Чем опасен психизм

Е.П.  Блаватская однажды сделала, казалось бы, неясное заявление или фактически предупреждение, которое озадачивает и смущает некоторых теософов уже не одно столетие:
 «Те, кто отпал от наших живых человеческих Махатм, чтобы подпасть под власть Саптариши или звездных риши, не являются теософами».
 Заявление содержится в одном из ее личных писем, и было посмертно опубликовано в статье «Она умерла, но говорит»  из первого тома «Теософские статьи Е. П. Блаватской», в которой приводятся отрывки из личных писем Елены Петровны.
Это же заявление упоминается в статье У. К. Джаджа «Вопросы и ответы», опубликованной в журнале «Вахан» за август 1892 года.
В комментарии к этому заявлению У. К. Джадж пишет:
«Вопрос. - Может ли кто-нибудь объяснить следующее предложение, принадлежащее Е.П.Б. и упоминаемое в журнале «Путь» за июнь: «Те, кто отпал от наших живых человеческих Махатм, чтобы подпасть под власть Саптариши или звездных риши, не являются теософами».
Уильям К. Джадж: «Это можно объяснить тем фактом, что существует два класса существ, способных влиять на человечество в целом; один из них –  «живые человеческие махатмы», а другой – нечеловеческие существа, которые, хотя находятся и не строго в нашем потоке эволюции, могут влиять на человечество, и иногда влияют на некоторых людей. Чтобы ответить на этот вопрос (но вовсе не в качестве полного описания), можно сказать, что саптариши, согласно Е.П.Б., принадлежат весьма развитому классу элементалов, способных иногда общаться с человеком, и благодаря своему очевидному знанию заставить его думать, что они являются высоко духовными существами, постоянно совершенствующимися, начиная с человеческой стадии. Но на самом деле они не являются человеческими духами, а имеют тот же характер, что и некоторые дэвы индусов, и только случайно, так сказать, приносят реальную пользу человечеству».
Теперь нужно рассмотреть механизм процесса одержания такими существами, и при чём здесь психизм?
Начнём с определения психизма.
ПСЮХЕ (аттическое произношение) или ПСИХИ (койне) (греч.) животная, земная душа; низший манас.
Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь
ПСИХИЗМ От греческого слова (др.- греч. ;;;; — «душа», «дыхание»). Термин, который сейчас очень вольно применяется к любому виду психических феноменов, например, медиумизму и более высокому сенситивизму, гипнотической восприимчивости и вдохновенному прорицанию, простому ясновидению в астральном свете и истинно божественному провидению; короче говоря, слово это включает все фазы и проявления потенциальных сил человеческих и божественных душ.
Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Среди вас неизбежно развивается психизм со всеми его прелестями и опасностями, и вы должны остерегаться, чтобы развитие психических способностей не опережало манасического и духовного развития. Психические способности, будучи всецело контролируемы, сдерживаемы и управляемы манасическим принципом, являются ценным подспорьем в развитии. Но если эти способности проявляются безудержно, бесконтрольно, неуправляемо и подчиняют себе вместо того, чтобы быть используемыми, то это приводит изучающего их к самым опасным заблуждениям, галлюцинациям и непременно — к нравственному разрушению. Так сле¬дите же внимательно за этим развитием, неминуемым для вашей расы и эволюционного периода, дабы оно в итоге стало работать во благо, а не во зло
Источник: Блаватская Е.П. - Письмо Пятому ежегодному съезду

Теперь рассмотрим механизм этого явления.
Теософ и муж племянницы Веры Чарльз Джонсон пишет в своей статье «Опасность психизма», опубликованной в журнале Theosophical Quarterly за январь 1921 года:
«Среди этих трактатов Шанкарачарьи есть трактат «Вакья Судха», в котором дана особенно удачная формулировка трех миров согласно семи принципам проявленной жизни.  Три мира, начиная снизу, называются «обычным миром», «зеркальным миром» и «трансцендентным миром»;  и формы, в которых Единый Дух проявляется в этих трех мирах, одинаково называются «обычной жизнью», «зеркальной жизнью» и «трансцендентной жизнью», причём последняя в действительности есть вечная жизнь.
Сразу станет видно, что данное выше тройное деление полностью соответствует разделению человека на тело, душу и дух апостолом Павлом;  Психи, психическая природа, будучи средним термином, несколько вольно переводится как «душа».
Итак, у нас есть тройное деление: земной человек, психический человек и духовный человек, что  в точности соответствует делению нашего санскритского текста: обычный человек, зеркало человека и трансцендентный человек.  И у нас есть еще один момент в классификации апостола Павла, что психический человек «несет образ» земного, что опять-таки предполагает сравнение с зеркалом, с образом в зеркале.
Дело в том, что средний мир, психический, по сути, имеет характер зеркала.  Он отражает в себе как мир, который находится ниже, так и мир, который находится над ним.  И, как зеркало, он переворачивает изображения, которые отражает, так что положение правого и левого меняются местами.  Он отражает и искажает».

О трёх мирах, не только о земном,
Поведал Ади Шанкара в труде своём.
О запредельном и зеркальном ещё мирах,
Которые он описал в таких словах:

Зеркальный мир способен отражать
Земные образы, их собирать
На обращённой книзу стороне,
Чтоб возвращаться им к Земле.

Но форма отражением искажена
И чарами прельщает тех она,
Кто в жизни истину не смог познать
И обрести способность различать.

Им кажется, пред ними предстоят
Лишь формы высших сфер, на них глядят
Лишь ангелы, и мысль им не придёт,
Куда дух или ангел заведёт.

Они – творение все их ума,
Плоды фантазии богатой их весьма,
В итоге самомнение одно,
И заведёт же далеко оно.

В зеркальном мире есть другая сторона,
Что приземленным людям не видна,
Мир запредельный может отражать,
Не все те образы способны воспринять.

Лишь мудрецы способны заглянуть
В мир высший, в запредельный мир шагнуть,
На мир зеркальный сверху посмотреть.
И в тайнике души те образы сберечь.

Теперь обратимся к проявлениям психизма.
В 19 веке получило распространение такое религиозно-философское течение, как спиритуализм, в основе которого была вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов или сверхчувствительных людей (как сегодня говорят, экстрасенсов).
Практика спиритуализма состоит из коллективных и индивидуальных спиритических сеансов, целью которых являются вызов духов умерших людей и общение с ними, а также «столоверчения» и автоматического письма, во время которого медиум может пребывать в состоянии транса или же находиться в полном сознании и контролировать всё, кроме движения своей руки. В спиритизме такое письмо используется для предполагаемой возможности общения с духами умерших, которых считают управляющими автоматическим письмом, и называют «управляющими духами».
Что это за «духовные послания», объясняет нам Елена Петровна на страницах своей «Разоблачённой Изиды», глава 2:
«Правда, подавляющее большинство «духовных» посланий рассчитаны на то, чтобы вызвать отвращение даже у посредственного интеллекта. Даже подлинные феномены тривиальны, банальны, и часто вульгарны. В течение последних двадцати лет мы получали через различных медиумов послания якобы от Шекспира, Байрона, Франклина, Петра Первого, Наполеона и Жозефины, и даже от Вольтера. Общее впечатление у нас создалось такое, что французский завоеватель и его супруга, казалось, забыли, как правильно произносить слова; Шекспир и Байрон стали хроническими пьяницами, а Вольтер слабоумным».
Можно ли назвать спиритуализм безопасным увлечением, когда люди не прошедшие духовного пути развития, устремляются к чему-то новенькому?
 Их устремления напоминают выражение «хлеба и зрелищ» древнеримского поэта-сатирика Ювенала, использованное им для описания современных ему устремлений римского народа. Хотя древние люди, в частности римляне, были хорошо осведомлены о существовании множества духов и их общении с живущими людьми. Они распознавали добрых и злых духов, как например, лярвы (в древнеримской мифологии духи умерших злых людей, приносящих живым несчастья и смерть) или лары, добрые духи, покровительствующие дому, семье и общине в целом, или пенаты, духи-хранители и покровители домашнего очага.
Не имея способности различать духов, человек может подвергнуться огромному риску. Об этом предупреждала Елена Петровна в «Разоблачённой Изиде»:
«Мы рискнем предположить, что, если спиритуалисты не приступят к изучению древней философии, чтобы научиться различать духов и защищаться от низших духов, то не пройдёт и двадцати пяти лет, как они будут вынуждены прибегать к причастию римской церкви, чтобы спастись от всех этих «водителей» и «управителей», которых они так долго лелеяли.  Признаки этой катастрофы уже на лицо. На недавнем съезде в Филадельфии было серьезно предложено организовать секту христианских спиритов!»
То есть, Елена Петровна говорила о начале 20-го века, а сейчас уже 2020 год. И какую картину мы можем лицезреть? Всё то же увлечение духами, только под другими именами!  Как сказал Экклезиаст (1:10): «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». В следующем же стихе говорится:  «Нет памяти о прежнем».
И памяти нет из-за невежества. Если бы люди читали о том, что говорили древние, в частности древнегреческие философы и историки, чьи сочинения профессионально переведены на русский язык замечательными переводчиками 19 и 20 веков, то они бы понимали, что такое уже было, но под другими именами.
Какие же имена теперь нам предлагаются, и под каким соусом?
Как правило, духи сообщают человеку, что, на самом деле, он – никто иной, как воплощение Иисуса или Девы Марии и должен нести знания другим людям.  Так, в одной из «духовных» сект можно найти сразу пророка Иезекииля, царицу Есфирь, пророка Авдия и пророка Малахию.
И если эти духи – звёздные риши, то и имена у них должны быть звёздными, как например, Сириус, Крайон, Плеяды, Орион и пр.
А называется такое общение со звёздными духами «ченнелинг» от английского слова “channel”, канал. Ченнелинг - это способ коммуникации с любого рода сознанием, которое не находится в человеческой форме. Терминология свидетельствует о том, что это течение пришло к нам с «образованного» Запада.
Во-первых, как называли Елену Петровну её Учителя? Упасикой (в эзотерическом понимании ученицей в миру, а в обычном словаре это слово переводится «прислуга»), старой леди, а иногда братом. Сама же Елена Петровна давала себе весьма нелестные эпитеты, самым мягким из которых было слово «невежда».
Во-вторых, Елена Петровна говорила, что от этих «управителей» нужно спасаться, и даже прибегать к причастию если не католической, то православной церкви. Не потому ли она так говорила, поскольку церковь знает, что такое экзорцизм?
Астральные сущности преследуют две цели, устанавливая с нами контакт. Во-первых, сущность может подпитываться за счет энергии живого человека. Вторая цель состоит в том, чтобы сбить человека с истинного пути.  В этом случае дается 90% истинной информации и 10% лживой информации (пропорции могут меняться в зависимости от уровня человека), когда человек воспринимает истину на интуитивном плане и совсем не замечает пары мелочей, в результате которых у человека (и тех с кем он делится мнением) меняются представления о мире, изменяются духовные практики.
Наиболее простой способ избежать контакта с такими сущностями также предложен Еленой Петровной в уже упомянутом отрывке из письма Францу Гартманну о Синнетте: «он никогда не позволял своей фантазии расходиться со своей рассудительностью и разумом».
«Нет ничего нового под солнцем», о рассудительности говорили неоднократно многие древние философы. 
Возьмём Платона. Есть у него один прелюбопытный термин, а именно софросюне (;;;;;;;;;), который на русский язык всегда переводили как «рассудительность», «благоразумие», «здравомыслие» и как «здравый смысл».
Вот как об этом качестве говорит Платон в диалоге «Хармид»:
«… один только рассудительный человек может познать самого себя и выявить, что именно он знает и что - нет, и точно так же он будет способен разглядеть других - что именно каждый из них знает и думает, а с другой стороны, что каждый знает по его собственному мнению, на самом же деле не знает…коль скоро мы будем рассудительными: обладая рассудительностью, мы прожили бы свою жизнь безупречно, и также все остальные, кто пользовался бы нашим руководством».
Итак, мы, прежде всего, должны прибегать в рассудительности, к здравому смыслу при рассмотрении тех или иных новинок, в изобилии предлагаемых нам в интернете, всегда помня об этом золотом правиле древних, а также смотреть вглубь, то есть понимать мотивацию тех людей, которые выдают себя за контактёров или каналы духа.
И, в-третьих. Многие знают, каким способом Елена Петровна писала «Разоблачённую Изиду».
Вот, что вспоминает Генри Олкотт в своей книге «Страницы старого дневника»:  «Я хорошо помню, что однажды видел, и даже держал в руках астральные дубликаты книг, из которых она выписывала цитаты для своей рукописи, и которые ей пришлось "материализовать" для меня, чтобы я мог сверить корректуру, так как я отказался оставить их непроверенными. Одной из них была французская книга по физиологии и психологии, другая также французского автора по какой-то области неврологии. Первая была в двух томах, вторая в мягкой обложке… Я сравнил тексты и убедился, что был прав, подозревая ошибку в цитате Е.П.Б., на которую указал ей и все исправил».
Уильям К. Джадж сообщает в своей статье, опубликованной в газете «New York Sun» от 26 сентября 1892 года, о «Разоблачённой Изиде» следующее: «…книга содержит множество ссылок на издания, хранящиеся в Британском Музее, а также в других крупнейших библиотеках. И каждая ссылка абсолютно верна».
«Разоблачённая Изида» написана в научном стиле, поскольку все цитаты подтверждены сносками на первоисточник. Изучающие оккультизм знают, что отпечатки в астральном свете перевёрнуты, отсюда неточности в указании дат, страниц и прочей информации. Кроме Олкотта корректурой текста занимался известный врач, неоплатоник, знаток древних языков, Александр Уайлдер. Но поскольку авторские права принадлежали издателю, не было возможности что-то исправить после окончательного набора гранок. С этим, в основном, связаны опечатки «Разоблачённой Изиды».
Обратите внимание, никакого автоматического письма!
В  наше время (и не только) это – основной способ написания так называемых «духовных» посланий и целых книг.  Автоматическому письму и другим «духовным практикам» сейчас можно научиться без особых проблем. Это стало бизнесом. Зашла на первый попавшийся сайт, чтобы узнать, почём нынче «духовные практики»?  И это оказалось весьма доходным бизнесом; цена за курсы в течение 5 дней составляет 59 000 рублей. Если есть такие предложения, значит, есть и спрос. Вероятно, бескорыстие нынче не в моде.
А ведь оно основа братских отношений, главная мотивация альтруистических действий.
Ещё раз обратимся к Уильяму К. Джажду, который сказал: «Самым первым шагом в истинной мистике и истинном оккультизме является попытка постичь смысл Всеобщего Братства, без чего самое большое достижение в практике магии превращается в прах».
Бывают разные «колеи», пока человек не наберётся мужества и не станет бескорыстным в попытке постичь смысл Всеобщего Братства, чтобы выйти из удобной «колеи» и мыслить самостоятельно.
Да помогут нам знания и рассудительность в приобретении способности различать духов!


Рецензии