Помнят на сцене ее хуторяне
На хуторе Гречаная Балка люди старшего поколения хорошо помнят, что в местном Доме культуры всегда была хорошо налажена художественная самодеятельность. Колхозники и колхозницы, работники детского сада, школы и больницы с удовольствием посещали праздничные мероприятия. Они знали, что хуторские артисты порадуют их отличным концертом, ведь руководила очагом культуры замечательный работник, влюбленный в свое дело человек — Мария Карповна Дижечка. Много лет она уже на пенсии, последние годы нигде не бывает — с большим трудом может передвигаться только по дому. Помогает ей справиться с домашними хлопотами социальный работник. В прошлый мой приезд глава Куйбышевского сельского поселения Юрий Рашко посоветовал написать об этой уважаемой, волевой женщине, труженице тыла военного периода с нелегкой, но интересной судьбой, которую не смогли сломить ни беды, ни болезни.
Марию Карповну предупредили о гостье, а мне сказали, что не надо ждать, когда хозяйка откроет дверь, она не сможет этого сделать, надо сразу заходить. В светлой уютной комнате, на массивном кресле сидела аккуратная седовласая женщина. «Проходите, проходите, - предложила она и улыбнулась, - вот ведь как получилось: всю жизнь среди людей, а теперь телевизор главный мой собеседник. Ну, конечно, и социальный работник, иногда соседи, знакомые заглянут. Администрация, грех жаловаться, не забывает с праздниками поздравляет. Спасибо всем за все!».
Родилась и выросла Мария Карповна в Старовеличковской (в 1926 году). Девичья ее фамилия — Степчук. В семье было пятеро детей. Жили очень скромно, а в Великую Отечественную войну и после нее — еще тяжелее. Словом, натерпелись лиха. Отец погиб в самом начале войны. А потом и два старших брата. Когда в станицу пришли фашисты, шестнадцатилетняя Маша сильно болела и враги побоялись инфекции, не отчаялись на постой в их доме. Голодно было очень и Маше с братом приходилось после школьных занятий помогать некоторым станичникам, чтобы заработать на пропитание.
После окончания седьмого класса (училась в нынешней СОШ № 6) пошла учиться. В 1953 году окончила девушка Северское культпросвет училище и по распределению попала в Гречаную Балку директором единственного учреждения культуры. Нынешний прекрасный, один из лучших в районе ДК, построил местный колхоз «Заветы Ильича» с перспективой на будущее, так, что и сейчас, спустя половину века, это здание - настоящее украшение хутора. А его открытие состоялось в 1968 году, к 50-летию образования ВЛКСМ.
Мария Карповна вспоминает, что талантливых людей на хуторе было всегда много и, главное, люди не жалели своего свободного времени для участия в самодеятельности: «Наш хор гремел на всю округу. Большой был — 62 человека. Часто выступали в Краснодаре, Кропоткине, других городах, станицах. Танцевальный, вокальный, театральный коллективы тоже отличные были».
Почти до самой пенсии она была директором, а уйдя на заслуженный отдых — рядовой работницей ДК. Так что с Домом культуры у нее связана большая часть жизни, он был для нее настоящим вторым домом. Как Гречаная Балка — второй малой родиной. Здесь она вышла замуж за участника Великой Отечественной войны, тоже уважаемого хуторянами человека, Михаила Георгиевича Дижечку. Инвалид войны, кавалер ордена Отечественной войны, награжденный многими медалями, он умер два года назад. Мария Карповна награждена медалью «За доблестный труд», ей присвоено почетное звание Ветеран труда. Так уж получилось, что Бог не дал супругам Дижечка детей, но они воспитали пятерых приемных, всех выучили, вывели в жизнь, выдали замуж и поженили. И это в те годы, когда никаких социальных выплат приемным родителям в нашей стране еще не делали.
На судьбу Мария Карповна не сетует, хотя та ее не щадила, испытывала на прочность, преподносила всякое лихо. С детства женщина была оптимисткой и великой труженицей, с самой школы активно участвовала в общественной жизни, не берегла себя, верила в добро, относилась к людям, как бы хотела, чтобы относились к ней, и среди ее окружения всегда было больше хороших, светлых людей. Об одном сожалеет, что подруги ее молодости почти все уже ушли в мир иной. В Старовеличковской осталась одна Елена Нестеровна Дорошенко. Понятно, что по объективным причинам они давненько не встречались.
Вот так достойно и живет уважаемая хуторянка, не сетуя ни на что, не жалуясь на недуги, скромно, не привлекая к себе особого внимания.
Свидетельство о публикации №220122001613