Реквием Андрею Сапунову. Рассказ. ч3

                           - ч3 -

***********

Памяти Андрея Сапунова (1956-2020) - вокалиста и гитариста группы "Воскресение".

***********

Мы поплыли дальше на своём громоздком плоту. Дальше и дальше. Мимо глухих хвойных и смешанных среднерусских лесов. Мимо обширных болот. Мимо полей и лугов. Мимо прибрежных холмов, как высоких, поражающих наше воображение, так и мимо низких. Мимо змеевидных изгибов реки. Мимо водяных зарослей: рогоз, камыш, тростник, жёлтые кувшинки, белые лилии... Мимо прекрасных песчаных диких пляжей на одном из берегов Волги, или на обоих берегах сразу. Мимо заливов, заливчиков, затонов, речных протоков-стариц и рукавов реки.

Вобщем, всё как обычно при путешествии по одной из русских рек. Средних размеров река Волга в этих западно-тверских глубинных землях. Землях бывшего когда-то Великого Тверского княжества.

Волга здесь ещё не развернулась в свою полную ширь. В свою гордо-русскую ширь знаменитейшей реки материка Евразии. Всё у Волги ещё только начиналось. Всё ещё впереди. Всё ещё... ниже по течению.

Старинные полузаброшенные чёрные однообразные деревушки стали появляться немного чаще, чем до этого. Чаще выплывали из-за поворотов реки и цЕрковки, практически все разорённые, с руинами когда-то высоких и звонкоголосых колоколен. Разруха, а какая красивая разруха, цепляющая за душу, как пронзительные звуки струн русской балалайки.

Чуть чаще стали попадаться нам и древние небольшие кладбища, сельские погосты. Когда при церквушках или часовенках, а когда совсем отдельно и одиноко. Просто кучка старинных и не очень старинных православных крестов над могилками местных жителей.

Всё это было очень красиво, очень трогательно, очень мило. Тишина и русская старина. Тишина и старина в паре друг с другом. И лишь пение птичек божиих над всем этим берендеевым русским царством. Мы молчали, завороженные.

Днём погода была солнечная, изредка проплывали на огромной высоте одиночные перистые бело-розовые облачка. Подходил вечер. Тихий летний вечер. Лёгкий освежающий ветерок. Дневная жара спАла. Солнце скрылось за стеной тёмного леса на берегу.

Река прихотливо петляла, как живая блестящая змейка. Поворот за поворотом... Изгиб за изгибом... То вправо, то влево. Длинных прямых участков реки было немного. Было невероятно романтично. Мы замерли, прислушиваясь к вечерней тишине. Наступали июльские вечерние сумерки.

***********

А потом, откуда-то, как с неба, нам отчётливо послышалась изумительная песня Константина Никольского "Когда поймёшь умом, что ты один на свете...", бывшая в те годы очень популярной среди молодёжи. Но песню исполнял не её автор, Костя Никольский. Это был звонкий, пронзительный и проникновенный голос Андрея Сапунова - вокалиста и гитариста московской группы "Воскресенье".

Он отчётливо пел откуда-то, то ли с неба, то ли из-за ближайшего изгиба бежавшей и бежавшей... вдаль и вдаль Волги. Нам с Вовкой было слышно каждое слово песни. Это было божественно. В вечерних сумерках, на зеркальной глади прекрасной реки, среди полной тишины, нам пел чистый голос Андрея. Тогда ещё молодого Андрея Сапунова... Он грустно пел одну из самых красивых песен Кости Никольского:

"...Вот мой бокал, в нём больше ни глотка
Той жизни, что как мёд была сладка.
В нём только горечь неразбавленной печали,
Оставшейся на долю старика..."

Исполнялась песня не автором, Константином Никольским, а всей группой "Воскресенье". Пел Сапунов, остальные играли. Мы застыли, слушая любимую песенку "Воскресения" (тогда оно ещё было "Воскресеньем", но об этом в наше время практически не упоминают). Мы наслаждались в лесной тверской глухомани концертом популярной группы, наслаждались звуками любимой песни.

Плот прошёл очередной изгиб реки. И мы наконец увидели за лесистым мыском, откуда исходила эта божественная музыка. На травке, на бугорке левого  берега Волги сидела компания молодых людей и девушек старшего школьного возраста. Это была скорее всего местная молодёжь, отдыхающая на пикнике.

Наверное приехали из недалёкого отсюда города Ржева. Это у них играл переносной катушечный магнитофон с записями группы "Воскресенье". Ребята были заняты своими делами. Одни выпивали что-то... другие закусывали... третьи подбирали на шестиструнке звучащую из магнитофона песню Никольского, тогдашнего кумира молодёжи... четвёртые шутили и смеялись с девушками.

Обстановка у них была весёлая и непринуждённая. Увидев наш допотопный плот из сосновых брёвен, они не особенно-то и удивились. Просто переглянулись между собой, и молча помахали нам приветливо рукой. И продолжили заниматься своими делами и делишками. Мы тоже решили не навязываться к ним, в их компанию, и тихонько проплыли мимо них, также помахав им рукой на прощание и показав большими пальцами вверх, что нам очень нравится их музыка.

Музыка эта потихоньку затихала. По мере того, как мы отплывали от этой молодёжной компании всё дальше и дальше. Скоро они скрылись из наших глаз за очередным поворотом, за лесистым выступом, и в наступающей вечерней темноте.

Музыка стихла, но она долго-долго звучала в наших головах. Такие вечера не забываются. Они запоминаются надолго, а чаще - навсегда.

***********

Мы с моим приятелем Вовкой выбрали себе местечко потише и поукромнее, - маленький затончик в гуще прибрежных деревьев. И поставили наш плот на ночной прикол, на очередную нашу ночную стоянку. Т.е. привязали плот парой длинных верёвок, идущих от углов плота, к ближайшим деревцам на берегу. Подтянув плот сколько можно к берегу боком. Тянули за верёвки с берега сколько у нас сил наших хватило. И привязали к надёжным деревьям. Чтобы, значит, ночью не уплыл он по реке с нами вместе, пока мы крепко спим на нём.

Перед сном мы поели под свет и треск костерка на плоту. Попили чайку. И завалились спать около плотового шалаша. Хотелось смотреть на ночное звёздное небо после нежданного концерта группы "Воскресенье" и впечатления от этого концерта.

***********

В чистом чёрном небе ярко светили звёзды знакомых нам летних созвездий. Созвездия Лиры... Лебедя... Орла... Главные звёзды этих трёх созвездий летнего неба - Вега, Денеб, Альтаир - входят в состав летнего суперсозвездия, называемого Летним Треугольником.

Приветливо, как старые добрые друзья, светили нам обе Медведицы, Большая и Малая. И конечно же Полярная звёздочка на конце ручки Малой Медведицы, как всегда, указывала точно на север. На наш родной Петербург.

В темноте, в прибрежной травке, отчётливо светили и зелёные огоньки - светлячки. Лесные "зелёные лампочки". Старались вовсю, эти маленькие трогательные создания бога, пытаясь затмить собой, своими зелёными фонариками, свет и мерцание небесных звёздочек.

А нам всё не давала покоя услышанная песня Кости Никольского в исполнении Андрея Сапунова. Она всё крутилась в нашем, всё ещё возбуждённом и до сих пор не успокоившемся  мозгу:

"...Когда поймёшь умом, что ты один на свете,
И одиночества дорога так длинна,
То жить легко и думаешь о смерти,
Как о последней капле горького вина..."

"...Для мира сделаю я много добрых дел,
Во веки вечные их не забудут люди.
И если выйдет всё, как я хотел,
То, боже милый, мир прекрасным будет.

Послав страдания на голову мою,
Послав отчаянье душе моей правдивой,
Пошли мне веру, я о ней спою,
И дай мне силы, стану я счастливым.

И перед смертью богу помолюсь..."

***********

Это путешествие на бревенчатом плоту по верхней Волге в июле далёкого уже 1983 года и прекрасная песня в захватывающем исполнении Андрея Сапунова и его музыкальной группы "Воскресенье" навсегда отпечатались в моей памяти.

Они неразрывно связались друг с другом невидимыми нитями и тесно сплелись в памяти друг с другом. Вспоминая о том путешествии, я неизбежно вспоминаю: и песню К.Никольского "Когда поймёшь умом..." и чистый красивый голос Андрея Сапунова, вокалиста группы "Воскресение".

***********

И вот теперь, в декабре 2020 года, как гром, как снежная лавина, пришла печальная для меня весть: музыкант Андрей Сапунов умер от остановки сердца. Умер 13 дек, в возрасте 64 лет.

Вечная тебе память, Андрей! Ты умер, но песни в твоём исполнении остались с нами, с живыми. А значит и ты жив, пока жив твой прекрасный звонкий голос.


***********

191220


Рецензии