследования современной науки (порою с большей очевидностью) объяснимы и с позиций ДСМ. Так ретроспективный взгляд на эволюцию во Вселенной указывает на три ее основные черты: синтропийность, энергетическая незатухаемость и целевая (ценностная) направленность. В соответствии с ДСМ эволюция Вселенной на микроскопическом уровне это последовательная самоорганизация вещественных ОП, как духовно-вещественны форм сущностей. Такая эволюция происходит в соответствии с указанным ранее механизмом ДСМ, имеет множество этапов, включая образование «элементарных» частиц, атомов, молекул, клеток растительного и животного миров. 
С позиций ДСМ самоорганизация (генезис) вещественных ОП на макроскопическом уровне происходит при соблюдении трех условий: выделение среды, в которой возможно протекание эволюционного акта; создание условий межсистемного  взаимодействия между субъектами среды (как целое с целым) в направлении соответствующем ценностным установкам эволюции; возникновение внутренней мотивации (воли) ДВО к самоорганизации.
Первое условие генезиса обеспечивается вхождением совокупности ДВО, как элементов среды, в неустойчивое, неравновесное состояние, вследствие происходящих в ней либо необратимых процессов первого типа, либо воздействия внешних сил (катаклизма). Второе условие осуществимости эволюционного акта состоит в создании условий совместимости участвующих в нем ДВО. Образование ДВО нового типа (вида) в минеральном, растительном, животном мирах становится эволюционным актом (не случайным событием), если происходит в интересах их будущего саморазвития. При этом возможность вполне определенного направления процесса обусловлена предшествующим моделированием его  на духовно-энергетическом уровне мыслящей субстанции Вселенной (Логоса, Трансфизической Реальности). Сущности ОП являются элементами субстанции. Вещественность проявления сущности не лишает ее духовного содержания.
          Внутренняя мотивация ДВО к взаимодействию (третье условие осуществления эволюционного акта) подобна стремлению к аттрактору. Явлению, приписываемому самоорганизующимся системам, при синергетической трактовке их как необратимых процессов второго типа [2, с. 925] каковым является эволюционный акт. 
Синтез ДВО двух типов в выделенной среде можно уподобить возникновению (индукции) энергии более высокого качества в  генераторе с использованием начальной и промежуточной энергий. Примером может служить работающий электрогенератор. Механическая энергия падения воды преобразуется им в электрическую (более высокого качества) энергию в проводнике, движущемся в магнитном поле: разность электрических потенциалов. Подобно этому генезис ОП нового типа (вида) в эволюционном акте обеспечивается специфической (промежуточной) энергией, возникающей в исходных ОП или элементах их среды в неравновесном ее состоянии.
Механизм эволюционных актов во Вселенной поясняет трактовка процесса фотосинтеза в соответствии с ДСМ. Область макроскопического взаимодействия  воды и углекислого газа с образованием углеводов (выделенная среда) определяют размеры растения. Солнечный свет вызывает катаклизм в растении, неравновесность состояния его среды. Процесс фотосинтеза (эволюционный акт) инициируется энергией, возникающей в хлорофилле. Эта энергия, как второе условие, обеспечивает образование в растении углеводов. Причина же возникновения углеводов состоит во внутреннем стремлении молекул воды и углекислого газа к саморазвитию, самоорганизации их в более сложное соединение — углевод. Участие субстанции Трансфизической Реальности в таком процессе обеспечивает ему энергетическую незатухаемость и ценностную направленность на беспредельное саморазвитие участвующих элементов.

            5. Духовно-системная методология в гуманитарной  сфере 

          ДСМ становления Мироздания проявляется и в гуманитарной сфере: формировании человека, общественных структур (семьи, производственных коллективов, государств, человечества в целом). Анализ явлений в гуманитарной сфере с позиций ДСМ видится более оправданным, чем явлений в минеральном, растительном и животном мирах.  Ведь двуединство природы человека, наличие в нём души признается большинством мыслящих людей. Однако, несмотря на это, в своём поведении человек, коллективы людей не руководствуются духовно-системными принципами.
          Исследования в сфере гуманитарных наук, опыт отдельного человека, практика общественной жизни и межгосударственных отношений указывают на то, что современный человек и создаваемые им структуры предпочитают придерживаться диалектико-картезианских принципов в своем поведении. Их поступки реактивны, являются ответом на жизненные обстоятельства или чью-то волю – внутренняя мотивация не имеет решающего значения, ее заглушают внешние обстоятельства. Стремление к саморазвитию не является характерной чертой современного человека. Саморазвитие своей сущности (души) не признано, не осознано  человеком в качестве цели существования, не рассматривается им как мотив поведения. Остается непререкаемым утверждение, что настоящее –  продукт прошлого. Иерархичность в поведении человека не соблюдается, его жизнь организована без учета ее ценностных ориентиров. Человек, коллективы людей не формируют иерархически организованные сообщества, соответствующие системным принципам, поэтому человек чаще всего не руководствуется  интересами их существования при принятии поведенческих решений.               
Следует ли нам пользоваться принципами ДСМ в качестве критерия оценки поведения людей и выработки рекомендаций по совершенствованию человека и человечества в целом? Ответа на этот вопрос должен вытекать не только из интересов человека, судьбы его духовной сущности. В соответствии с ДЭКБ человек должен стремиться стать творцом Метафизической Реальности,  удовлетворять требованиям к элементам Её субстрата. То есть человек должен определиться в ответе на вопросы: есть ли у него космическое предназначение? Какие требования к нему в связи с этим возникают? Готов ли он формировать в себе соответствующую духовную структуру (душу)? К какому духовному состоянию он должен стремиться, чтобы удовлетворять своему предназначению?
          Наблюдается парадоксальная ситуация. Микромир, миры минералов, растений, животных, которые мы считаем бездуховными, обеспечили  эволюционное становление Вселенной, а мир людей, якобы наделенный духовностью, пока не выполняет своего предназначения. Необходимо совершенствовать внутреннюю мотивацию людей саморазвитию, чтобы оно соответствовало требованиям Метафизической Реальности. Человек должен совершенствовать свой образ с учетом положений ДСМ.
Следует подчеркнуть, что критерии святости, предлагаемые религиозными конфессиями в значительной степени соответствуют требованиям к поведению людей описанному в ДСМ. Например, святой (духовный) человек по христианской традиции, активен в свершении добрых дел, заботится о  развитии своей души (ДСт по терминологии ДСМ) ради вхождения в Царство Небесное (Метафизическую Реальность по терминологии ДЭКБ), тем самым руководствуется принципом иерархичности в своей жизни.
Из положений ДСМ следуют необходимые условия успешной деятельности общественных структур. Она должна основываться на внутренней активности ее членов, их стремлении к саморазвитию, соответствовать интересам вышестоящих структур. Миссионерские устремления каждого народа правомерны, если они служат прогрессу человечества, приближению состояния сущности (души) человека, его образа  требованиям Метафизической Реальности. Это означает, что социокультурные процессы в мире должны происходить в соответствии с метафизическим представлением действительности [6].
          Это означает признание метафизического единства мира. Человек в нём единичное социальной формы движения материи. Не внешние идеи должны составлять в ней «реальную силу», а активность человека, его стремлении к саморазвитию с учетом интереса Метафизической Реальности. Интеграция, как естественный процесс зарождения новых социальных форм, подобна синтезу предшествующих материальных форм в Мироздании. Она является альтернативой глобализации: объединению народов на условиях их унификации. При этом необходимо признать иррациональность интуиции человека как единичного в его практической деятельности созидания целого, всеобщего – человечества.

                6. Заключение

          Онтология, как учение о Бытии в его целостности и единстве, может быть таковым, если опирается на метафизические принципы единственности первоосновы, первопричины Мироздания и закона Его становления. По этим признакам современную научную картину мира нельзя считать онтологичной. Бытие в ней сводится к совокупности бытия множества  единичных объектов природы. Каждая наука, входящие в нее дисциплины имеют свой метод, основанный, как правило, на эмпирических исследованиях, соответствующих специфике явления. Это привело к раздроблению картины Мира, исключению создания научной онтологии -  методологии теоретических основ Мироздания.
         ДЭКБ разработана на основе метафизических представлений Мироздания. Дух в ней, как субстанция духовных сущностей, её субъектов, является объективной реальностью творящей Мир, поэтому ее второе название концепции – метафизика духа [3]. Концепция предложила структуру Мироздания из четырех Реальностей, каждая из которых представлена совокупностью, беспредельным множеством духовных по природе дискретных образований. ДЭКБ представляет Бытие Мироздания как самоорганизацию его первоначала, а также предлагает методологию его становления на основе духовно-системных принципов причинности и принципа совместимости.
Аргументация ДЭКБ и ДСМ такова, что есть основания надеяться на то, что они войдут в практику научных исследований, станут основой нового мировоззрения. Возможности такой перспективы связаны с тем, что предложенная методология едина для всех Реальностей Мироздания, она позволила предложить математическую модель становления Мироздания.
       
             Литература:

1. Большой энциклопедический словарь. Физика. М. Изд. «БРЭ» М.1998 г. стр. 834
2. Всемирная энциклопедия. Философия. Изд. «АСТ» М.  2001 г.
3. Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа (Мировоззренческие основания духовной природы Мироздания) – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academiс Publishing, 2013. с.147
4. Сазонов В.Н. Самоорганизация активных чисел как математическая модель бытия (становления) Вселенной. Материалы 7 конгресса РФО, 2015г.
5. Sazonov V. N., The Spiritual--Heuristic Concept of the Existence: Metaphysics of Spirit, Norwegian Journal of development of the International Science, №2, 2017
6. Сазонов В.Н. Социокультурные аспекты метафизического представления действительности. Материалы ХIII международной научной конференции. Н-Новгород, 2017г. С. 166-169
7. Советский энциклопедический словарь. Изд. «СЭ» М. 1981 г. стр. 806


Рецензии