По ту сторону славы
Николай Николаевич Рыбников — один из самых ярких советских актеров периода оттепели. Он получил звание заслуженного артиста РСФСР, а позже — народного артиста РСФСР. Его герои — добродушные и ироничные «соседские парни», образ хорошо знакомый каждому советскому зрителю. Песни из кинофильмов с Рыбниковым напевала вся страна, а в кассы кинотеатров выстраивались многочасовые очереди. Несмотря на повальную любовь зрителя, его жизнь в большом кинематографе практически прекратилась уже в начале 70-х.
Родился Николай Николаевич в Борисоглебске (Воронежская область) 13 декабря 1930 года, по национальности он русский. Его отец, которого тоже звали Николаем Николаевичем Рыбниковым, был актером, играл на сцене Борисоглебского драматического театра, а мать Клавдия Александровна занималась домашним хозяйством. В семье Рыбниковых воспитывались двое детей, у Николая был брат Вячеслав.
С началом Великой Отечественной войны Рыбников-старший ушел на фронт, а мать забрала сыновей и переехала в Сталинград к сестре, посчитав, что там будет безопасно. С фронта им пришла новость о гибели отца. Вскоре после получения трагического известия скончалась и Клавдия Александровна, а детям на время кровопролитных боев пришлось убегать из города. Рыбников вспоминал, что эвакуация шла спешно, а сам он чудом выбрался из горящего Сталинграда вплавь по реке, цепляясь за чужие лодки.
Николай Рыбников вырос в Сталинграде, окончил местную железнодорожную школу. На школьной сцене он стал проявлять талант к актерству. После окончания школы юноша учился в Сталинградском медицинском институте. Через 2 года, окончательно поняв, что медицина не для него, Николай бросил институт и отправился в Москву за мечтой.
Он поступил во ВГИК (группа Тамары Федоровны Макаровой и Сергея Аполлинариевича Герасимова) с первой попытки. Преподаватели говорили, что Рыбников был человеком с большим темпераментом, что соответствовало Стрельцу, его огненному знаку зодиака. Ему всегда доставались самые трудные персонажи. Он исполнял роли шекспировских Ромео и Гамлета, пушкинских Бенкендорфа и Дон Гуана, Петра Первого и др. Блестящая игра не раз спасала его от отчисления из института за неудачные розыгрыши, связанные с пародированием голосов известных личностей.
Один из таких случаев, когда студент голосом Юрия Левитана, сидя в шкафу и настроив микрофон на вещание из радиоприемника, известил о сезонном снижении цен, чуть не стоил ему жизни. Тогда происшествие спустили «на тормозах», но из вуза Николая исключили. Продолжалось это недолго, талантливого юношу вскоре приняли в ряды будущих актеров вновь, а розыгрыш впоследствии был взят за основу сюжета сценария фильма Петра Тодоровского «Какая чудная игра».
Николай всегда любил экспериментировать с персонажами, на сцене он исполнил множество разных ролей. Ему довелось играть Клочкова в постановке произведения Антона Чехова «Анюта», Нагульного в «Поднятой целине», Кошевого в «Тихом Доне» и др.
После окончания ВГИК Николай Рыбников служил во вспомогательном составе Сталинградского драматического театра. Там он, имея возможность смотреть спектакли, окончательно определился с будущей профессией. В 1953 году юноша стал играть в Театре-студии киноактера.
Впервые Николай Николаевич появился на экране в 1953 году. Это был фильм «Команда с нашей улицы», Рыбников сыграл роль Дроздова. К сожалению, картина не имела популярности. Актерский талант Николай показал в 1954 году в фильме Алова и Наумова «Тревожная молодость». В этой киноленте он сыграл Котьку Григоренко: актер удивительно исполнил эту роль, был немногословен и сдержан, скуп на эмоции. На его работу положительно откликнулись критики.
Полностью актерский потенциал Рыбников раскрыл в киноленте «Весна на Заречной улице», поставленной Миронером и Хуциевым. Его герой Саша Савченко — рабочий парень: по должности он бригадир, по профессии сталевар. В 50-х годах Саша стал символом того времени — зрители и кинокритики увидели в нем искреннего и обаятельного персонажа. Марлен Хуциев писал:
«Рыбников способен все время думать о роли и приносить новые решения каждый день. Он носит в себе образ, над которым упорно трудится».
После «Весны на Заречной улице» в творческой биографии артиста начался подъем. Благодаря последующим работам Рыбников стал для публики любимейшим актером советского кино. Причем работал Николай Николаевич всегда самоотверженно.
Во время создания главной роли монтажника Николая Пасечника в фильме «Высота» он не остановил съемку в тот момент, когда надо было спускаться по железному тросу, а у него не оказалось перчаток. После отснятого первого дубля актер стоял на нижней площадке с окровавленными ладонями.
А играя бригадира Илью Кавригина в культовой кинокомедии «Девчата», Николаю Рыбникову приходилось со всей съемочной группой и артистами работать в невыносимых условиях. Часть сцен снималась на Северном Урале при температуре -45С°, а съемки финала проходили летом в Ялте, где исполнителям приходилось терпеть в тулупах жару.
Позднее Надежда Румянцева в интервью вспоминала, что во время работы над одной из сцен ложка, которой на морозе по сценарию герой Рыбникова ест суп, примерзла у актера к языку, настолько было холодно. Но Николай Николаевич не подал виду и вынул ее изо рта как ни в чем не бывало. Кровотечение не остановило его: он продолжил работать.
Не менее знаковыми для актера стали киноленты «Кочубей», «Две жизни», «Девушка без адреса», «Война и мир», «Им покоряется небо». Каждая его работа надолго запоминалась зрителями, а критики высоко оценивали профессионализм артиста, умеющего воплощать на экране разнохарактерные роли. В 1971 году мужчина участвовал в съемках картины «Седьмое небо» вместе со своей супругой Аллой Ларионовой. Увы, этот фильм, рассказывающий о непростых отношениях супругов, очень напоминающих их личные, долго лежал на полке.
Уже в конце 70-х и 80-х годов Николая Рыбникова приглашали сниматься в кино все реже и реже, в основном в эпизодических ролях. Самой известной работой актера того периода стала роль в ленте «Выйти замуж за капитана». Тем не менее, он сумел переключиться на комедийное амплуа. Его репертуар пополнился острохарактерными ролями в фильмах «Мраморный дом», «Есть идея!», «Развлечение для старичков», «Бабушки надвое сказали...». Последней работой актера в кино стал образ трактирщика Никифора в фильме «Изыди!», который вышел на экраны в 1991 году.
Главной женщиной в жизни Рыбникова стала Алла Ларионова, однако нельзя сказать, что это была любовь с первого взгляда. Студенты познакомились в вузе, Николай часто приходил в гости к Алле, подружился с ее родителями, но поначалу теплых чувств к однокурснице не питал, так как встречался с другой девушкой. «Я плакала по ночам в подушку, — признавалась впоследствии актриса, — а с его стороны не было даже намека. Потом я успокоилась, а Коля, наоборот, загорелся».
Чувства студентов «разминулись», и казалось, надежды на воссоединение нет: Ларионова расцвела, стала звездой «Садко» и «Анны на шее», поклонники ходили за ней табунами, а Рыбников шесть лет безответно страдал от любви. Однажды он даже намеревался покончить с собой, но в комнате вовремя появился товарищ. Сергей Герасимов был в бешенстве и попытался вправить воспитаннику мозги, мол, раз красавица нужна как воздух — завоевывай, а не поддавайся слабостям.
И Николай послушал наставника: отныне, где бы ни находилась Ларионова, всегда получала короткую телеграмму с признаниями и теплыми пожеланиями от однокурсника. Вот только Аллу эти письма не трогали, так как она была влюблена в Ивана Переверзева. Актриса забеременела от Ивана и только потом узнала, что почти одновременно то же самое случилось и с артисткой Театра Сатиры Кирой Канаевой. Печальная развязка истории наступила в Минске, на съемках «Полесской легенды». Переверзев неожиданно сорвался в Москву, как выяснилось, чтобы жениться на пассии, которую ему сосватала мама. Сложно даже представить, что испытывала Алла Ларионова, обнаружив злосчастный штамп в паспорте будущего отца своего ребенка. Она собрала вещи, переехала в другой номер и позвонила жене брата Валентине, а та в свою очередь сообщила о несчастье Рыбникову.
«Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в «Высоте», но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск — делать предложение», — вспоминала продюсер Светлана Павлова.
К радости Рыбникова, оказавшаяся в безвыходном положении Ларионова ответила согласием. Нужно было срочно расписаться, чтобы ребенок актрисы родился в законном браке. На дворе — 2 января 1957-го, загсы закрыты, однако упорный артист нашел администратора, который организовал скромную церемонию для советских звезд.
Уже в феврале у Аллы родилась дочка Алена, злые языки распустили сплетни, но супругам было все равно. Переверзев перестал для них существовать, а его ребенка Рыбников принял как родного. «У нее действительно был только один папа. И Коля любил Алену как родную, до самозабвения, никаких различий не делал между нею и их общей с Аллой дочерью Аришей», — подчеркивала Павлова.
Рыбников фактически спас опозоренную Ларионову, когда сделал ей, носившей под сердцем ребенка от Ивана Переверзева, предложение. Хотя до этого момента целых шесть лет актриса игнорировала Николая Николаевича, на свадьбу она согласилась сразу. Роль хранительницы очага давалась женщине с трудом: близкая подруга рассказывала, что звезда флиртовала с поклонниками и даже пропадала из дома на сутки, чтобы провести время с другим мужчиной.
Брак Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой продолжают называть идеальным, но были ли супруги на самом деле счастливы вместе? А главное — почему ревнивый Рыбников мирился с интрижками жены?
Они жили в «трешке» у метро «Аэропорт», затем купили две соседние квартиры в Марьиной Роще, и получилось целых пять комнат. Двери в их доме не закрывались: радушная и общительная Ларионова всегда была готова к приходу гостей. Рыбников же, хотя и поощрял приемы и вечеринки, быстро начинал скучать на веселых сборищах. А ведь в кино он часто появлялся с гитарой, и народ обожал знаменитую песню «Тот, кто любит, в пути не заблудится», прозвучавшую в его исполнении в «Доме, в котором я живу». Рубаха-парень на экране и замкнутый человек, ненавидевший публичность — в реальности.
Даже друзья отмечали, что Ларионова и Рыбников были совсем разными по темпераменту людьми. Из-за стремления Николая к уединению периодически появлялись слухи о разводе пары. Например, когда актриса сломала ключицу, он ни разу не навестил жену в больнице: не хотел, чтоб незнакомцы на него глазели. Но близкие-то знали: дома артист не находит себе места, переживает и скучает по супруге.
Бывали и иные ситуации: так, однажды Ларионовой предложили сыграть эпизодическую роль, и она отправилась на съемки в Тверь. Рыбников не выдержал разлуки и помчался вслед за женой. Актер страшно торопился, а потому не уследил за дорогой и попал в аварию. К счастью, все обошлось сломанным ребром, без критических последствий.
В глубине чувств Рыбникова никто не сомневался, но было это взаимным, или же Ларионова просто позволяла любить себя? Ведь замуж артистка выходила спешно, оказавшись в безвыходной ситуации, часто могла предпочесть общество подруг компании супруга, хозяйством особо не занималась. В актерских кругах знали, что стирку на себя брал Николай, а остальные заботы по уборке ложились на плечи тещи Валентины Алексеевны. Единственное, что увлекало Аллу Дмитриевну, так это готовка: она обожала угощать гостей вкусными блюдами. Правда, среди приглашенных нередко оказывались мужчины, которые были от звезды без ума.
«В Аллу многие влюблялись. И сама она иногда увлекалась, у нее случались романы. Как говорила Мордюкова — для блеска глаз. И конечно, Коля об этом знал. Он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси», — откровенничала Светлана Павлова.
Иногда Ларионова пропадала на сутки, и только Павлова, как близкая подруга, знала, с кем она проводит время. Однажды продюсер решила проучить приятельницу, так как искренне жалела верного ей Рыбникова. Светлана посоветовала Николаю поселиться у знакомой на пару дней, чтобы супруга поволновалась. Однако актер не мог обманывать любимую и раскрыл заговор на следующий же день. «Но чтобы Алла себе ни позволяла, у нее и мысли не было уйти от Коли. Может быть, она любила даже не меньше, чем он, просто по-своему. Во всяком случае, Алла переживала за мужа больше, чем за себя», — отмечала Павлова.
Несмотря на неприятные инциденты, они оставались вместе и поддерживали друг друга в сложные периоды. Большим несчастьем для супругов обернулась болезнь Валентины Алексеевны: она сломала шейку бедра и нуждалась в постоянном уходе. Ради тещи Рыбников отказывался от съемок, теряя деньги. В 80-е материальная ситуация ухудшилась — и он, и Ларионова перестали быть востребованными, времена и персонажи слишком изменились. Знакомым Николай Николаевич признавался, что не знает, как дальше жить: средств на содержание просторной квартиры не хватало.
Здоровье подводило пенсионера, в последние годы жизни он постоянно уезжал на дачу, где занимался огородом. Казалось, Николай Николаевич все больше сторонился людей, только любимая Алла Ларионова оставалась рядом. В 80-е Николай Николаевич вел жизнь советского пенсионера, да теперь и узнавали его не всегда. Он пристрастился к алкогольным напиткам, что сильно подорвало состояние здоровья. Но актер нашел в себе силы и бросил употреблять спиртное и курить. Все свободное время Рыбников проводил на даче, выращивал и консервировал овощи. Последний раз он закатал помидоры и решил открыть их в ноябре. К сожалению, мужчина не дожил до этого.
22 октября 1990 года Николай Рыбников, вернувшись из бани, выпил рюмку коньяка и лег спать. Он скончался от сердечного приступа во сне, не успев дожить до 60-летия всего полтора месяца. Начинались тяжелые времена, поэтому помощь в похоронах спонсоров — почитателей творчества актера оказалась для семьи не лишней. Меценаты организовали сбор средств на установку памятника артиста с его фото, выполненным в виде кадра кинематографической пленки. Артиста похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.
Плохо Алле Дмитриевне пришлось без поддержки мужа, ведь выступала она мало, а сниматься не звали. В дальнейшем проблем прибавилось: если у старшей дочери Алены и в работе, и в сердечных делах все сложилось благополучно, то младшая Арина доставляла одни беспокойства. В квартире гудели вечеринки до утра, девушка привела в дом парня, с которым часто выпивала лишнего. В итоге актриса разменяла жилье и съехала в отдельную «двушку». Одинокая, страдавшая от тоски и тревоги за наследницу женщина стала затворницей. Лишь потеряв супруга, она осознала, сколько недодала ему при жизни.
«Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: «Лапуля, я — спать!» Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома — это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела», — сетовала Ларионова в разговоре с подругой.
В 2000-м артистка скончалась от обширного инфаркта — во сне, как за десятилетие до этого Николай Рыбников. Аллу Ларионову похоронили рядом с мужем, посвятившим всю свою жизнь заботе о ней. Несмотря на противоречивые слухи, до сих пор супругов называют одной из самых красивых пар советского кино.
Свидетельство о публикации №220122000585