Автомобилист враг природы и общества!?
Эколого-экономические проблемы в настоящее время приобретают все
более и более острый характер. Это заставляет человека по-новому взглянуть на многие привычные и традиционные стороны человеческой жизни. В статье рассмотрены
негативная сторона использования автотранспорта и пути минимизации наносимого им
ущерба.
Заголовок статьи может показаться вызовом обществу и спровоцировать недоумение и негодование, т.к. большинство населения так называемых «цивилизованных» стран являются автомобилистами. Автор статьи не ретроград (противник прогресса)! Преимущества, которые дает человечеству (грузо- и пассажироперевозки, занятость населения и др.) и отдельному его представителю (удобство, комфорт, мобильность и т.п.) автотранспорт известны, очевидны и неоспоримы. Статья является
просто критическим взглядом на проблему с другого угла зрения (хотя современному
человеку, привыкшему к тем удобствам и комфорту, которые дает автотранспорт,
особенно личный, очень трудно встать на эту точку зрения). Поэтому более щадящий
и мягкий по отношению к автомобилисту заголовок статьи мог бы быть, например, такой: «Вред, наносимый природе и обществу автомобильным транспортом». И речь
идет не о полном отказе от автотранспорта, а о минимизации того ущерба, который он наносит природе и обществу.
Разделим проблему на две части: 1) вред природе и 2) вред обществу. Однако, конечно же, эти две стороны проблемы тесно связаны между собой.
1. Вред природе
Экологические проблемы в настоящее время являются очень актуальными. Свою
лепту в нарушение экологического природного баланса вносит и автомобильный
транспорт. При этом необходимо разделять вред на прямой и косвенный (опосредованный).
1.1. Загрязнение воздуха токсичными веществами (тяжелые металлы, канцерогенные вещества и т.п.). Здесь есть как прямая составляющая (в виде выхлопных газов
автомобилей), так и косвенная (загрязнение, связанное, например, с выработкой электроэнергии, необходимой для работы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), автосервисов и др.).
1.2. Загрязнение окружающей среды парниковыми газами (в том числе CO2). В
этом пункте те же самые составляющие, что и рассмотренные в пункте 1.1., а также
парниковые газы (метан и пр.) в большом количестве выделяющиеся при разработке
месторождений углеводородов.
1.3. Загрязнение окружающей среды «автомусором» (шины, пластик и пр.). Справедливости ради стоит отметить, что роль автотранспорта в борьбе с мусором, а
большая часть мусора, производимого людьми, не «автомобильного» характера, неоценима (например, транспортировка к местам утилизации).
1.4. Вред, связанный со строительством и эксплуатацией дорог. Например, вырубка лесов, пересечение дорогами естественных путей миграции животных и другого
рода вторжение в естественную среду обитания флоры и фауны, а также все отмеченное ранее в пунктах 1.1-1.3.
1.5. Вред, связанный с добычей и транспортировкой традиционных углеводородов.
Здесь в первую очередь имеются в виду нефтепродукты и природный газ, используемый в качестве моторного топлива. Необходимо помнить и о добыче угля, используемого в качестве топлива на электростанциях (см. пункты 1.1 и 1.2). Здесь можно отметить следующие негативные явления: разливы нефтепродуктов и, как следствие, загрязнение воды и почвы; загрязнение воздуха (выработка электроэнергии, транспорт,
факелы при сжигании попутного газа, парниковые газы при разработке месторождений); вторжение в природную среду (нефте- и газопроводы, дорожная инфраструктура
добывающих предприятий и т.п.).
1.6. Вред от добычи сланцевых углеводородов. Применяемый метод гидроразрыва пласта (фрекинг) приводит к загрязнению почвы и грунтовых вод, в том числе источников питьевой воды, токсичными химическими веществами [1]. Добыча сланцевого газа и нефти приводит к разрушению ландшафта, несет ущерб сельскохозугодьям.
Фрекинг –источник шумового загрязнения, от которого страдают местные жители, домашний скот, дикие животные. Выбросы парниковых газов при добыче и использовании сланцевого газа и нефти значительно выше, чем при добыче обычных. Огромные
средства, которые вкладываются в разработку сланцевых месторождений, могли бы
быть направлены на развитие возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий. Начало добычи сланцевого газа в некотором регионе может привести к его краткосрочному экономическому росту, однако расплатой за это - разрушение более стабильных и безопасных отраслей: сельского хозяйства, туризма.
Очевидно, что перечисленным выше, ущерб, наносимый природе, не ограничивается. Отмечены наиболее значимые факторы. Например, можно также сказать и о
вкладе в нарушение теплового баланса планеты за счет нагрева атмосферы непосредственно автомобильным транспортом. КПД двигателя внутреннего сгорания не
превышает 40 %, а это означает то, что 60% энергии сгоревшего топлива идет на
нагрев атмосферы планеты.
2. Вред обществу
Общественный вред следует из всех рассмотренных ранее в пунктах раздела 1.
Например, можно упомянуть о влиянии на здоровье человека, или ухудшении качества жизни и др. Однако, можно выделить явления, имеющие отношение к социосфере в чистом виде.
2.1. Дорожный травматизм (смертность, увечья). В 1945 году при атомных бомбардировках японских городов погибло 150.000 человек. Сейчас в мире автотранспортных
происшествиях погибает 1,8 миллиона человек в год. Каждый месяц погибает столько
же людей, сколько при атомных взрывах в Японии. Еще большее число людей становятся инвалидами и выпадают из полноценной общественной жизни. Налоги же, идущие на их социальное обеспечение и лечение, платят не только автовладельцы.
2.2. Дорожные пробки. Обилие личного автотранспорта приводит к заторам на дорогах, от которых страдают не только сами автовладельцы, но и не являющиеся таковыми.
2.3. Здоровье. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
очевидно (загрязненный воздух – легочные заболевания, канцерогены – раковые заболевания и т.п.). Выделим, однако, еще пару важных моментов.
1) Гиподинамия. Люди порою ленятся даже 200-300 метров пройти пешком и заводят автомобиль. Отсюда следует малоподвижный образ жизни и вытекающие из него
проблемы со здоровьем (ожирение, сердечно-сосудистые заболевания и др.).
2) Шумовое загрязнение - раздражающий шум антропогенного происхождения,
нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека [2]. Шум в определённых условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию (повышение артериального давления), тиннитус (шум в ушах), потерю слуха. При чрезмерном уровне шум влияет на органы слуха, центральную нервную систему и сердечно-сосудистую систему. Шум влияет на обмен веществ, угнетает окислительные процессы, способствует развитию гипертонической болезни.
2.4. Уменьшение жизненного пространства. Огромное количество автотранспорта
(особенно личного) приводит к тому, что в городах остается все меньше и меньше
свободного пространства, его занимают автомобили. Например, дворы жилых домов
заставлены автотранспортом, а ведь на его месте могли бы быть, например, зеленые
насаждения или детские и спортивные площадки.
В пунктах 2.1-2.4 отмечены вредоносные факторы прямого характера. А теперь о
косвенном вреде. И неожиданно…
2.5. Вооруженные конфликты и терроризм. Не секрет, что в основе большинства
конфликтов лежат причины экономического характера. И люди и страны ведут борьбу
за обладание ресурсами (в том числе и за нефть, основными потребителями которой
являются автомобилисты). И здесь для многих людей и даже государств мораль не
является ограничителем. Для некоторых все методы хороши для достижения своих
целей. Как пример можно привести то, что происходит на Ближнем Востоке (Ирак, Ливия, Сирия и их нефть). Квазигосударство, террористическая организация ИГИЛ, финансируется за счет контрабанды нефтепродуктов, в качестве покупателей которых
выступают порой вполне себе «цивилизованные» страны (якобы даже ведущие борьбу с этой организацией).
Пути решения проблем
Пройдемся непосредственно по рассмотренным нами выше вредоносным факторам.
1.1-1.2 – Очистка «выхлопа» автомобилей и электрогенераторных станций, применение качественного (очищенного) топлива. Развитие электротранспорта и электромобилей в частности.
1.3 – Утилизация и вторичное использование.
1.4-1.5 – Строительство с использованием технологий малонарушающих естественную природную среду (например, можно не вырубать лес и не пересекать пути
миграции животных, если переносить уровень автодороги (нефте- или газопровода)
относительно земли вверх (эстакады) или вниз (туннели). Применение «зеленых технологий», подразумевающих экологичность, энергоэффективность, использование
альтернативных источников энергии и строительных материалов растительного происхождения и т.д.
1.6 – Полный отказ (до появления безопасных технологий).
2.1 – Меры по обеспечению большей безопасности (законодательные акты, конструкторские решения и др.).
2.2 – Развитие транспортной инфраструктуры (развязки, мосты и др.) и общественного транспорта (например, метро) в том числе, оптимизация транспортных логистических схем (например, ввод выделенных полос для общественного автотранспорта).
2.3 – Здесь решения по пунктам 1.1 и 1.2, пропаганда здорового образа жизни, меры по контролю и уменьшению шумового загрязнения (регламентация, мониторинг,
конструктивные решения и др.).
2.4 – Строительство многоуровневых парковок, запрещение стоянок автомобилей
в непосредственной близости от жилых домов, ограничение въезда автотранспорта в
те или иные районы города (места отдыха, жилой сектор и т.п.).
2.5. – Данный пункт в виду его глобальности автор оставляет без комментариев.
Также, на взгляд автора, необходимо существенное повышение транспортных и
дорожных сборов (налоги и др.). Полученные средства необходимо целевым образом
направлять не только на содержание, ремонт и строительство дорог, но и на различные природоохранные мероприятия, мероприятия по увеличению безопасности дорожного движения и др.
Невозможно отказаться от автотранспорта, но сделать его безопаснее, экологичнее и «гуманнее» человечеству по силам.
Список литературы:
1. Почему Гринпис против добычи сланцевого газа и нефти? [Электронный ресурс]
// Гринпис России, 2014. – Режим доступа:
свободный. – Загл. с экрана.
2. Шумовое загрязнение [Электронный ресурс] // Википедия, 2015. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шумовое_загрязнение , свободный. – Загл. с экрана.
Свидетельство о публикации №220122001351