Мир на кончике иглы комара

Информационный материал, идея и гравюры предоставлены соавтором Виринеей Байрос


Не только разумные россияне сетуют, что национальная культура потерпела за одно столетие невозместимые потери в сфере сохранения культурного исторического наследия. Во всем мире параллельно на всех континентах за пару веков в пожарах и потопах исчезли архитектурные шедевры. А что чудом сохранилось – зачищалось войнами или указами власть имущих. А началась варварская “борьба” с прекрасными памятниками древних зодчих на самом туманном острове - пиратов, банкиров, масонов, политиканов и т.п….
Предлагаем экскурс в историю истока мирового вандализма.   
215 лет назад с берега Темзы канул в лету уникальный архитектурно-ландшафтный комплекс: доселе незабываемые общественные «Сады удовольствия», расположенные в Челси. Это - Сады Ранелага, названые так потому, что они располагались у дома графа Ранелага, англо-ирландского пэра, и согласно " Древностям Мидлсекса" Боуака (1705 г.), "Дом был спроектирован и построен им самим в 1688-89 г.(или откопан, ибо за год построить пантеон невозможно)."  В 1741 году этот дом и территория были куплены у Ренелага синдикатом во главе с владельцем Королевского театра Друри-Лейн и сэром Томасом Робинсоном, депутатом парламента, а в следующем году «Сады удовольствия» уже открылись для публики. Как же 280 лет назад столь стремительно (за год) могли творить чудеса не профессиональные люди, причем – более не понятно, где они брали и обрабатывали материалы для возведения столь масштабного пантеона? Но через 60 лет после открытия еще более стремительно (за неделю) - самый восхитительный архитектурный объект и самый значимый культурный комплекс в Лондоне был сравнен с землей.

В этой трагедии - истории уничтожения архитектурного наследия Англии нас удивили оба аспекта, не поддающиеся здравой логике. Первый – скорость возведения столь сложного объекта, если взять современный аналог, можно сравнить с 11 летним строительством стадиона «Зенит-арена». В 1741 году началось возведение новыми владельцами комплекса «Сада удовольствий» - Пантеона и центральным элементом Ротондой с четырьмя входами через портики в стиле рококо, которая занимала главное место в видах на сады Ранелага с реки. Ротонда имела диаметр 56,4 метра и включала центральный камин с колоннами, оркестровую стойку и вокруг - затейливые киоски в аркаде с комфортными буфетами и магазинами.   В центральной опоре ротонды размещались дымоходы каминов, используемые зимой, а над ней крытая галерея, где было 60 окон. В центре ротонды находились камины оригинальной конструкции и роскошного декора: барельефы, статуи, кованные ажурные решетки. Внутри здания по кругу было 47 ниш, в каждой из которых компании пили чай и кофе. Сквозь сад Ранелаг был проведен живописный канал, по которому с Темзы к одному из входов в пантеон гребли на романтичных лодках посетители.
 
Сад Ранелаг был открыт публичным завтраком 5 апреля 1742 года. И после открытия на площадях во все кареты раздавались красочны листки с текстом: «В Челси открылись сады Ранелаг с ротондой, укрытой сиянием небесного свода; принц, принцесса, герцог, много знати, да еще и толпа студентов были там. Здесь есть огромный амфитеатр, изысканно позолоченный,  с расписанной лазурью куполом и освещенный сотнями ламп-звезд, куда допускаются все, кто любит есть, пить, танцевать, смотреть или толпиться. Дважды в неделю будут Ридотто, по гвинейским билетам вам предоставят ужин и музыку». Ранелаг сразу стал более модным, чем старый Vauxhall Gardens; несмотря, что входная плата составляла два шиллинга шесть пенсов по сравнению с шиллингом в Воксхолле. Гораций Уолпол написал вскоре после открытия Ранелага: «Он полностью победил Воксхолл ... Вы не можете ступить шага, не наступив на принца или герцога…». Сады Ранелага впервые представили общественный маскарад (ранее являвшийся частным аристократическим развлечением) для широкой английской публики, став популярным местом для романтических свиданий. С первого момента открытия ротонды, «Ранелаг» еще стал важным местом проведения музыкальных и оперных концертов, а знаменитый Каналетто дважды расписывал интерьер ротонды, которое было сравнимо по роскоши с римским пантеоном. То есть: уникальный пантеон с ротондой, гранитный канал, декоративное озеро и прекрасный с ландшафтным дизайном и с павильонами сад были построены всего за один год! Как вам темпы строительства средины 18 в., осуществляемые по мнению современных историков «палкой-копалкой и молотком…»? Причем - все это (неосуществимое сейчас с цифровыми инновациями и прогрессом)  великолепие спроектировал Уильям Джонс - геодезист Ост-Индской компании. Геодезист – архитектор - английский юмор?))
   
И уже 10 апреля 1746 года новый (тогда - самый большой в мире) орган Байфилда с арфами зазвучали на публичном открытии музыкального сезона. А в 1749 году в честь мира в Экс-ла-Шапель было организовано развлечение под названием «Юбилейный маскарад в венецианской манере», о котором Гораций Уолпол в письме сэру Горацию Манну от 3 мая 1749 года в письме дал живое описание: «В нем было мало венецианского, но это было самое красивое зрелище, которое я когда-либо видел; ничто в сказке не превзошло бы его ... Началось в три часа, а около пяти стали приходить светские модники. Весь сад был заполнен масками и разноцветными шатрами, которые оставались на всю ночь открытыми. В центральной части сада был Майский шест в гирляндах, а люди, танцующие вокруг него под свирель и деревенскую музыку были в забавных масках, как и все музыкальные группы, расположенные в разных частях сада, некоторые из которых были похожи на охотников, наяд и множество арлекинов и скоморохов в китайской пагоде на цветочном холме и у подсвеченного фонариками и факелами озера. На канале стояли что-то вроде гондол, украшенных флагами и лентами и наполненные музыкой из сада. Вокруг амфитеатра были магазины, заполненные дрезденским фарфором, японскими товарами и т. п. прелестными вещицами. И все лавочники были в масках. Амфитеатр был освещен лампами (!). В его середине была круглая беседка, составленная из всех видов елей в кадках от двадцати до тридцати футов высотой; под ними апельсиновые деревья с маленькими цветными лампочками в каждом апельсине, а под ними самые прекрасные аурикулы в горшках; и бесконечные гирлянды живых экзотических цветов, свисающие с дерева на дерево. Между арками тоже были большие синие ели, а на балконах поменьше. Там были киоски для чая, сладостей и вина, игровые столы и танцы для двух тысяч человек. Короче говоря, это понравилось мне больше всего, что я когда-либо видел. Вероятно, маскарады стали более изысканными в отношении платьев, поскольку после моего посещения, проводятся по подписке, где люди придерживаются своих богатых привычек».
Эти маскарады оказались настолько привлекательными, что повторились несколько раз в том и в последующие годы. А утренние концерты мастеров оперы давались дважды в неделю. «Какое это сладкое, элегантное и вкусное место. Сам рай вряд ли может сравниться с ним»  - говорит миссис Эллисон в « Амелии» Филдинга.  29 июня 1764 года Моцарт, которому тогда было восемь лет, исполнил на клавесине и органе несколько произведений своего собственного сочинения в благотворительных целях.  В 1790 году было выставлено изображение извержения горы Отна, с циклопом, работающим в центре горы, и лавой, льющейся по ее склонам. Гора была 80 футов высотой.

Но ПОЧЕМУ вдруг - 30 сентября 1805 года владельцы комплекса «Садов Реналага» дали указание снести и пантеон, и ротонду, и павильоны; эксклюзивные люстры и мебель были за день проданы с аукциона, а постройки все молниеносно уничтожены. Орган был перевезен в Церковь Всех Святых в Ившеме, а затем установлен в церкви Тетбери в Глостершире. Потрясает, что столь прекрасный исторический объект, по значимости - чудо света был бессмысленно снесен, и не в одном фильме о великих деятелях культуры (Моцарте, например) или о коронованных особах прошлого не вспоминают «Сады Ранелага». Такое беспамятство видно кому-то выгодно, чтобы легче внушить людям в бетонных задымленных городах о цифровом благоденствии будущего, запрещая в настоящем под предлогом смертельной опасности даже прогулки в унылые парки с пластмассовой газонной травой и убогими качелями…Никаких следов Ранелага не осталось: теперь это место является частью сада больницы Челси, где сейчас летом устраивают ярмарку садовых растений.

Этот стих оставил в своем дневнике посетитель Ранелага

ВИЗИТ В НЕБО
Ранелаг был однажды в жизни моей,
Где сила добра меня соединила
С красивыми людьми, прекратившими борьбу,
В живом мире сияющих Небес.
Р. Блумфилд (1802)

А этот стих после уничтожения Ранелага

ПАДЕНИЕ РАНЕЛАГА
Посмотрите, облака пыли и слез поднимаются в небо,
Посмотрите, это прекрасные руины обращают в равнину,
Посмотрите, ядовитая змея поднимает свое потомство,
И сорняки спонтанно взрастут вокруг теперь…
На том самом месте возвышался знаменитый Ранелаг!
Гордый купол Ранелага как срубленная глава на земле теперь!
Такая судьба сопутствует каждой великолепной идее теперь,
Созданной человеческим гением; так же, как уничтожаются
Природа, красота и все истинное содержание мира теперь.
Когда настанет назначенный день возмездия, я склонюсь
Целовать пыль некогда великого святилища душ - Ранелага!
Gentleman's Magazine, June 1807

Начало «падения Ранелага» с продолжением в сегодняшний день:
С 1802 г. 70-тысячная армия, посланная Первым консулом Франции Наполеоном Бонапартом в Сен-Доминго добивалась подавления гаитянской революции, устроенной рабами, но была уничтожена эпидемией желтой лихорадки. Некоторые историки считают, что Наполеон намеревался использовать остров в качестве плацдарма для вторжения в Соединенные Штаты через Луизиану. Тогда одержали победу комары. Счастливы те французские солдаты, которые умерли быстро, ибо другие мучились в кровавой бане желтой лихорадки и малярии. Поэтому в 1805 г. гаитянская кампания Наполеона «мост в Америку» была свернута. Судьбу и будущее освобожденных рабов на Гаити и власть в США определили комары. На Гаити более  55 ООО французов умерли от болезни, 5000 пропали без вести. Европа в эти годы тоже сражалась с наполеоновской Францией, в коалицию против которой оказались втянутыми все крупнейшие державы, включая Великобританию. На Корнуоллиса (британский государственный деятель) была возложена миссия заключения англо-французского мирного договора, который был подписан в Амьене в 1802 г., чем Наполеон решил воспользоваться и выдвинуть армию на Гаити. В октябре 1805 г. после уничтожения «комарами» французов на подступах к США,  Корнуоллис возвращаясь в Индию, внезапно умер от «лихорадки»…
 
В этом же 1805 году в сентябре был разрушен Ранелаг (Ranelagh Gardens), и 21 октября (в тот же роковой 1805 год) англичане получают «Трафальгарский триумф», который приносит им более столетия безраздельного мирового господства на морях. Тогда англичане захватили и потопили почти весь союзный флот, не потеряв ни одного своего корабля(!). В этом им поспособствовала странная «буря», которая не затронула только их флот…  А через 10 лет по воле случая у  Наполеона окажется тоже «лихорадка», но только особенная - «сенная лихорадка», внезапно возникшая у него аллергия на пыльцу растений, причем - приступ новой болезни настиг его именно при Ватерлоо. Надо ли говорить, что сражение было им проиграно.  А кто выиграл? Опять «везучие» англичане, которым в 19 в. были не страшны ни комары, ни бури, ни аллергии… Большое внимание «супер» насморку Наполеона уделил Л. Н. Толстой в романе «Война и мир».

А в это время в Европе, Америке и в России: в 1805 г., когда уже не только в Южной Европе свирепствовала желтая лихорадка (в Испании, Италии и на юге Франции), медицинский совет в С-Петербурге в своем описании этой болезни впервые высказал предположение о передаче ее возбудителя насекомыми. Карантин на о-ве Сескаре закрыл все, и с Данией заключено было соглашение об очищении всех судов, направлявшихся в российские порты Балтийского и Белого моря. С 1816 г. при датских Карантинах состояли даже особые карантинные агенты России, но в 1823 г. обязанности их возложены на консулов. Но только в 1881 г. кубинский врач К. Финлей доказал, что распространение желтой лихорадки происходит посредством комара только определенного вида с неясным местом происхождения.
 
Что же это был за комар такой, или биологическое оружие? На туманном Альбионе первыми в Европе в 1556 г. познали не подающуюся логике и медицине «лихорадку», уносящую жизни выборочно - преимущественно обеспеченных консервативных в традициях и нравах людей. О характере первой эпидемии этой «болезни», вспышка которой была зафиксирована в 1557 году уже во всей Европе, ученые спорят до сих пор. Некоторые исследователи 16 в. полагали, что виноват в возникновении болезни был… космос или гости из космоса. Якобы заболевание стало земным отражением некоего межпланетного резонансного цикла с участием Юпитера…

Особенно сильно в 1558 г. «лихорадило» Англию. Людей пугало то, что вирус был не похож на все предыдущие - например, на чуму или английскую потливую горячку. Эти болезни убивали практически сразу, в то время как новая «лихорадка» развивалась медленно, оставляя пациентам надежду, при условии, если они отказывали католическому священнику в причастии. Также интересно, что «лихорадка» отнюдь не была болезнью бедных или инвалидов, она ими брезговала(?). Напротив, современники отмечали, что гораздо чаще «лихорадка» завоёвывала тех, кто мог позволить себе самое лучшее питание,  и убивала тех богачей, кто заказывал в храмах дорогие службы «за здравие своё» на деньги отжатые от праведных, но нищих граждан… А может «лихорадка» - наказание Божие? Не обошла стороной сия болезнь и английский королевский двор. В 1558 году заболела Джейн Дормер, камеристка королевы Марии Тюдор Кровавой. Девушка выздоровела, а вот Мария скончалась 17 ноября 1558 года. В тот же день не стало и знаменитого кардинала Поула, соратника и духовного советника королевы… Отмечу, что свое прозвище "Кровавая" Мария получила отнюдь не за любовь к мучениям людей, а за то, что, будучи ревностной католичкой, она постановила пытать и казнить тех, кто отказывался принять католичество. Сама на допросах и казнях она не присутствовала, за нее всю работу делали церковники и юристы. В годы ее правления было сожжено на костре более 300 человек. Сама Мария с юных лет была столь привержена своей вере, что не отреклась от нее даже тогда, когда это угрожало ее жизни и престолонаследию.


Рецензии