Всегда удивляющий Макбет
«Макбет», опера Верди, Историческая сцена Мариинского театра, 16 декабря 2020 года
Макбет — Владислав Сулимский,
леди Макбет — Млада Худолей,
Банко — Юрий Воробьев,
Макдуф — Мигран Агаджанян.
Владислав Сулимский не перестает удивлять в последнее время. Что ни выступление, то выдающееся событие, что ни роль, то настоящий шедевр! Мы уже отвыкли от таких оперных артистов, у которых даже самые известные персонажи оживают и начинают жить собственной жизнью, развиваясь и совершенствуясь от спектакля к спектаклю, меняясь в зависимости от взаимодействия с партнёрами. Но самое главное, вокально его роли становятся просто потрясающими, практически идеально спетыми и наполненными легко считываемыми непростыми эмоциями. Слушать такое исполнение — непередаваемое удовольствие для меломана и любителя оперного искусства, а наблюдать игру артиста — настоящая, можно сказать, двойная удача.
Лицедейский и вокальный талант Владислава Сулимского в последние годы словно обрел второе дыхание! Хотя и раньше после каждого выхода певца на сцену казалось, что это самое удачное, лучшее его выступление, но и после следующего возникало такое же ощущение! Но особенно это стало заметно в уходящем году. И на сцене это превращается в невероятно интересные образы, к одному из которых следует отнести и его Макбета.
За те девять лет, что Владислав Сулимский исполняет заглавную партию в опере Верди «Макбет», она была доведена им до вокального совершенства, а роль короля-убийцы обрела сложное драматическое обличье. И что интересно, оно меняется, усложняется не только с каждым очередным спектаклем, но и в зависимости от партнерши, исполняющей роль леди Макбет. Каждая из них тоже создает индивидуальный неповторимый образ своей героини. А за эти почти десять лет Владиславу Сулимскому довелось петь в этой опере и с Марией Гулегиной, и с Анной Нетребко, и с Екатериной Семенчук, и с Людмилой Монастырской, и с Татьяной Сержан, и с Ириной Гордей, и с Младой Худолей. Были и зарубежные постановки «Макбета, например, в Латвийской национальной опере в Риге и на оперном фестивале в Савонлинне в Финляндии. В общей сложности наберется около десятка разных партнёрш, исполнительниц кровавой леди Макбет. Интересно, что именно в паре с Младой Худолей, которая пела эту партию три дня назад, 16 декабря 2020 года, Владислав Сулимский выходил на сцену в роли Макбета и в феврале 2011 года. Мне не довелось видеть этот спектакль, но на большей части представлений с разными леди Макбет я бывала. Не слышала только Людмилу Монастырскую в этой роли и Ирину Гордей. Поэтому помню, насколько разными были эти артистки в облике сиятельной супруги шотландского короля, и как от этого менялся и образ Макбета у Владислава Сулимского.
С властной и обольстительной леди Макбет Анны Нетребко, стремящаяся своими чарами заставить мужа добиваться шотландского трона, устилая дорогу кровавыми жертвами, Макбет поначалу казался растерянным и нерешительным, человеком, который не чувствует в себе силы переступить страшную черту, отделяющую нормальную жизнь от мироощущения убийцы. И лишь страстный поцелуй, самый настоящий, которым одарила его мечтающая о королевском титуле супруга, словно пробудил Макбета и заставил активно действовать. Но герой Владислава Сулимского тогда явно переоценил свои силы, настоящего злодея из него не получилось, угрызения совести и ужас от содеянного, превратили короля в умалишённого, который теряет разум от призраков своих убитых жертв, и от страха начинает безумную охоту на всех своих настоящих и мнимых конкурентов. Здесь он, скорее, убийца поневоле, ставший им под влиянием жены.
С Марией Гулегиной в роли леди Макбет они — единомышленники, заговорщики, которые хорошо понимают друг друга, смотрят в одном направлении, но у обоих постепенно сдают нервы, причем, у Макбета быстрее и ярче. Но, как известно, оба плохо кончают.
В паре с Татьяной Сержан чета Макбетов наиболее гармонична. Это не столько злодеи-убийцы, сколько товарищи по властолюбию любой ценой. Трезво мыслящая, умеющая держать себя в руках леди Макбет, явно лидирует в супружестве, она злится на мужа, которому не хватает характера, чтобы жить с теми ужасными злодеяниями, что он совершил при поддержке жены. Они - единое целое, надежда и опора друг друга. Ах, как хороша застольная в исполнении Татьяны Сержан, когда первый раз она звучит заздравно, а при повторе – сквозь еле сдерживаемую ярость, когда кажется, что от злости у леди Макбет просто скулы сводит! Исполнительский шедевр!
У Млады Худолей просматривается совсем другой образ, льстиво-презрительный и слегка стервозный, рождающий и другого, наиболее яркого Макбета. Поэтому, в этом тандеме кажется, что в отношениях оперных супругов царит любовь-ненависть, в которых муж – хозяин положения. Но в них привнесен режиссером (Дэвид Маквикар) еще один нюанс — леди Макбет ждет ребенка и манипулирует этим, заставляя мужа совершать все злодеяния ради будущей судьбы наследника. Ну, прямо, настоящая современная ушлая дамочка! Я не сторонник таких радикальных допущений в классических, особенно оперных произведениях. Натурализм в опере мне кажется излишней, ненужной конкретизацией, отвлекающей от главного — музыки и пения. И поначалу меня покоробили поглаживания по животу, судорожные хватания героини почти за причинное место, всяческое подчеркивание интересного положения, которого еще и лупу не видно (очень похоже на современное стремление выставить напоказ свою беременность, будто это орден, обтянуть выпуклый живот узким платьем, да еще постоянно держать его руками, словно огромный арбуз, как будто это действительно требуется). Говорят, это был изначальный замысел режиссера, однако на него не соглашались исполнители. Но потом я поняла, что для создания выразительного образа Макбета, это было удачное решение. И Владислав Сулимский обыграл его на все сто! Для него леди Макбет постепенно из источника надежды на славное продолжение рода превращается в настоящее исчадие ада. До убийства Дункана — они еще чета, ждущая прибавления семейства, объединенная далеко идущими планами о завоевании трона для себя и своих наследников. А после свершившегося преступления неприязнь к жене начинает постепенно нарастать, достигнув своей кульминации в сцене пира. Макбет сначала властным жестом сгоняет ее со своего трона, одарив взглядом, полным презрения и ненависти. Потом, когда ему является призрак убитого по его приказу Банко, он, не слушая увещеваний леди Макбет, царственным жестом повелевает ей приободрить гостей и продолжить застольную. Сам же располагается на своем троне и рассеянно слушает, более занятый своими мыслями и видЕниями. При этом у Владислава Сулимского настолько богатая мимика, гамма чувств огромного диапазона — страх, недовольство, презрение, ирония, проскальзывающая полуулыбка, что, кажется, можно прочитать по ней, о чем он думает. Это вообще высший пилотаж! И очень жалко, что эта драматическая игра, заслуживающая кинематографического запечатления, негде не фиксируется, кроме технических записей театра. Но поистине гениально сыграна финальная сцена пира — приступ помешательства. Я никогда раньше не видела, чтобы глаза на самом деле становились квадратными! Знаю только такое образное выражение, и не думала, что это вообще возможно! Но у Владислава Сулимского они были именно такими, когда он, сидя на полу рядом с леди Макбет, с ужасом смотрел на нее, на ее живот, видя, похоже, внутреннем взором и окровавленные призраки, а потом отшатывается и от нее, и от этого еще не родившегося источника зла! Гениально! Никогда раньше эта сцена так не потрясала, да и игралась она по-другому. А тут такой фантастический эффект!
И, конечно, вокально партия Макбета звучит у Владислава Сулимского завораживающе. И чем больше я его слушаю в этой опере, тем больше восхищаюсь, и с огромным интересом иду на каждого очередного "Макбета" с его участием. Потрясающе у певца звучит главная ария в финале оперы — знаменитая «Pieta, rispetto, onore». Словно это покаянная исповедь человека, завершающего свой земной путь. И голос у Владислава Сулимского — невероятной магической силы и выразительности, превращает ее в настоящий оперный шедевр! И каким-то совершенно чудесным образом он звучит с каждым разом все лучше и лучше, заставляя уже в конце спектакля мечтать о том, чтобы вновь его услышать! Когда-то я такое испытывало только по отношению к голосу легендарного Павла Лисициана.
Свидетельство о публикации №220122000165