О каноничности анафемы гетману Мазепе

Отношение к гетману Мазепе, во время Северной войны изменившему русскому царю Петру Великому и перешедшего на сторону шведов, на Украине известно — в честь этого предателя  еще президентом Ющенко был учрежден орден — крест Мазепы. Сам Мазепа официально почитается как национальный герой, борец за свободу Украины от «москальского ига». На самом деле гетман не был никаким украинским патриотом, борцом за независимость, и его мало беспокоила судьба украинского народа. Я об этом писал уже, например, в заметке «Мазепа и Палий. Об украинском патриотизме» http://proza.ru/2020/07/19/1429 .

Хотя предательство Мазепы — дело прошлое, кому-то нужно вновь и вновь поднимать тему о якобы неканоничности анафемы этому предателю, провозглашенной Российской Православной Церковью в 1708 году. Это тема поднимается главным образом  украинских «православными» автокефалистами, утверждающими,  что анафема гетману, объявленная  Русской (тогда Российской) Православной Церковью, на самом деле неканонична, так как объявлена по политическим причинам.

К сожалению, этого воззрения придерживаются не только раскольники, но и представители Константинопольского Патриархата.

Так, два года назад это озвучил представитель Вселенского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве архиепископ Тельмисский Иов (Геча)  в интервью украинским СМИ:
«Несмотря на наложение Российской Церковью на гетмана Мазепу неканонической анафемы, представители Вселенского патриархата ее не признавали, ведь она была наложена по политическим мотивам, как средство политико-идеологических репрессий и не имела никаких вероисповедных, богословских или канонических причин» [1].
Так вот, по поводу «вероисповедных, богословских или канонических причин». Понятное дело, что богословских причин  не было, поскольку гетман не занимался богословием.  А вот канонические причины есть. Если кто-то думает, что анафеме подвергают только за ереси и расколы, то он ошибается.

Об этом писал еще в 2008 г. протоиерей Андрей Новиков, отвечая украинским апологетам Мазепы в статье  «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы»[2]. Он в числе прочего указал на то, что гетман Мазепа — клятвопреступник, нарушивший добровольную присягу русскому царю Петру, и  сослался на 64 и 82 правило Василия Великого: «Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» (82-е правило святителя Василия Великого), подвергается десятилетнему (64-е правило святителя Василия Великого) или одиннадцатилетнему (82-е правило святителя Василия Великого) отлучению от святого причастия». Понятное дело, что поскольку никакого достойного покаяния со сторогы Мазепы не было, то тут прещение более строгое.

Но кроме упомянутых о. Андреем правил есть еще одно, и на мой взгляд, еще более подходящее. Существует еще 8-е правило св. Григория Чудотворца. Там говорится: «Аще которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, такожде указывали не ведущим варварам пути или домы: таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый» [3].
 
Заметим, что не только те, кто убивал единоплеменных, но и те,  кто указывал «не ведущим варварам пути или домы», подвергаются отлучению.
Это правило было создано в связи с событиями Скифской (или Готской) войны – войны Римской империи во 2-й половине III века с коалицией варварских племён, совершавших набеги на Малую Азию, Грецию, Фракию и Мезию из регионов Северного Причерноморья и Прикарпатья. К слову сказать,  Римская империя в это время была ещё языческой, и речь в правиле св. Григория идет именно о «единоплеменных», а не о единоверных (тогда как мазепинцы выступили не только против соотечественников, но и  единоверцев (православных) на стороне протестантов шведов, т.е вина их сугуба). Вопрос к «православным» апологетам Мазепы — 8-е правило св. Григория  Неокесарийскаго — это политические мотивы или как?

Гетман Мазепа и те, кто пошли за ним (а это было очень небольшая часть украинского казачества, большинство остались верными царю Петру), безусловно попадают под это правило. Было сломано немало копий по поводу того, единый ли русский народ «хохлы» и «москали». Сейчас, конечно, украинцы считают себя отдельной нацией. Тогда было немного иначе, хотя конечно, размежевание, положенное еже пребыванием Московии в Орде, а Украины в Речи Посполитой, уже началось. Но так ли иначе они ведь недаром великороссов москалями называют, а не русскими. Потому что они сами — русские (Киев — мать городов русских, как известно).

Кроме того, что еще более важно, гетман Мазепа со товарищи был подданным России. Россия не покоряла левобережную Украйну силой оружия, и самого Мазепу никто не неволил уходить от поляков под руку русского царя. Так что Россия была для них именно отечеством.

Но мне особенно интересным показалось следующее свидетельство со стороны некоего словацкого посла Даниела Крмана. Он был послан с дипломатической миссией от словацкого протестантского синода к королю Карлу (шведы были также протестантами). Так получилось, что он пробыл в ставке шведского короля во время боевых действий шведов против России.  Симпатии Даниела, понятно, были на стороне шведов,  тем замечательней  его слова:
«Когда царское величество прогнало шведов с поля боя, оно направило несколько полков против 2 тысяч шведов, находившихся в окрестностях Полтавы, которые, хотя каждый храбро защищался, все до одного погибли, брошенные своими и уничтоженные напавшими на них с валов горожанами и множеством других врагов, заполнивших холмы и долины. По одной длительной ружейной пальбе можно было догадаться, с какой отвагой они противостояли своему противнику... Царское величество, достигнув неожиданной победы, с помпой вошло в Полтаву. Полтавцы же, освобожденные от осады, водрузили в знак преданности царю белый флаг на высокой башне и проявили другие бесчисленные знаки своей несказанной радости…» [4].

Судя по этим словам Даниела Крмана, украинское население вовсе не видело в союзниках (на самом деле хозяевах)  «украинского борца за свободу» Мазепы, шведах,  освободителей от ненавистного москальского ига.

Не менее замечательно другое его сообщение о событиях более ранних, до Полтавы. Крман почествует о взятии шведским королем Карлом украинского города Веприк:
«Победив московитов, он захватил город Веприк во время сильнейшего мороза. Атака шведов сначала была несчастлива, ибо пали из их числа около 500 человек, и среди них некий граф Левенгаупт (Капитан А. Левенгаупт) и другие известные полковники и должностные лица. При вторичной атаке король также поднялся на лестницы и взял город, в котором было 2000 московитских солдат и столько же жителей — казаков. Король оказал всем милость. Гетман же Мазепа вверг одних своих подданных в ямы, других же уморил голодом».
Как видим,воспеваемый ныне на Украине как национальный герой гетман Мазепа стал не просто коллаборационистом, а палачом своих соотечественников, и даже не «москалей», а украинцев. Тогда  как протестант Карл Двенадцатый, шведский король, проявил в отношении русских солдат гуманность.

Можно еще привести факты для доказательства того, что гетман Мазепа вполне попадает под каноническое запрещение (8-е правило св. Григория Чудотворца). Но думаю, что и сказанного уже вполне достаточно. Другие факты уже приводились другими авторами. Ну а торжественная анафема понадобилась, поскольку гетман ведь был не просто предателем, а вождем некоего движения. И то, что раскольники-автокефалисты поднимают на знамя имя этого иуды, - лишнее подтверждение того, что сами они — предатели Православия.
               


1.https://inosmi.ru/social/20180919/243269104.html
2. http://www.pravoslavie.ru/analit/080130172754.htm
3.  Книга правил. Канонические послания святаго Григория, архиепископа Неокесарийскаго, чудотворца. Правило 8. http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Chudotvorets/pravila
4. Даниел Крман. Итинерарий. http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Krman/pred.phtml


Рецензии