Ниже земли не упадёшь!

    
Август 1974 года, лето. Полёт из Гомеля в Воронеж.

Сыну было уже 8 месяцев, а свекровь, которая жила в селе Белогорье
Воронежской области, в письмах звала к себе в гости.
Сестра была на каникулах, муж работал и ему отпуск не дали,
Поэтому мы полетели с сестрой вдвоём.

Я несла сына, а сестра чемодан.
Билеты заказали по телефону, тогда домашнему, через день нам их принесли.
В Гомеле тогда был аэродром не большой, но компактный.
До него мы добрались на такси, папа и мама провожали нас.

Ласково светило солнышко, пели птички и нам было весело.
Сын пытался говорить, но пока кроме Най, Най ничего понятного.
Сестра сорвала ромашку, их много росло вдоль дорог,
дала племяннику и стала учить его нюхать. " Цаца! " - произнесла она.
Соединив две буквы Т и Ц в одну, мой сын радостно повторил : " ТЦя-ТЦя. "

Наконец разрешили посадку в самолёт. Мы попрощались с родителями,
и пошли на выход в другую сторону, где находились самолёты.
Подъехал автобус, все пассажиры погрузились в него и нас повезли
по полю к самолёту.

По трапу мы поднялись в салон Ан-24 и прошли в начало салона.
Наши места были первые возле кабины. Настроение было хорошее.
Сынок всё повторял новое слово и забавлялся тем, что
пытался сорвать с сестры очки.

Наконец заработали двигатели, мы пристегнули ремни и наш самолёт
тронулся на взлётную полосу. Разбег, толчок и вот мы уже в воздухе.
Сын сосал грудь, а нам стюардесса принесла конфеты  карамель.

Сколько мы летели по времени, я не помню. Мы забавляли ребёнка,
как могли, какое-то время он спал, а потом ему надо было занятие.
Он был непоседой и хоть ещё не ходил, но усидеть на одном месте
ему было тяжело.

И тут мой сынок посмотрел в иллюминатор и произнёс: " Тця-тця! "
Мы не обратили внимания на это, но он ткнул пальчиком в окошко
и снова произнёс: " Тця-тця! " Я тоже повернулась и посмотрела туда,
куда показывал сын.

Из правого двигателя, а мы сидели с правой стороны, вырывалось пламя.
" Смотри, огонь, как интересно." - сказала я сестре, ничуть не испугавшись.
Мы были молодые и глупые. Мне тогда было 20 лет, а сестре 15.
" Наверное так надо! " - сказала сестра и стала играть с племянником.
 
Однако наш разговор услышали, сидящие позади нас, два лётчика.
Они вероятно летели по своим делам в Воронеж и как только увидели
атласное знамя пламени, сказали нам: " Спокойно девчата, без паники,
всё в порядке, ниже земли не упадём! "

Странно, но паники действительно небыло. Сначала никто не обращал
внимания на то, что лётчики, которые сидели за нами поднялись и
пошли в кабину пилотов. Все были заняты своим. Кто спал, кто читал,
кто-то играл с соседом в шахматы.

Меж тем полёт продолжался. Сначала мы стали снижаться,
в окно иллюминатора мы увидели лес и болотистое место, а потом
самолёт как бы накренился и полетел, выписывая круги.

Один из лётчиков вернулся в салон и сел позади нас.
Я повернулась и спросила почему мы так летим.
" Всё нормально" - ответил мужчина - " Ближайший аэродром
нас не может принять, должны долететь до Воронежа, не далеко уже.

По салону прошёл шумок. Лётчик поднялся и громко сказал:
Товарищи, спокойно, за штурвалом заслуженный пилот ( фамилию я уже не помню)
Всё в порядке, мы долетим и приземлимся в Воронеже.
 Нас там уже встречают. Не вставайте со своих мест."

Послышался голос стюардессы: " Уважаемые товарищи пассажиры,
Застегните ремни, сядьте ногами на сидение, обхватите руками голову
и пригните её к груди, мы снижаемся."

Я посмотрела назад, насколько могла повернуть голову,
у меня на руках был ребёнок, все садились на сидения ногами.
Сестра тоже села на сидение, а мне пришлось сесть скрестив ноги,
Сын сидел у меня на коленях, я крепко держала его,
пристегнув и его, и себя ремнём безопасности

Страха небыло, было интересно. Я вытягивала голову и
пыталась посмотреть в окно. Пламя стало тише, вероятно его сбило ветром,
а может мне показалось, но тут  я заметила, что шасси открывается,
но не до конца, колёса не выходили.

Из воспоминаний сестры:
" Когда заглох мотор, пилот выпустил шасси и у меня на глазах оно сгорело.
Во всяком случае с нашей стороны оно сгорело.
Мне так стало страшно, что я вспомнила всех родных и подруг.
И эти лётчики ещё говорили между собой, что возможно будут сажать в лес.
Но в салоне, кроме меня никто не паниковал. Ты тоже меня подбадривала."

Поскольку наш самолёт летел боком как бы, я наконец увидела поле
аэродрома и на нём пожарные машины, машины скорой помощи, милиция
и люди. Нас действительно ждали! Подготовились основательно!

В салоне царила тишина и это было удивительно. Все молчали.
Сделав три круга над аэродромом, самолёт приземлился на траву,
послышалось шипение, звук трения, тряска... я прижала сына
к себе двумя руками и даже, когда всё затихло, не могла разжать рук.

Потом подали трап и мы "сползли" на землю. К счастью никто не пострадал.
Нас осматривали врачи скорых, шишки не в счёт, но серьёзных травм небыло
ни у кого! Наконец подъехал автобус и нас повезли к выходу,
где меня с ребёнком и сестру мою уже ждала моя заплаканная свекровь.

                ***

Прошло много лет. Сыну моему 47 уже! Он уже дважды дед.
Сейчас другие самолёты, другие скорости и я летала на разных,
но иногда вспоминаю тот полёт и тех лётчиков, которые сидели позади
и сказали тогда: " Спокойно, без паники! Ниже земли не упадём! "
Это стало моим девизом по жизни! Главное спокойствие, ниже земли не упадёшь!


Рецензии
Удивительная история!
Низкий поклон тем лётчикам, которые смогли посадить самолёт на землю!!
БРАВО умелым лётчикам!!
А вы с сестрёнкой молодцы - выдержали.
Особо не паниковали.
Хорошо всё то, что хорошо заканчивается.
Жму -понравилось!
С тёплой дружеской улыбкой и пожеланием здоровья и удачи!!

Галина Леонова   18.02.2022 16:36     Заявить о нарушении
Да, была такая история. Я тем лётчикам благодарна за наши жизни, особенно тем, что сидели позади нас, они шуткой и успокоили, и ободрили. А мы с сестрой были слишком молоды, что бы испугаться, мы даже толком не поняли, что случилось, потом уже дошло, когда приземлились. Спасибо, Галочка, что заглядываете и отзывы оставляете. С теплом.

Елена Буданцева-Ившина   19.02.2022 08:06   Заявить о нарушении