Душа рвётся к детям и внукам

Завершается 2020 год. В рамках нашего сотрудничества с районной общественной организацией коренных малочисленных народов Севера, представляем вашему вниманию ещё одну публикацию о её представителе (завершающую цикл в этом году). Сегодня мы хотим рассказать читателям о Евгении Владимировне  Поликарповой из п. Софийск.

 
Родители нашей героини: Кирилловы Владимир Петрович и Клавдия Афанасьевна жили в п. Софийск с пятидесятых годов. В 1963 году переехали в такой же северный посёлок - районный центр имени Полины Осипенко. Там, в 1964 и родилась Женя.


Отец семейства продолжил работу монтёром связи - обслуживал линию, занимался охотой, рыбалкой, мама была домохозяйкой. Она родила шестерых детей и была награждена медалью «Материнская слава» (сейчас у Евгении есть только брат Владимир, живёт тоже в Софийске). В 1970 родители приняли решение вернуться  в Верхнебуреинский район, опять в Софийск.


В детстве, глядя, как шьют мама, бабушка, тётушки, имея способности к этому ремеслу, Женя тоже мечтала стать профессиональной швеёй. После окончания школы она не сомневается в выборе профессии, едет в г. Комсомольск-на-Амуре и поступает в техническое училище.


Проучившись один год, успешно сдав все экзамены, возвращается домой квалифицированным мастером - портным по пошиву лёгкой одежды. И с тех пор больше никуда не уезжала.

 
ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ ЕВГЕНИИ
Вся её жизнь прошла в посёлке золотодобытчиков. Здесь же она познакомилась со своим будущим мужем, Евгением Поликарповым - тот работал водителем в Софийском прииске.


Молодые люди давно знали друг друга, их симпатия и любовь стали взаимными. И когда, в 1983,  Евгений предложил девушке руку и сердце, она, не раздумывая, согласилась стать его женой. Так сложилась супружеская пара: Евгений плюс Евгения.

 
Семь лет девушка проработала по специальности в комбинате бытового обслуживания. Тогда жизнь в посёлке была оживлённой, заказов населения по пошиву и ремонту одежды у мастеров было предостаточно – как говорится, только успевай поворачиваться.


Когда КБО закрылся, пришлось стать стрелком-охранником в Софийском прииске. Работа была серьёзной: в сезон добычи золота охранники ездили по драгам и гидравлическим установкам, присутствовали при снятии золота, пломбировке, доставке его в контору, дабы исключить хищение драгоценного металла на разных этапах добычи и транспортировки.

 
После закрытия прииска устроилась на работу в ООО «Артель старателей «Ниман». Здесь, в начале двухтысячных, её работа была проще – золота она уже не видела, исполняла функции охранника. В ночные часы дежурства следила за изображением установленных видеокамер.

 
Через два года перешла в организацию «Метеостанция Софийский прииск». В обязанности техника-метеоролога входили наблюдение за погодой, передача показаний приборов и датчиков: температуры воздуха, осадкам, снегосъёмке в Хабаровск.


Перемежая работу «декретами», Евгения Владимировна родила трёх детей: Полину (1986), и сыновей: Сашу (1989), Женю (1990). Так сложилось, что они с супругом стали опекунами двух детей своих родственников: Любы (1989) и Кристины (1997).

 
Когда выдавалось свободное время, она помогала работникам клуба шить костюмы национальному ансамблю «Алтан-Делони», прочие сценические наряды. Постепенно вникла в работу клуба, поняла все её рабочие будни  и праздничные моменты. И когда Любовь Лалетина переехала в Биробиджан, заменила её на посту заведующего сельским домом культуры (СДК).

 
Сейчас все пятеро детей уже взрослые, у них есть свои дети. И мы попросили Евгению рассказать о продолжателях рода подробнее.


ДЕТИ И ВНУКИ – ПРОДОЛЖАТЕЛИ РОДА
«Полина выучилась в Благовещенске на бухгалтера, вернулась в Софийск. По специальности работы не было, и она устроилась в СДК, потом работала на метеостанции. Теперь дочь с семьёй живёт в Амурской области, сейчас находится в отпуске по уходу за ребёнком, Севе всего 8 месяцев, а старшему сыну, Косте, 10 лет.


Александр получил профессии газосварщика, бульдозериста в Чегдомынском ПТУ. Работал в «Нимане», теперь в АО «Ургалуголь». У него тоже двое детей: Злата и Стёпа.


Младший сын, Евгений, пошёл по стопам брата. Работает бульдозеристом вахтовым методом на Чукотке. Его дочь, Лиза, нынче пошла в первый класс, сын, Егорка, посещает детский сад», - поделилась Евгения Владимировна.


Опекаемые супругами Поликарповыми девочки стали им родными дочерьми, их детки – внуками. Племянница, Люба, выучилась на фельдшера в медицинском колледже г. Николаевск-на-Амуре, работает медсестрой в роддоме Чегдомына. У неё есть сын Лёша, 6 лет.


Внучатая племянница, Кристина, стала медсестрой, работает в районной больнице. Она ещё не замужем. На внуков бабушка с дедушкой богаты – семь девчонок и мальчишек радуют их сердца.

 
Оформив северную пенсию, наша героиня проработала ещё шесть лет. Теперь решила: «Всё, хватит!» и оставила работу совсем, так как хочется чаще ездить в райцентр, соседнюю область - навещать детей и внуков.


ДУША РВЁТСЯ К ДЕТЯМ
Работа в клубе не давала такой возможности. Здесь постоянно проводятся мероприятия для детей и взрослых, отмечаются государственные праздники, работают творческие объединения по интересам и руководитель культурного учреждения всегда находится в гуще событий.


«Активисты посёлка, под руководством Любови Михайловны Лалетиной, каждый год принимали участие в районном эвенкийском празднике «Бакалдын». И задачей работников клуба являлась подготовка софийчан к участию в этом возрождённом мероприятии», - рассказывает нам бывший заведующий СДК.

 
Мы поздравили её с «настоящей» пенсией, с этим знаменательным событием для женщины – она сдала свой «портфель» первого декабря, совсем недавно. И голос у неё такой счастливый – счастливый, так как  Евгения неделю назад вырвалась в Чегдомын, побывала в гостях у детей и внуков, обняла и приласкала их. «Душа рвётся к детям. Хорошо, когда они все рядом. И сейчас у меня появилось время ездить к ним», - говорит она.


Евгений  Васильевич, её любимый супруг (они вместе уже 37 лет), сейчас охотник-любитель. У него есть в тайге участок, где зимой он добывает соболей, зайцев, в соответствии с планом. Летом  они вместе, дружно, занимаются огородничеством. И хотя Софийск находится намного севернее Чегдомына, у них отлично растут в открытом грунте помидоры, огурцы, капуста, картофель и прочие овощи.


«Теперь, - говорит Евгения, - когда есть свободное время, можно и курочек завести». Она всю жизнь с удовольствием шьёт, вяжет - в выборе профессии не ошиблась. Её свекровь, Татьяна Васильевна, была знатной мастерицей, выделывала шкуры, из них шила унты, шапки, рукавицы, перчатки – у старшего поколения было чему научиться.


ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
 Ещё Евгения взялась за возрождение  традиционного национального рукоделья – вышивку узоров. Узор – это не просто картинка, в нём заложен определённый смысл. В хитроумных красивых его сплетениях знающий человек может увидеть символы, принадлежащие одному конкретному народу.


В узоре могут быть «зашифрованы» сцены праздничной, повседневной жизни, охоты, рыбалки. Как рассказывала нам Августина Алиева, учитель из п.Сулук, нанайские и ульчские узоры отличаются от эвенкийских и по узорам на национальном костюме можно определить - к какой нации принадлежит человек, стоящий перед вами.


«Полина находит их в Интернете, передаёт образцы мне, а я уже вышиваю их бисером», - рассказывает нам Евгения бодрым, весёлым голосом. И она хотела бы, чтобы к ней присоединились увлечённые единомышленницы, может быть, в будущем  - даже организовать художественный кружок.


Такой жизнерадостной она была на протяжении всего времени нашего общения,  улыбка не сходила с её уст. Нам оставалось только порадоваться за неё! Желаем Евгении Владимировне крепкого здоровья, её большой семье – благополучия, больше ярких  дней и событий, долгой творческой жизни!


Точно такое же, хорошее впечатление, у нас осталось от общения с героями наших публикаций: Татьяной Бубнюк и Августиной Алиевой, учителями младших классов из с. Аланап и п. Сулук.


А до них мы рассказывали читателям о Михаиле Фёдорове из р.п. Новый Ургал и Евгении Слепцове из п. Ургал, Антонине Спицыной, Альбине Береговенко, семье Владимира и Валентины Черуль из п. Чегдомын, Валентине Романюк из п. Шахтинский.

 Эвенки и прочие малые народности Севера (ульчи, нанайцы) – добрые, светлые люди. И где бы мы ни жили на Дальнем Востоке: на берегах Амура, Сахалине, Охотском побережье или в нашем районе - мы все живём на землях их предков.


Ничем не хотим омрачать советское прошлое, но в те годы шла русификация национальных меньшинств, изживалось всё национальное: обычаи не приветствовались, родная речь забывалась (прим. автора - Альбина Береговенко рассказывала нам, что некоторые эвенки меняли в паспорте свою национальность на русскую).


Жителей национальных поселений власти старались «окультурить». Детей собирали для учёбы в интернаты, прививали им навыки гигиены, проводили вакцинацию от болезней. И в этом были свои плюсы, дети перестали умирать.


Думаем, что никого не обидим, если приведём такой пример из жизни. Наша двоюродная сестра, Ирина, начинала учительствовать на Камчатке в 50-х годах советской эпохи, и она рассказывала, как ученики (коряки, камчадалы), вернувшись с каникул, привозили из дома сушёную рыбу (юколу) с душком - привычную для них еду и прятали её под матрацами. А учителя проводили «рейды» по комнатам интерната - забирали её у детей. Это плюс или минус? Судить вам, у каждого своё мнение.


Но теперь другие времена, «всё возвращается на круги своя», и мы должны уважительно относиться к стремлению этих бесхитростных, доброжелательных людей объединиться, сохранить самобытность своей культуры (национальная культура – язык, труд, ведение домашнего хозяйства, кухня, искусство, национальные костюмы, традиции), и по крупицам восстанавливать утраченное.


Желаем героям наших публикаций успехов на этом пути, здоровья, радостей и поздравляем всех с наступающим Новым Годом! Надеемся, что в следующем году продолжим знакомить читателей с жителями района из числа КМНС.

17 декабря 2020 года


Рецензии