Маркиз де Карабас

Миниатюра из сборника "Богатырь Смекайло"



Зачем же спите вы в норе,
Всегда причудливый ребенок,
Зачем не жить вам при дворе,
Не есть и пить на серебре
Средь попугаев и болонок?..
Н.Гумилев



Мало кто знает, что для мэтра Франсуа Рабле прообразом его персонажа Гимнаста послужил именно маркиз де Карабас...
- У моего отца была только мельница, осел и здоровенный котище, - рассказывал маркиз богатырю Смекайле, Трибуле и Панургу. - Я же любил с детства много читать. Но ещё более я любил дрессировать животных. Так, например, кот у меня умел довольно долго ходить на задних лапах... Нет, нет, это не тот кот, которого ты, Панург, разоблачил с помощью живой мышки. А тот, который давно умер. И был значительно крупнее...
- Страшно подумать, - усмехнулся Панург, - что у тебя умел делать осел...
- Осел умел страшно лягаться, если к нему подкрадываться сзади... А если ещё его подковать стальными подковами...
- Но как, как, черт побери, с помощью дрессированого кота можно было расправиться с Людоедом?! - воскликнул Трибуле. - Да ещё отжать себе его замок...
- Если интересно, то слушайте...
- Слушаем, слушаем...
Богатырь Смекайло достал из-под стола ещё четыре бутылки анжуйского.
- Сначала я научил котищу ходить на задних лапах...
- Так.
- Потом поставил перед собой задачу сделать так, чтобы кот мог проходить, при необходимости, на задних лапах целый день...
- Да ты живодер, - притворно нахмурил брови Панург.
- Нет, для меня было важно сохранять с котом дружеские отношения... Поймите, у меня не было ничего, кроме весьма скромного наследства отца, а хотелось достичь многого...
- Вплоть до дворянского титула исключительно, - поддел Панург.
- Включительно, включительно... Как оказалось впоследствии.
- Мы все в нетерпении, - сказал Смекайло. - Рассказывай, рассказывай...
- Так вот... А ещё мне хотелось нарядит кота в весьма человеческий костюмчик. И я купил на рынке детские сапожки, беретик с перьями, плащик... Перевязь для шпаги и саму шпажку я изготовил сам..
- Так, так, так...
- Когда я пытался обуть котяру в сапожки, у меня мелькнула отличная мысль - вырезать для этих сапожек свинцовые стельки.
- Едрит-Мадрид! - хлопнул себя по лбу Трибуле. - Гребанный Круассан, мне бы такое и в голову не пришло! Хотя однажды, помнишь, Панург, когда ты спешил на свидание с дамой, я тайно вырезал тебе стельки из рокфора...
- Тяжелые свинцовые стельки помогали крепить лапы кота в сапогах, а главное - помогали держать вертикальную стойку. По принципу куклы Неваляшки. Причем кот вполне мог прилечь отдохнуть. Но по команде мог вскочить, как солдатик.
- Но каким образом такой кот мог расправиться с Людоедом?
- Да никаким... С Людоедом расправился не кот, а свинцовые стельки.
- Как так?!
- В нашем краю издавна стали пропадать маленькие дети. Со временем подозрение пало на одного сеньора в замке, но доказательств не было... Я же, тренируя животных и устраивая с ними представления для народа, постоянно тренировал и собственное тело. И был тогда очень сильным и ловким, как гимнаст. Ну и решил наведаться в этот замок под видом бродячего фокусника. Но, смотря на своего кота и осла, решил подстраховаться. Вырезал и себе тяжеленные свинцовые стельки. И для них изготовил очень прочные сапоги. И целую неделю тренировался, схватившись руками за перекладину, наносить подошвами страшные удары... У Людоеда не было никаких шансов. Ни у него, ни у его челяди...
- Это понятно... А как, черт побери, ты стал маркизом?
- Когда я верхом на своем боевом осле и в боевых сапогах, с мешком, в котором сидел наряженный кот, приблизился к замку Людоеда, то заметил в кустах каких-то подозрительных личностей. Это были люди Великого прево Тристана Отшельника. Оказывается, они тоже вышли на Людоеда и шпионили за ним. Когда я расправился с Людоедом, то был арестован этими шпиками и доставлен к Тристану. Моя история его заинтересовала, и он не стал меня сразу вешать, как какого-нибудь цыгана. И даже показал королю. Людовик XI любил такие "шутки" и не любил независимых феодалов. Его так позабавила моя история и мой дрессированный кот, что он подарил мне замок Людоеда, которого, как оказалось, звали Черная Башка. И заодно - его титул. Но при условии, что я женюсь на некрасивой дочке прево, царствие ему небесное...
- Ну, остальное мы знаем...
- Да, знаете... Но вы, господа, не знаете главное... Что победив Людоеда, главное - не стать самому людоедом...



У котов есть одно свойство, и я им восхищаюсь. Коты не признают вины, они не смущаются. Вообще! Кот сделает глупость - по нему это не скажешь. Пес перевернет светильник - по нему сразу видно, кто виноват. Коты не такие, кот не признает вины. Кот переходит к следующему занятию.
- Что, что? Не я. Отстань, я кот. Что-то разбилось - спроси собаку.



Спам был уже в средневековье...
Маркиз де Карабас ждал письма от любимой... Три дня и три ночи ждал...
Прилетает почтовый голубь... Счастливый маркиз открывает послание, а там: "Кую мечи, ремонтирую шпаги... недорого".




Конец маркиза де Карабаса был печален... Удивительные (впрочем весьма гуманные) опыты, которые он ставил на животных, пришлись не по вкусу и светской и духовной власти...
И вот спустя много лет после отбытия богатыря Смекайлы на родину, уже в начале царствования Франциска I, его не смогло спасти даже заступичество Трибуле и адвокатская практика Панурга. Штурм замка... Впрочем, это грустно описывать. Тем более, что всё очень напоминало событие наших дней, а именно взятие особняка Владимира Барданова в Мытищах...




Примечание
Михаил Барбарисов "Богатырь Смекайло "http://proza.ru/2020/12/06/1612


Рецензии