Польша. Россия. Война. Варшавская битва!!

               \\\\  Варшавское сражение (1920)  ////

    12 августа войска Западного фронта Михаила Тухачевского
    перешли в наступление, целью которого был захват Варшавы.

     Главным инициатором похода был..,- Бланк-Ульянов-Ленин.
           БронштЕйн-Троцкий в своей книге «Моя жизнь»
      пишет, что Ленин истово верил в подготовленность
           польского пролетариата к революции извне.

                Состав Западного фронта

    3-й кавалерийский корпус Г. Д. Гая;
    4-я армия А. Д. Шуваева, начштаба — Г. С. Горчаков;
    15-я армия Августа Корка;
    3-я армия Владимира Лазаревича;
    16-я армия Николая Соллогуба;
    Мозырская группа Тихона Хвесина.

На территории Украины продолжалось сражение за Львов,
которое вёл Юго-Западный фронт Александра Егорова:

    12-я армия Гаспара Восканова;
    14-я армия Михаила Молкочанова;
    1-я Конная армия Семёна Будённого.

Двум фронтам РККА противостояли 3 польских:
Северный фронт генерала Юзефа Халлера;

    5-я армия генерала Владислава Сикорского;
    1-я армия генерала Францишека Латиника;
    2-я армия генерала Болеслава Рои.

Центральный фронт генерала Эдварда Рыдз-Смиглы

    4-я армия генерала Леонарда Скерского;
    3-я армия генерала Зигмунта Зелинского.

Южный фронт генерала Вацлава Ивашкевича

    6-я армия генерала Владислава Енджеевского;
    Армия УНР генерала Михайла Омельяновича-Павленко.

Общая численность личного состава расходится во всех источниках.
Можно предположить, что силы были примерно равны
и не превышали 200 тыс. человек с каждой стороны.

План Михаила Тухачевского предусматривал
форсирование Вислы в нижнем течении и атаку на Варшаву с запада.
Согласно некоторым предположениям,
целью «отклонения» направления удара
советских войск на север был скорейший выход к германской границе,
что должно было ускорить установление советской власти в Польше.

13 августа две стрелковые дивизии РККА ударили под Радимином
(в 23 км от Варшавы) и овладели городом.
Затем одна из них двинулась на Прагу
(правобережная часть Варшавы),
а вторая повернула направо — на Непорент и Яблонну.
Польские силы отошли на вторую линию обороны.

В начале августа польско-французским командованием
был окончательно оформлен план контрнаступления.
Советский историк польско-советской войны Н. Какурин,
подробно разбирая формирование данного плана
и вносимые в него изменения, приходит к мысли
о значительном влиянии французских военных
на появление его окончательного варианта.

Польский план контрнаступления
предусматривал концентрацию крупных сил на реке Вепш
и внезапный удар с юго-востока в тыл войск Западного фронта.
Для этого из двух армий Центрального фронта
генерала Эдварда Рыдз-Смиглы
были сформированы две ударные группы.

В руки красноармейцев, однако,
попал приказ 8358 / III о контрударе под Вепшем
с подробной картой, но советское командование
посчитало найденный документ дезинформацией,
целью которой был срыв наступления Красной Армии на Варшаву.

В тот же день и польская радиоразведка
перехватила приказ по 16-й армии
о наступлении на Варшаву 14 августа.

Чтобы опередить красных, по приказу Юзефа Халлера
5-я армия Владислава Сикорского, защищающая Модлин,
из района реки Вкра ударила
по растянувшемуся фронту Тухачевского
на стыке 3-й и 15-й армий и прорвала его.

В ночь на 15 августа
две резервные польские дивизии
атаковали с тыла советские войска под Радимином.
Вскоре город был взят.

16 августа маршал Пилсудский
начал осуществление задуманного контрудара.
Полученная радиоразведкой информация
о слабости Мозырской группы сыграла свою роль.

Сосредоточив против неё более чем двойной перевес
(47,5 тыс. бойцов против 21 тыс.), польские войска
(первая ударная группа под командованием самого Пилсудского)
прорвали фронт и разгромили южное крыло 16-й армии.

Одновременно шло наступление на Влодаву
силами 3-й дивизии пехоты Легионов,
а также, при поддержке танков, на Минск-Мазовецкий.
Это создало угрозу окружения всех войск РККА в районе Варшавы.

Учитывая критическое положение на Западном фронте,
главком Каменев 11 августа 1920-го
приказал передать 12-ю и 1-ю Конную армии
в состав Западного фронта для его существенного усиления.

Руководство Юго-Западного фронта, осаждавшего Львов,
проигнорировало этот приказ,
а одним из противников переброски Конармий
на западное направление
был член РВС Юго-Западного фронта И. В. Сталин,
который в целом был принципиальным противником планов
завоевания исконно польских территорий,
в частности, столицы Польши  !!

В результате поражения под Варшавой
советские войска Западного фронта понесли тяжёлые потери.

По некоторым оценкам,
в ходе Варшавского сражения погибли 25 тыс. красноармейцев,
60 тысяч попали в польский плен,
свыше 50 тыс. ушли в Восточную Пруссию
и были там интернированы.

Несколько тысяч человек пропали без вести.
Фронт потерял также большое количество артиллерии и техники.
Польские потери оцениваются в 15 тыс. убитых
и пропавших без вести и 22 тыс. раненых.

                \\\\   Рейд Конармии на Замостье  //// 
                Оборона Замостья и Битва при Комарове

    1-я Конная армия начала движение на север только 20 августа
           и прибыла маршем в район Замостья к 30 августа.

              К этому времени войска Западного фронта
         уже начали неорганизованное отступление на восток.

          19 августа поляки заняли Брест, 23 августа — Белосток.
В период с 22-го по 26-е августа[35] 4-я армия, 3-й конный корпус Гая,
                а также две дивизии из состава 15-й армии
                (всего около 40 тысяч человек)
        перешли германскую границу и были интернированы.

29 августа 1-я Конная начала атаку на укрепленный город Замостье.
      Взять город с ходу не удалось ( Оборона Замостья ).
        Польское командование послало на выручку гарнизону
   1-ю кавалерийскую дивизию под командованием Юлиуш Руммель.

          31 августа в районе села Komarоw (ныне Комаров)
к юго-востоку от Замостья произошло крупное кавалерийское сражение,
             вошедшее в историю как битва при Комарове.

        Сражение закончилось решительной победой поляков..
1-я Конная была вынуждена отступить и вскоре была снята с фронта.
          Красная армия начала отступление на восток.


Рецензии