Воспоминания прошлого 23 Мечты и свершения

      В первой части книги "Воспоминания прошлого" «Вологодчина», читатель познакомился с жизнью в далекой глубинке России.
 Вторая часть посвящена событиям и особенностям нового времени. Местом событий станут города, с которыми была связана личная жизнь и жизнь моей семьи

                Как жаль, что многое не повторится

            В военном городке Березовой рощи, расположенной между Ленин-градским и Хорошевским шоссе, после исторического Салюта в честь победы в Великой Отечественной войне, наступил период восстановления и послевоенного затишья

 С Центрального аэродрома им. Фрунзе стали реже взлетать и совершать посадку военные самолеты.
В воздух поднимались не истребители, а двухмоторные пассажирские Ли-2 да двукрылые По-2 и У-2 
Боевые машины – истребители и бомбардировщики частично перебазировались на другие аэродромы.
Иногда над головами жителей на посадку заходил американского производства громадный, по сравнению с нашим Ли-2, пузатый "Дуглас" А-20 «Бостон», с очень шумными двигателями, рокот которых заставлял зажимать уши. 
      Тормозной путь «Бостона» превосходил требуемую безопасную величину для посадочной полосы Центрального аэродрома.
В результате, произошел недопустимый тормозной пробег и самолет на скорости вошел в зону растущих деревьев в конце взлетно-посадочной полосы, сломал несколько стволов, частично разрушив моторы, обшивку носовой части корпуса и крылья. Возгорания не было, экипаж не пострадал.
 
      Территорию рощи и жилые постройки привели в порядок. Убрали постовые грибки, засыпали землей ходы сообщения, сняли колючую проволоку, поправили дороги и вывезли скопившийся мусор. Под окнами жилых домов на клумбах высадили цветы. Жилой городок заметно преобразился.
Возвратились в свои благоустроенные, огороженные заборами отдельные дома семьи генерала Курилова и полковника Князева. Их дети сторонились нас, проживающих в бараках. Причина известная, представители благородных кровей.
Увеличилась общая численность население городка за счет родившихся детей и семей, возвратившихся из эвакуации.

        Рядом с городком открылся небольшой магазин, в котором выдавались продовольственные и бытовые товары по специальным карточкам-справкам. Карточная система действовала вплоть до ее отмены в 1948г.
Эта стандартная справка – карточка на выдачу продовольственных товаров в феврале 1943 г. была обнаружена в семейном архиве фотографий. Выдана моей будущей супруге. Тогда ей было 3 года. На справке указан год рождения и место жительства. По этому документу можно было получить продовольственный товар на сумму 25 рублей.
В то время в семье было трое: мама и сестра с братом Отец, отец-Ерасов Василий Иванович, в 1943г. после ранения на фронте умер в военном госпитале.
 Можно ли было нормально жить, получая продовольствие по трем подобным карточкам?
Утрата карточки –трагедия для семьи. Повторная выдача такого документа не предусматривалась.

          Сколько было радости после отмены пресловутых карточек!
Появилась возможность что-то купить за деньги, хотя ассортимент и качество товара не обеспечивали нужный выбор.
Сохранился шоколадный вкус дешевых соевых «кавказских» конфет стоимостью 1,65 руб. за кг., которыми нас баловала мама. К сожалению, только вкус.  Люди были счастливы, когда товар редко, но появлялся на прилавках, даже если не очень качественный.
         1946-1947 годы были наиболее голодными после войны. На почве голода выросло количество должностных преступлений. Развился теневой рынок продовольствия, на котором перепродавались товары, полученные в специальных распределителях.

         Бытовали понятия: «достал по блату», «купил по знакомству», «приобрел через директора», «нашел (т.е. купил) на барахолке».
Правдами и неправдами люди обеспечивались самым необходимым для жизни.
Народ не выбрасывал старые или поношенные вещи, после ремонта и перешива они снова использовались.
На барахолку выносилось любое барахло, с надеждой продать, пусть за бесценок, и получить хотя бы немного денег, которые можно потратить в магазинах или на рынке.
 
         Цены по тем временам были заоблачными. На старом рынке у деревни Коптево ломоть от буханки черного хлеба продавали за тридцать рублей («Тридцатка» была красного цвета и внушительных размеров).
Продукты питания: мясо, масло, сахар, крупы, овощи и пр. стоили баснословных денег.
Карманных денег не было, родители детей не баловали. Лишь иногда, по доброй воле родителей или родственников, в кармане появлялась мелочь на мороженое, да пятак на стакан газированной воды.

          Негатива было много, но ожидание предстоящего благополучия, или, как вещали СМИ - «светлого будущего», вселяло надежду на счастливую, без потрясений, спокойную, обеспеченную жизнь.
Слова «светлое будущее», в качестве шуточных, употреблялись в разговорах о реалиях жизни.
 Шутили, чем старше человек, тем ближе его «светлое будущее».
 Эти слова означали эпоху построенного коммунизма. Да и в настоящее время, «светлое будущее» нередко упоминается трудящимися старшего поколения.
 Мне уже 80лет, а коммунизм, обещанный Н.С. Хрущевым и ЦК КПСС так и не наступил.  Народ перестал ждать фантастическое будущее и верить в обещания.

Заметные изменения

          У самого большого жилого барака ребята оборудовали небольшое по размеру, футбольное поле и площадку для игры в волейбол. В складчину купи-ли волейбольную сетку и настоящей кожаный футбольный мяч, на волейбольный собранных денег не хватило.
Зимой на футбольном поле своими силами заливали каток. На коньках, привязанных к валенкам, играли в хоккей, вместо шайбы гоняли по льду консервную банку или пустую баночку гуталина, клюшки изготовляли из фанеры. Чаще применяли вместо клюшек изогнутые на конце ветви деревьев.

          В летние длинные вечера собирались у главного подъезда, где проживала многочисленная семья Зайцевых. Рассаживались на траве и деревянной скамейке под большим тополем рядом с цветочной клумбой. Веселый молодежный коллектив пополнялся семейством соседей.  Приходила старшая по воз-расту Валентина, средняя Нина, младшие, Людмила и Виктор.
С гармонью появлялся их отец, который прилично, на слух, подыгрывал на трехрядке при нашем исполнении, популярных в то время, мелодичных песен.
 Солистов не припоминаю, скорее всего, их среди нас не было. Пели все присутствующие, стараясь своими голосами не испортить мелодию песни.

 Музыкальные посиделки сменялись на литературные, когда соседка - студентка литературного института, начинала рассказывать приключенческие и любовные истории из романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо» или приключенческую повесть. Она настолько подробно излагала содержание произведений, что нам казалось рассказчица читает страницу за страницей, непосредственно с книги.
          Третья соседка Фаина - студентка юридического факультете московского института, в перерывах по ходу рассказа, отвечала на возникающие у слушателей «юридические» вопросы, кратко объясняя правовую сторону проблем. Своеобразная практика получения юридических знаний. Фаина, окончив институт, работала адвокатом в одном из районных судов в Москве.

           Самую большую жилплощадь в левом крыле барака занимал полковник, важный, видимо крупный в своей системе начальник. Отец был знаком с ним, но никогда не говорил о его служебном положении. По слухам, полковник был работником НКВД.
В то время работники этого государственного секретного ведомства были на особом положении в обществе, имели неограниченную власть в решении судеб людей, жили обособлено, имея льготы по обеспечению жильем и получая на каждого члена семьи продовольственные пайки улучшенного качества.
Местные жители избегали встречи с ним и не вели разговоры о его семье и служебном положении.
Мы, ребята, проявляли любопытство, издалека рассматривая служебную
машину, черную «ЭМКУ», которую хозяин использовал, видимо, только для служебных нужд.
Посторонних пассажиров в машине никогда не было.

Его жена– «светская львица», хорошо образованная, строгая с дворовыми ребятами, разборчивая в выборе подруг, всегда модно одетая, пользовалась в женском кругу деловым авторитетом, на посиделки с соседями не выходила, предпочитала занятие более интересное и полезное - выращивание декоративных растений.
Под окнами квартиры, в палисаднике, высаживала различные многолетние и однолетние цветы
           Их сын, строгого воспитания, с «рельефными» накаченными мускулами, сторонился нашего довольно шумного дворового коллектива.
После десятилетки поступал и был принят без конкурсных экзаменов в военное училище в г. Даугавпилс, но уже в середине первого курса был отчислен за некорректное поведение во время соревнований борцов.
 Во время спортивной борьбы применил запрещенный силовой прием, нанесший противнику тяжелую травму, что и послужило поводом для исключения из списков курсантов училища. После возвращения в Москву получил высшее образование и остался трудиться в Москве.

        Его мать подружилась с моей мамой, многому ее научила и помогла освоиться в своеобразной городской обстановке.
 
В их четырех комнатной квартире размещали большую библиотеку разнообразных по жанру книг.
Хозяйка-любительница книг интересовалась желаемой литературной тематикой местных ребят, подбирала подходящие по содержанию книги и давала ребятам для прочтения на определенный срок с условием бережного обращения.
При возвращении прочитанной, опытная женщина задавала несколько простых вопросов по содержанию книги.
 Зная ее любопытство и практику задавать вопросы «на засыпку», ребята старались прочитывать книги до конца и запоминать их содержание.
За плохие ответы требовалось перечитать книгу заново. При повторных положи-тельных ответах на вопросы выдача новых книг возобновлялась на неизменных условиях.
           В правом крыле барака проживала семья из 6 ч6еловек: глава семьи, его больная жена и четверо мальчишек-сыновей.
На длинной цепи, в будке у подъезда, постоянно находилась большая немецкая овчарка. Никто из наших ребят не пытался войти в дом, даже в сопровождении кого - либо из их семьи.
Честно говоря, мы боялись страшного сторожевого пса. Да и не было надобности посещать семью, в которой больной хозяйке требовался абсолютный покой.
 Во время игр около дома, ребята старались не создавать шум и суету перед окнами больного человека.

           Зимой и летом местом основного сборища молодежи считалось футбольное поле, территория веселых игр, собраний, разборок и забав.

 Несколько раз в 1952 г. в Березовую рощу приезжала красивая легковая маши-на с незнакомым генералом. Останавливалась у нашего дома. Из кабины выходил офицер с голубыми лампасами на брюках и золотыми погонами на мундире.
К нему подходили офицеры, о чем - то беседовали.
Разговор длился не долго, после которого генерал уезжал.
Отец сказал, что приезжал генерал- лейтенант авиации Василий Иосифович Сталин- Командующий ВВС Московского военного округа, младший сын И. В. Сталина.
Помню его невысокую фигуру, жестикуляцию руками и довольно громкий голос.
 На краю футбольного поля из-за кустов мы наблюдали этот визит «высокого» гостя.
 
Выбор пути к новым знаниям

 Лето 1954 года для меня и моих одногодок было периодом выбора. Предстояло определиться, чем будем заниматься, после получения Аттестата зрелости, дальше продолжать образование или искать место на трудовом поприще.
  Желания возникали разные.
Я выбрал военное училище. Был уверен, что со стороны родителей получу одобрение.
 Четверо детей в семье в послевоенное время создавали серьезные материальные трудности.
Продовольственное обеспечение по карточкам, отсутствие в продаже одежды и обуви тяжелым бременем ложились на многодетные семьи.
 В военном училище этих проблем нет, условия жизни более благоприятные, поэтому желающих получить полное государственное обеспечение было много.
Правительство проявило заботу о народе создав сеть суворовских, нахимовских и военных училищ по родам войск и видам вооруженных сил.


Рецензии