Как просто быть волшебницей

   (несколько историй - декабрь 2020)

   КАК ПРОСТО БЫТЬ ВОЛШЕБНИЦЕЙ

   Гуляем в лесу с внучкой-пятилеточкой (это Мари). Она придумала себе волшебную палочку сначала из сосульки, а потом, когда та сломалась - из длиннючей сухой хворостины. Направляет ее в пространство и кричит: "Хочу, чтобы была зима!". Смотрим - и правда - зима. Направляет палочку под ноги и кричит: "Хочу, чтобы был снег!" И правда - снег. Направляет палочку на деревья и кричит: "Хочу, чтобы деревья были голые!" И точно - голые стоят! Предлагаю: а пошли на манеж, к лошадкам. Палочка тут же устремляется в названном направлении и внучка сообщает: "Палочка показывает, куда нам нужно идти!" И мы бежим к лошадкам.

   Как же просто в пять лет пожелать того, что у тебя и так есть, и считать, что это настоящее волшебство, счастье, можно сказать. Что с нами происходит после пяти, когда перестает работать волшебная палочка из сухой хворостины и мы начинаем жаловаться на холодную зиму и дефицит солнечных эндорфинов? А, по-моему, надо почаще общаться с дошкольно-младшешкольной детворой, и тогда вспомнится, как просто быть счастливыми и довольными тем, что у тебя уже есть.

   МЕНЯ НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ...

    Когда мне было года четыре или пять, казалось, что взрослые говорят непонятные вещи, например, иногда я у них уже большая, а иногда еще маленькая. Ребенком я никак не могла взять в толк, как это можно быть одновременно и большой и маленькой. А теперь вижу других детей, которые тоже не могут нас понять, а мы - их. Вот Сонечка, ей 7 лет, заявляет бабушке, что не хочет оставаться с дедом.

- Почему? - не понимает бабушка.
- Ну, он ...конфеточки мне предлагает.
- И что, ты же их вроде любишь?
- ...Никто меня не понимает! - внучка надулась и отвернулась от бабушки.

   Однако бабушка не оставила своих попыток и попросила внучку объяснить еще раз, так, чтобы стало понятно, а она, бабуля, готова терпеливо все выслушать.
- Ну, ладно, дед со мной говорит, как с маленькой.
- И конфетки, как маленькой, дает?
- Да! - уже кричит возмущенная внучка.

   А, так вот в чем дело... Первоклашечка сильно повзрослела за какие-то пару месяцев, а бабуля с дедулей хорошо помнят, как еще совсем недавно играла, что она очень-очень маленькая ляля, которая только сегодня родилась, и ее нужно баюкать и все такое в этом роде. Для нас это было вчера, а для нее - сто лет назад.

   КАК МЫ С ВНУЧКОЙ ДУРАКА СВАЛЯЛИ

   Хорошо свалянный дурак получается особенно качественным после очень серьезного трудового дня, когда на еще что-то серьезное уже не остается никаких сил. Мы с внучкой Сонечкой встретились вечером. Я пришла с работы, а она после школы делала уроки и оттарабанила на фоно легато и еще что-то. Потом вытаращила огромные глазища и свалилась на пол. И превратилась в котенка. А я бегала по дому с бумажкой на ниточке, а котенок бегал за бумажкой, на четвереньках, естественно. Потом бумажка превратилась в летающую наглую моль и садилась бедному котенку на голову и щекотала его. А котенок, не будь дураком, своими лапками ловко хватал ее... Вот такого дурака сваляли и душу отвели на все сто.

   А когда внук Витя был маленьким, мы с ним тоже иногда дурака валяли. Например, расхныкался он, что ножку ушиб, и ни жаление, ни разумные доводы, ну ничего не помогает. Завел свою шарманку и не останавливается.
- Ну, ладно, Витян, - говорю, - давай меняться. Ты мне свою больную и ушибленную ножку отдаешь, а я тебе свою - большую и сильную.
- Как это поменяемся? - у Витяна глаза уже круглые, и даже скулить перестал.
- Навсегда, - говорю, - поменяемся. У меня будет твоя хорошенькая маленькая ножка, а у тебя моя.

   Витя думает несколько секунд и опять же забывает при этом скулить, потом сильно крутит головой:
- Нет, баба, я не смогу твою огромную ногу за собой таскать!
- Ну, так меняемся или нет? - еще раз допытываюсь. Но Витя уже хохочет, совершенно позабыв о предыдущих страданиях.

   Вот такое дуракаваляние и абсурдотерапия иногда дает исключительно свежий взгляд на мир и даже неприятные жизненные ситуации. К.И. Чуковский в своих детских книжках постоянно прибегал к построению абсурдов: то чудо-дерево увешано всякой обувью, то море синее тушат грибами, то волки на кобыле, а львы в автомобиле... Это помогает вовремя разрушать нестойкие и ненужные стереотипы представлений о мире и поведения, оставляя только те, которые действительно нужны. Например, радость совместной жизни и ценности отношений.

   СТАКАНЧИК ДОБРОТЫ

   Могут ли дети провести вечер самостоятельно, если мы заняты важными делами? Ответ: могут, конечно. Только вряд ли в компании книжки или новой головоломки, скорее встрянут в планшет или телефон. И вот мы с Сонечкой снова вместе проводим вечер. Важные дела не волки - в лес не убегут.

   Снова играли в умное домино (внучка захотела) с наборами букв, в которых надо найти походящие к картинкам слова. Выложили все до единой карточки, полюбовались на то, что поучилось. А потом она велела мне расположиться на диване поудобнее и закрыть глаза, а сама выключила свет. И начала рассказывать. Представьте, что вы берете свой любимый стаканчик и наполняете его своей добротой... Я представляю, мой стаканчик наполняется мороженым, и мне хочется его съесть. Но внучкин голос неумолимо продолжает: и вы делитесь этой добротой с другим человеком, а потом еще с одним. Я со вздохом делюсь, раз так надо. А потом свет включился и медитация закончилась. Оказалось, что ее проводила психолог Елизавета Михайловна, которая ведет детскую группу в Эко Парке Тольятти.

   А потом внучка попросила, чтобы я провела медитацию для нее. Стаканчик доброты стремительно опустошался, и я добавила от себя: и вы встречаете человека со стаканчиком, переполненным добротой, и он делится с вами! Внучка радуется и быстро рисует схему круговорота доброты в природе.

   А я нахожу подходящую картинку в интернете и вижу, что это иллюстрации к теме живой и мертвой воды, относительно которых уже есть серьезные научные доказательства в том смысле, что это не просто бабушкины сказки. От слов, выражающих доброту, симпатию и любовь, вода становится структурированной, кристаллической и целебной, а от грубых слов, всякой сниженной лексики - ее структура ломается и она становится мертвой, в ней даже горошина не прорастает. А мы с внучкой сегодня, кажется обменялись стаканчиками с чем-то добрым и живым. Возможно, это всем нам еще очень пригодится.


Рецензии