Жизнь без дождя

 ГлаваIДолгожданное возвращение.
  Жизнь человека полна праздников,многие из которых,даже, стали государственными.Но ещё больше праздников,которые не стали таковыми.Взять хотя бы"День рождения."Кто из нас не хотел в этот день прогулять учёбу,вновь стать ребёнком,и,забыв обо всём,не пойти на работу?И,как мы радуемся,когда в этот день не надо никуда идти.Также мы отмечаем первый день в школе и её окончание,поступление в университет,и так далее по списку.В общем продолжать можно долго,а всё потому,что мы настолько нуждаемся в положительных эмоциях,которые они нам несут,что используем любой повод,для того,чтобы придумать, очередной,непохожий на другие,свой собственный семейный праздник.
  Вот Шафига-ханым и воспользовалась случаем,тем более,что он был самый что ни на есть знаменательный.Уже сегодня,с минуты на минуту,домой должен был вернуться её старший сын Анар,который, наконец,закончил службу в армии.Брат Шафиги-ханым-Исмаил,пошёл встречать парня,тогда как она,продолжала трудиться на кухне.
  Подготавливаясь к большому празднику,Шафига-ханым,как правило, начинала готовить за день до него,и это торжество не стало исключением. Со вчерашнего вечера с кухни до носились чарующие запахи,различных яств:от тающей во рту долмы,до любимого всеми Шах-плова-коронного блюда Шафиги-ханым,который ещё только готовился.В отличие от большинства современных женщих,готовивших блюда не соблюдая всех тонкостей,Шафига-ханым всегда готовила только так,как готовили в её семье,ещё прабабушки.Когда-то благодаря своему умению готовить,и не только,она покорила сердце своего будущего мужа-Ахмеда.
  Ахмед был жизнерадостным молодым человеком,настоящим мечтателем и оптимистом.Закончив школу и поступив в политехнический институт,он вскоре бросает его после смерти отца,и устраивается на работу,чтобы помочь матери.Именно в это время,на своём жизненном пути,Ахмед встречает Шафигу.Это произошло тогда,когда он по просьбе матери,которой в этот день не здоровилось,пришёл забрать её от подруги домой.
  Каждый раз вспоминая этот день, Шафига-ханым улыбалась.Она точно знала,что мать Ахмеда ничуть не больна,а как настоящая актриса, притворяется таковой,с целью заманить сына в гости.Шафига случайно услышала разговор двух мам,которые уже давно,собирались сыграть свадьбу своим детям.Испугавшись,она хотела бежать,но время было позднее,и бедной девушке пришлось остаться дома.Шафига уже готова была притвориться спящей или больной,но вот послышался стук в дверь и повелительный голос мамы заставил повиноваться и открыть её, единственному ничего не подозревавшему Ахмеду.Но уловка удалась.При первом же взгляде на Шафигу,парень влюбился,что нельзя было сказать о самой девушке.Шафига была настроена пессимистично,так как в её планы не входило выходить замуж,до окончания учёбы,и устройства на работу.Однако,ярое желание матери,надеть на дочь белое платье,ставило на её планах крест.
  Весь вечер,мама Шафиги хвалила дочь,подтверждая свои похвалы, приготовленной,девушкой,едой.Сама же Шафига,просидела за столом,от силы,
десять минут,и,сказавшись больной, ушла спать.
  На следующий день,дочь обо всём сказала маме:
-Мама,я знаю,что тебе это не понравится,но позволь я сама буду решать,когда и за кого,мне выходить замуж.Да,знаю,в мои годы,ты уже родила брата,но поверь,у меня ещё всё впереди.
  Всё время разговора,мама Шафиги молча слушала её речь.Когда та закончила,она сказала:
-Знаю,всё знаю,слышала это тысячу раз,а вчера по твоему лицу всё поняла.
  Глупая ты дочка,парень то ведь, такой хороший!Сразу видно,что ты ему понравилась.А ведь он такой же,как ты.Столько раз,мать пыталась ему невесту найти,наотрез отказывался с кем-то знакомиться.Только сюда, хитростью его и приволокли.
  Эх глупая вы молодёжь!Придётся мне сейчас пойти,и расстроить бедную Илаху.
-Мамочка,я тебя обожаю!-полезла расцеловывать мать,Шафига.-А тёте Илахе ты так и скажи,что вот"дескать молодёжь совсем распоясалась..,"и всё в этом духе.
-Глупая девчонка,ещё жалеть будешь!Упустила такого парня!
  Сказав это,мама Шафиги накинула на голову платок,и вышла из дома.
  В это время,мама Ахмеда-Илаха-ханым,не дав нормально проснуться сыну,начала свою речь:
-Сынок,знаю,что говорила об этом много раз,но я не молодею,а смерть твоего отца,состарила меня на двадцать лет.Ты ведь знаешь,как я мечтаю увидеть тебя счастливым, семейным человеком,и хоть остаток лет понянчиться с внуками.
  Так вот я о чём.Ты ведь заметил вчера дочку Гамиды.Умница,красавица, а как готовит!Пальчики оближешь!
  Я,конечно,знаю,что ты мне скажешь.Она тебе явно не  понравилась,готовит так себе,и ещё много чего ты придумаешь,лишь бы не жениться.Но я ведь не настаиваю. Прежде узнайте друг друга.Я уверена,что у вас много общего.
  Ну уж ладно сынок,говори,что об этом думаешь.
  Ахмед улыбнулся и сказал:
-Начнём с того мама,что ты у меня не старая,а очень даже молодая.Что касается дочки тёти Гамиды,готовит она и правда превосходно,но до кулинарного мастерства моей любимой мамы,ей ещё далеко.
-Так я научу!-в надежде на желанный исход беседы,перебила Илаха-ханым.
-Лишь в одном ты права,мама,она мне не нравится...
-Эх сынок,ты...
-Я в неё влюбился.
  Мать не могла поверить в услышанное.
-Я не ослышалась?Ты сказал..?
-Да,но не радуйся заранее.Нам,как ты правильно подметила,надо узнать друг друга.Да и потом,может я ей и вовсе не понравился.
-Не говори глупости, сынок,ты же вылитый мой дед по отцу-Гасан-ага!Не хватает только папахи и длинных,чёрных усов.
  Ну посмотри на себя:высокий, статный красавец!Кроме тебя и деда, на столько высоких у нас в роду не было.У твоего отца в роду,тоже все были не высокие.
-Ладно,я всё понял мам,а теперь можно я позавтракаю и отдохну.Ведь сегодня выходной,и я хотел...
-Какой завтрак?!Время то позднее.Ты лучше вот,возьми.-и она протянула сыну бумажный пакет,в котором лежало несколько банок,её чудного инжирового варенья.
-Мам,я знал,что ты не оставишь меня голодным.Сейчас принесу масло,хлеб и мы с тобой...
-Это ни тебе!Забудь о голоде,на свадьбе его уталишь!
-Я не доживу!-запротестовал Ахмед, протягивая руки,к,с детства любимому лакомству.
-Смотрите-ка,заговорил моими словами.-засмеялась женщина.-Отнеси эти банки Гамиде,и скажи,что я готова поделиться с ней,моим особым рецептом,этого замечательного варенья.
  За одно может и невесту свою увидишь.
          ****
  Увидев названного гостя,Шафига удивилась.
-Добрый день,я от мамы.-сказав это, Ахмед протянул бумажный пакет.-Она велела передать это чудесное инжировое варенье тёте Гамиде.Я даже позавтракать не успел,примчался сюда.
-Спасибо большое!Мама будет рада!Она всегда говорит,что лучше чем её подруга,никто на свете не готовит такое варенье!Мама вот-вот вернётся.-вдруг девушка вспомнила,где сейчас находится её мать,и побледнела.
-Кстати,чуть не забыл,мама обещала раскрыть его рецепт.
  Все,кто когда-либо пробовали инжировое варенье мамы Ахмеда,мечтали узнать его рецептуру. Это был рецепт,который позволял ей называться лучшей кулинаркой среди подруг,и не только.Ведь и мама Шафиги прекрасно готовила,но такого инжирового варенья,не получалось даже у неё.Илаха-ханым ни с кем не делилась секретом приготовления, объясняя это тем,что рецепт семейный,и никто,кроме её семьи,не должен его знать.
  Вспомнив всё это,Шафига поняла всю щедрость тёти Илахи.Забыв о госте,который,всё ещё стоял на пороге квартиры,она уже представляла последствия,сегодняшнего разговора с мамой.Шафига лишь теперь поняла,как расстроится Илаха-ханым.Ещё утром, всё казалось таким не серьёзным,но обещание раскрыть рецепт,который делал маму Ахмеда лучшей хозяйкой, доказывало,что всё более чем серьёзно.
-Вы в порядке?-прервал её мысли Ахмед.
-Всё нормально...Простите пожалуйста,я заставила вас,всё это время здесь стоять.Проходите,вы вроде говорили,что не завтракали.Я сейчас...
-Не беспокойтесь,лучше позаботьтесь о себе.Вам и вчера не здоровилось. Идите спать,а мне пора домой.
  Такое отношение Ахмеда,растрогало девушку,и она решила больше не лгать.
-Я не больна.Вы всё же проходите,мне нужно с вами поговорить.
  Накрыв на стол,Шафига только начала разговор,как её перебил Ахмед.
-Простите,что перебиваю,скажите пожалуйста,откуда та картина,что весит у вас в гостиной?Такой красоты я нигде не видел.
-Вы о"Родине ветра?"Эту картину нарисовал мой брат Исмаил!-с гордостью сообщила она.-Моя любимая из его работ.
  Брат будто наяву отобразил характер родного города,его жителей,небольших строений,а самое главное ветра-свободного и гордого,как и сами люди!
  Сейчас Исмаил в Ленинграде, продолжает совершенствоваться этому искусству,у великих мастеров, художественного ремесла.
-Замечательная профессия!А я вот,на инженера учился.Недавно бросил,но думаю скоро вновь продолжить учёбу.А пока работаю и маме помогаю.
-Бросили?
-Пришлось.Маме,конечно,всё это не понравилось,но ведь всё ради неё.Она у меня единственный родной человек,а закончить институт я ещё успею.
  Разговор длился час,за который Шафига успела полюбить Ахмеда.Она рассказала о своей мечте,наконец закончить институт и начать преподавать.После говорили о литературе.Оказалось Ахмед очень любит поэзию,и даже сочиняет стихи. Говорили о кино,спорте,и очнулись лишь тогда,когда услышали громогласный голос Гамиды-ханым.
-Пусть отсохнет язык у этой змеи-Зубейды!
  Зубейда-соседка живущая с Гамидой-ханым на одной лестничной клетке, была главной сплетницей дома.Увидев, как девушка впустила в дом Ахмеда,который находился там целый час,Зубейда не смогла удержаться,и рассказала,в свойственной ей манере, обо всём,направляющимся в квартиру, подругам.
-Успокойся Гамида!Все знают,что Зубейда ещё та сплетница,всем косточки перемыла!-успокаивала её Илаха-ханым.
-Ты права,вечно языком чешет!Да её весь дом за это не любит!Но всё же,зря ты сказала,что наши дети,скоро сыграют свадьбу.Я же говорила...
-Тётя Гамида,а мы вас ждали.Я варенье принёс от мамы.Мама,и ты здесь.
-Ты,я вижу,уже о голоде забыл.-улыбнулась Илаха-ханым,после чего,обратилась к Шафиге.-Спасибо дочка!Мой сын любит вкусно поесть, но вот беда,никак не может поправиться.Худой как спичка.Как я не старалась,ничего не меняется.
-Мам..!
-Я дала слово,что если найдётся такая девушка,которая сможет изменить эту ситуацию,я ни только признаю её лучшей хозяйкой среди живущих,но и буду рада,видеть своей невесткой.
-Мама ты же..!
-Молчу,молчу.Общайтесь понемногу,а там видно будет.
  Шафига вся покраснела от смущения,но к счастью для неё, постучали в дверь.
  В комнату,со звонким смехом, вбежала девочка восьми лет,по имени Гюнай.Каждые выходные,она приходила к Шафиге,чтобы подтянуть сложную для неё математику,выучить стишки и укрепить грамматику.
  Шафига не брала денег с соседей. Она была рада возможности по практиковаться,а соседские дети были рады у неё учиться.
  Девушка удалилась в другую комнату.Отослав сына,Илаха-ханым ещё некоторое время поговорила с подругой,и попрощавшись,вернулась домой.
  С этого дня,Гамида-ханым больше не давила на дочь.Сама же Шафига, больше не противилась свадьбе, которую согласилась сыграть,после окончания института,до которого был ещё целый год.Ахмед же,весь следующий год,дал себе слово,трудиться вдвое усерднее,и, обязательно,восстановиться в институте.И с тем,и с другим,парень успешно справился.(За своё усердие, он даже получил повышение.)
  Этот год был самым счастливым для Ахмеда и Шафиги.Всё казалось таким простым,лёгким,как майский ветерок. Ничего не могло испортить их спокойной,полной надежд,жизни.
  Сразу же,как Шафига закончила учёбу,сыграли свадьбу.Радость матерей была безгранична.Исмаил был не менее счастлив.В первый раз,за долгое время,приехав в Баку на каникулы,он в первую очередь,решил познакомиться с женихом сестры.К своему большому удивлению, категорично-настроенный Исмаил,скоро подружился с Ахмедом,и теперь,как и вся родня,с нетерпением ожидал свадьбу.А,когда дождался,танцевал на ней больше,чем кто-либо из гостей.
  Но вот на смену белой полосы, пришла чёрная.Она коснулась ни только семьи Шафиги и Ахмеда,но и всей страны.Неразбериха,увольнения, голод,задели многих в то время.
  Лишившись работы,Ахмед снова бросил институт,стал работать где придётся.Шафига,видя как тяжело приходится мужу,пыталась устроиться в школу,но безрезультатно,так как,на место учительницы начальных классов, было много желающих,и брали только тех,у кого были связи.Тогда,Шафига стала брать учеников на дом,за минимальную плату,конечно.
  Время шло.Тяжёлое положение смягчал сам Ахмед.Не было ни одного дня,когда бы он не улыбался.В то время,когда у других опускались руки, Ахмед не переставал надеяться,и заряжал всех в округе оптимизмом. Скоро,лучиком света и надежды,стал старший сын-Анар.Забыв о себе,Ахмед уже лелеял в голове мысль о том,кем станет его первенец.Конечно же он мечтал увидеть сына инженером.Спустя десять лет,родился ещё один сын-Юсиф.Положение семьи постепенно улучшалось.
  Вспоминая каждый раз Ахмеда, Шафига-ханым,мысленно представляла его у себя в голове:высокий, темноволосый,с широкой улыбкой на лице.Шли годы.Иссиня-чёрные волосы покрылись серебристой сединой,на лице появились морщины,даже сам Ахмед,с возрастом,прибавил в весе,о чём,так долго,мечтала его мать. Неизменной,оставалась лишь улыбка.
  Три года назад,когда Анар учился в последнем классе,Ахмеда не стало. Улыбка,что так долго поддерживала во всей семье,надежду на хорошее будущее,угасла.
  Смерть Ахмеда была неожиданной и горькой для всех,кто когда-либо его знал.Никто не мог предположить,что у человека,который не пьёт и не курит, слабое сердце.Возможно,всему виной, были переживания за семью,и то,что он работал,почти без отдыха,на нескольких работах.Однако,когда человек уходит из жизни,семью, причина заботит,ни в первую очередь.
  С уходом Ахмеда всё изменилось. Больше всех переживал Анар.Он стал часто отсутствовать в школе,бросил готовиться к экзаменам.Для него всё стало безразличным.Внешне так похожий на отца,Анар полностью от него отличался,отсутствием яркого огня в глазах,и жизнерадостной улыбки. Напротив,младший сын,больше похожий на мать,характером всё же, походил на отца(Хотя,возможно,это объяснялось возрастом Юсифа,которому было всего десять лет).
  От грустных воспоминаний,Шафигу-ханым,отвлёк звонок в дверь.Юсиф, который всё это время наблюдал,как мама готовит,первый побежал к двери. Она отворилась, и перед ними предстал Анар.Он возмужал,отчего Шафиге-ханым показалось,что это Ахмед,когда-то пришедший,за своей, якобы,больной матерью.
  Посмотрите на него,уходил мальчиком,а вернулся,уже мужчиной!Поздравляю племянник!Страна может спать спокойно,пока есть такие достойные ребята,как ты!-сказал Исмаил.
  Все были счастливы,собравшись за столом,вместе,за долгое время. Помимо указанных людей,за столом также сидели:уже старые Илаха-ханым и Гамида-ханым,жена Исмаила Латифа,и их годовалая дочь Назлы.
  У Исмаила была трёх-комнатная квартира,и после смерти Ахмеда он хотел,чтобы все его родные переехали к нему,но Шафига-ханым отказалась покидать то место,где они с мужем были счастливы,несмотря на то,что их квартира была маленькой.
  Служба Анара закончилась, долгожданное возвращение свершилось, и теперь ему предстояло подумать,чем заняться,чтобы стать опорой,для матери и брата.


Рецензии
Здравствуйте, Уля! Прочитала Ваше произведение. Вы, безусловно, талантливый и трудолюбивый человек! Сюжет интересный. Но над рассказом надо ещё поработать.
Писательское мастерство надо совершенствовать постоянно!
Хорошего Вам настроения и творческих успехов!
С уважением,

Наталия Тимченко   23.01.2021 11:22     Заявить о нарушении
Уважаемая Наталия,благодарю за тёплые слова!Вы правы,мне ещё многому надо учиться.Совсем недавно я писала для своего удовольствия.С тех пор же,как зарегистрировалась здесь,и поняла,что это ещё кому-то интересно,появился стимул стараться вдвое больше.
И вам всего хорошего!)

Уля Кён   23.01.2021 17:23   Заявить о нарушении