Казаки - пластуны часть 20

4-й стал именоваться – «4-й Кубанский пластунский Его Императорского Высочества Великого Князя Георгия Михайловича батальон». В декабре 1914 г. Государь император Николай II посетил Кавказ. Он был не только в Сарыкамыше, но с небольшой свитой и в с. Меджингерт, где находились ближайшие резервы войск главных позиций Эрзерумского направления. Командирам было приказано направить туда отличившихся чинов для вручения Георгиевских крестов самим императором. СПРАВКА - Ляхов Владимир Платонович (20 июня 1869 - 30 апр. 1920 г., Батум), ген.-л-нт (26 авг. 1916). Приписной казак ст-цы Новосуворовской Кубанской обл. Образование получил в 3-м Александровском училище и Николаевской академии Генштаба (1896). Выпущен в лейб-гвардии Измайловский полк. С 5 дек. 1900 г. и. д. штаб-офицера для поручений при штабе Кавказского ВО, с 24. 03. 1904 г. начштаба 21-й пехотной дивизии. Во время революции 1905-06 гг. В.П. Ляхов был 7 янв. 1906 г. назначен нач-ком отряда для восстановления порядка в Осетии, а 28. 06. 1906 г. переведён в распоряжение главкома войсками Кавказского ВО и ему поручено обучение персидской кавалерии. В марте-июле 1909 г. числился в отставке, а 31 июля 1909 г. был назначен командиром 50-го пехотного Белостокского полка. С 13 мая 1912 г. начштаба ККВ. В первые месяцы войны руководил формированием новых кубанских частей. 21 янв. 1915 г. назначен комендантом Михайловской крепости, при этом постоянно привлекался к командованию различными частями Кавказского фронта, например, во время Трапезундской операции (янв.- апр. 1915 г.) он возглавлял Приморский отряд (15 тыс. чел., 38 орудий).

22 мая 1915 г. Ляхов был переведён на фронт и получил в командование 39-ю пехотную дивизию I Кавказского АК. Большая часть его службы была связана с Кавказом. Проявил себя распорядительным и храбрым командиром, был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст. и Георгиевским оружием. 12 марта 1917 г. он возглавил весь свой корпус. После развала фронта остался на Кавказе и примкнул к Белому движению. В октябре 1918 г. возглавил сводный белый отряд, действовавший на Владикавказской железной дороге. С 15 ноября 1918 г. командир III AK Добровольческой армии. После занятия Терека 10 янв. 1919 г. назначен главкомом войсками Терско-Дагестанского края, но уже 16 апреля был заменён ген. И.Г. Эрдели. Ляхов был зачислен в резерв чинов Доброармии, удалился от дел, поселился в предместье Батума. Злоумышленниками был убит. В апреле 1915 г. 1-я Кубанская пластунская (кроме 1-го пластунского батальона, оставленного по особому ходатайству Командующего войсками Батумского укреп. района ген. Ляхова) и 2-я Кубанская пластунская бригады были морским путём из Батуми переброшены в Севастополь, где прошли выучку по десантированию с судов различного класса. 18 апреля в 10 часов Государь посетил адмиралтейский собор и затем прибыл к войскам. Состоялся Высочайший смотр обеим бригадам. Его Величество был в форме ККВ (черкеска и серая папаха). Государь медленно обходил часть за частью и сердечно благодарил пластунов за верную и доблестную боевую службу Отечеству.

Пластунские батальоны уже покрыли себя славою в боях с войсками Энвер-Бея. Они принимали участие в разгроме его армии. В знак особой милости к пластунам, Государь объявил 3-му батальону, что назначает его шефом - Наследника. Как бы остолбенев от неожиданности, батальон замер на несколько секунд и затем разразился неистовым ура. Это был какой-то рёв радости. Затем кавказцы тесным кольцом окружили Императора и начался тот простой, задушевный, откровенный разговор, на который умел вызывать каждого Государь Николай Александрович. Офицеры были в восторге. Говорили и про только что содеянные боевые подвиги и про дела домашние, семейные, про старое, славное прошлое своих частей. Знавший военную историю не хуже любого профессора, Николай II напомнил, что 2-й и 8-й пешие батальоны покрыли себя славою ещё при обороне Севастополя. На загорелых лицах улыбки расплывались во весь рот. Снявшись с офицерами по частям и в общей группе, царь отбыл, при криках ура, в Севастополь, а батальоны, с музыкой и песнями, разошлись по казармам. И неслась лихая казачья песня через Черное море к родным кавказским берегам и замирала вдали. Командование готовило кубанских пластунов для высадки на турецкий берег и захвата Босфорского пролива. Но Англия нарушила англо-франко-русское соглашение от 4 марта 1915 г. «О целях войны России в Малой Азии» о передаче этой территории после войны России, и сама отправила свои войска на Босфор. Тогда же для Русской армии начались тяжелые бои в Галиции, куда спешным порядком весной 1915 г. и были переброшены кубанские пластуны.

Они сыграли значительную роль в остановке австро-германского наступления и стабилизации Юго-Западного фронта. 1 июня 1915 г. головные батальоны 1-й Кубанской пластунской бригады начали высадку в г. Каменец-Подольске. На фронте в это время складывалась чрезвычайно напряжённая обстановка – противник находился в 2-3 верстах от Хотина, мосты через Днестр уже готовились к взрыву. Сразу же после выгрузки два пластунских батальона под общей командой полковника Н.А. Букретова были направлены под Хотин, где поступили в распоряжение командующего 3-го конного корпуса ген. графа Ф.А. Келлера. Сильно пересечённая, болотистая местность, дожди и туман затрудняли действия пластунов. Несмотря на это в течение двух дней отряд полковника Букретова выбил противника из села Рухотин, а затем после упорного боя занял восточные окраины сёл Ржавенцы и Баламутовка. К 6 июня в боевой линии действовало уже 9 пластунских батальонов, пограничники и артиллерия. Получив приказ графа Келлера об атаке неприятельских позиций у Баламутовки и Ржавенец, кубанцы два дня тщательно изучали окружающую местность. Командиры сотен лично ходили в разведку, определяя скрытые подступы к позициям противника, выявляя слабые места в его обороне. Каждому пластуну офицеры объясняли поставленную задачу, при помощи биноклей знакомили их с местностью, показывали участки атаки каждого взвода. Только после этого ген. Гулыга отдал приказ о наступлении в ночь на 8 июня. Накопившись небольшими группами в оврагах, пластуны в 2 часа ночи стали скрытно приближаться к австрийским окопам.

С расстояния семидесяти шагов – пошли в атаку и прорвав проволочные заграждения, выбили противника из укреплений и стали его преследовать. К рассвету пластунские сотни прочно закрепились в обоих селениях Все попытки неприятеля перейти в контратаку были пресечены сотнями 6-го пластунского батальона. Все попытки неприятеля перейти в контратаку были пресечены сотнями 6-го пластунского батальона. При взятии вражеских позиций у Ржавенцев особо отличились сотни 4-го Кубанского пластунского батальона под командованием есаула Е.Л. Приходько и сотника В.А. Марьенко. В «Журнале боевых действий» сохранилось описание одного из тактических приёмов, который использовался кубанцами в этом бою. В тех местах, где перерезать проволочные заграждения быстро не имелось возможности, пластуны набрасывали на них свои бурки и по ним перебирались по ту сторону. Тогда казачьи сотни захватили два пулемёта, 7 офицеров и более 160 нижних чинов противника. Командиры сотен за храбрость были удостоены орденов Св. Георгия 4-й ст. Этой же наградой, но только посмертно был отмечен и подъесаул 2-го Кубанского пластунского батальона Н.М. Герасименко. К 12 июня Сводной Кубанской пластунской дивизии удалось очистить от неприятеля сёла Чёрный Поток и Онут Русский, ликвидировав тем самым угрозу захвата г. Хотина и отбросив врага на линию госграницы. В плен был захвачен командир бригады 52-й гонведной дивизии графа Лубенского, 40 офицеров и более 2 тыс. нижних чинов.

Трофеями пластунов стали 12 пулемётов, миномёт, более 1 тыс. винтовок и огромное количество патронов к ним. 2500 нижних чинов Сводной пластунской дивизии ген. И.Е. Гулыги были награждены Георгиевскими крестами, 500 – Георгиевскими медалями. 30 июня 9-я армия ген. П.А. Лечицкого перешла в контрнаступление. 3-й конный корпус ген. Келлера наносил удар во фланг австрийским войскам. Кубанская дивизия Гулыги атаковала центр хорошо укреплённых вражеских позиций – высоту 393 и окопы у дер. Добронутц. Помимо пулемётов и многих лёгких полевых орудий у австрийцев ещё имелось две 203 мм артбатареи. Заграждения по ширине более двух вёрст находились в густом лесу. Наступление пластунов прикрывал только один конногорный дивизион (2 лёгкие артбатареи) с минимальным запасом снарядов. На каждую пластунскую сотню приходилось всего по 5 ножниц для разрезания проволоки. Граф Ф.А. Келлер настоял на атаке в светлое время, что грозило пластунам большими потерями. Выполняя приказ, утром 1 июля по раскисшему от дождя суглинку, четыре батальона 1-й Кубанской пластунской бригады полковника Букретова, пошли на штурм высоты 393. К исходу дня с большими потерями они смогли преодолеть только полверсты проволочных заграждений. Перегруппировавшись и пополнив боезапас. Казаки около 3 часов утра 2 июля снова пошли в атаку. Под огнём австрийской артиллерии пластуны с трудом продирались через лесную чащу, опутанную колючей проволокой. Уже было совсем светло, когда они подошли к неприятельским позициям и здесь их ожидало новое препятствие – стальные сети.

Продолжение следует в части  21                http://proza.ru/2021/03/13/1864


Рецензии