Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 7
ТАКОГО В ТЕАТРЕ ЕЩЕ НЕ БЫВАЛО
«В театре такое сегодня впервые!
Все куклы сегодня живые»
(из песни «Кукольный театр» панк-рок группы «Король и шут»)
Наши дети растут у нас на глазах. И поначалу, как будто, нам все про них ясно и очевидно. И вдруг происходит нечто, опрокидывающее все наши представления о детях и детстве. Существо, еще вчера казавшееся зависимым и покорным, вдруг показывает острые и небезопасные зубы. На телеэкране мелькают совсем молодые лица насильников и убийц. Вчерашние дети – мелькает потрясающая мысль. Еще недавно их легко можно было поставить на место, подчинить своей воле. Просто не заметить, сорвать на них свое плохое настроение, выместить на них обиды, нанесенные другими людьми.
Эпизод первый. Старшеклассник «заказал» свою мать ровесникам. Нет смысла упоминать о подробностях расправы и размере заплаченной заказчиком суммы. Семья оказалась материально обеспеченной и вполне «благополучной». Благополучной, т.е. до свершившейся трагедии ничто внешне не вызывало особого беспокойства. Семья, как многие другие. «Заказ» был выполнен. Когда подростка взяли, он объяснил, что сначала хотел сам ее убить, но потом решил заказать. Почему он это сделал? – да она без конца что-то требовала от него. Как и во многих других семьях, между прочим. Может быть, этот мальчик психически ненормален, а как же тогда исполнители заказа-приговора? Они тоже того? Или это особое отношение к жизни вообще, к чужой и собственной? Ведь психологами доказано, что разрушение и саморазрушение есть палка о двух концах. И нет садизма или мазохизма в чистом виде, а существует как бинарный феномен садомазохизм. И нередко жертвы насилия сами со временем проявляют садистические наклонности. Во всяком случае, некоторые следователи в милиции предупреждают об этом родителей изнасилованных детей. Насилие порождает насилие, и только его – над кем-то или над самими собой, если есть внутренний запрет на насилие внешнее.
Теперь немного истории. В своем дневнике Ф.М. Достоевский описывает случай в гимназии. Повесился мальчик-подросток – прямо в классной комнате, где находился, будучи наказанным за что-то. Это был его день рождения. Там же Достоевский анализирует этот случай с точки зрения причины и вспоминает другой случай, описанный Л.Н. Толстым в его «Детстве». Николенька сидит под домашним арестом и представляет себе, каково будет его мучителям, если он умрет сейчас. Он упивается своей фантазией и ничего в этом роде практически не предпринимает. Дальше Достоевский пишет о том, что эти два события происходили в разные периоды истории: Николенька жил еще в то время, когда были прочны устои общественной жизни и незыблема вера в бога. Наложить на себя руки значило совершить большой грех. А время Достоевского уже отличалось расшатыванием прежних устоев, традиций и веры. Время раскола, эпоха перемен.
Вот и сейчас у нас эпоха перемен, и дети не защищены верой, традициями и твердыми моральными устоями. Как, впрочем, и мы, их родители, взрослые, находящиеся рядом. Но у них, т.е. у подростков, еще и возраст максимализма, накала эмоций, напряженности инстинктивной жизни, и пока отсутствует опыт управления внезапно обретенным хозяйством. А если еще они слишком долго находились в положении марионетки в руках требовательного кукольника, чувствовали себя бесправными карликами…
Эпизод второй. О том, чем они дышат, что питает их юные умы. Часть подростков 12-16 лет подвержены увлечению хард- и панк-роком, имеющими среди взрослого населения самую скверную репутацию. Это касается как «домашних» детей, так и живущих в детских домах. Вот некоторые из текстов песен, популярных среди подростков:
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
(группа «Король и шут», сокращенно КиШ)
В кукольный театр
Всех карлик приглашал:
"Кто вечером придет,
Тот со смеху умрет!
Будет вам очень, очень хорошо,
Деньги не жалей, богатей!
Вечер смеха и страстей!"
Выбежал на сцену плюшевый пингвин,
И тонким голоском он громко завопил:
"Гады все, кто здесь сейчас сидит!
На всех я вас зачем-то
Просто так сердит!"
В театре такое впервые,
В театре такое сегодня впервые!
Все куклы сегодня живые,
Все куклы сегодня, сегодня живые!
Волк на сцену вышел, песенку запел
Про то, как он недавно полдеревни съел.
А следом вышла девушка в одних трусах...
И на части разорвалась у всех на глазах.
В театре такое впервые...
А вот на сцену выбежал крутой ковбой.
Ползала расстрелял, потом покончил с собой.
Ужасный заяц громко прокричал: "Пожар!"
И, бросив факел в зал, со сцены убежал.
В театре такое впервые...
***
Заводят подростков грустные и трагические нотки Виктора Цоя. Да, Цой для них по-прежнему жив, потому что чрезвычайно созвучен затерявшемуся в огромном мире подростку.
Мне всё равно.
Мне все равно работать где и кем,
Мне все равно когда и что я ем,
Мне все равно проснусь я или нет.
А мне еще только двадцать лет.
Папа, твой сын никем не хочет быть.
Папа, твой сын никем не хочет быть.
Папа, твой сын никем не хочет быть.
Папа, твой сын никем не хочет быть.
***
Я посадил дерево
Я знаю - моё дерево не проживёт и недели
Я знаю - моё дерево в этом городе обречено,
Но я всё своё время провожу рядом с ним.
Мне все другие дела надоели.
Мне кажется, что это мой дом.
Мне кажется, что это мой друг.
Я посадил дерево.
Я посадил дерево.
Я знаю - моё дерево, может, завтра сломает школьник
Я знаю - моё дерево скоро оставит меня.
Но, пока оно есть, я всегда рядом с ним.
Мне с ним радостно, мне с ним больно.
Мне кажется, что это мой мир.
Мне кажется, что это мой сын.
Я посадил дерево.
Я посадил дерево.
***
Мы хотим танцевать
Наше сердце работает, как новый мотор,
Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,
И мы будем делать все, что мы захотим,
Пока вы не угробили весь этот Мир.
В нас еще до рождения наделали дыр,
И где тот портной, что сможет их залатать?
Что с того, что мы немного того,
Что с того, что мы хотим танцевать?
Наше сердце работает, как новый мотор,
Почему и чего мы еще должны ждать,
И мы будем делать все, что мы захотим,
А сейчас, сейчас мы хотим танцевать.
Мы хотим танцевать.
***
Читайте, о родители, читайте внимательно эти тексты. Это написано юными и для юных, это написано об их жизни, такой, какой они ее воспринимают и переживают. Могут ли эти слова стимулировать скрытые проявления агрессии, настраивать детей на открытый и разрушительный протест? Или потребность в такого рода протесте порождает эти тексты, которые служат социально безопасным эквивалентом настоящего разрушения? Где лошадь, и где телега? Вернемся к этому вопросу несколько позже.
Эпизод третий.
Из признания одной женщины, мамы 12-летнего подростка, который слушает хард-рок и плохо ведет себя в школе. Ее саму воспитывали в очень большой строгости. Она старшая дочка в семье, а любили всегда младшую. С нее же строго спрашивали и не разрешали ходить на дискотеки и на улицу после девяти. Когда ей исполнилось лет шестнадцать, она взбунтовалась и без разрешения пошла на танцы. Ее «выдрали» после возвращения, но осталось все же ощущение победы. Ее любимой музыкой того периода были песни Виктора Цоя. Теперь же она сама и ее муж воспитывают сына в «ежовых рукавицах», пытаются вызвать в его душе близость к Богу, но сын слушает рок и врет родителям про то, что в школе все было нормально. Он не хочет лишний раз их расстраивать. Родители в растерянности. Страшно упустить подростка – не дай бог попадет в дурную компанию, сядет на иглу. И страшно, что растет непонятным, с тайной внутренней жизнью. Как быть маме? Как быть его отцу с большим личным хулиганским стажем? Страшно. Ведь вокруг столько зла… Родители – раскаянные малефики, сломавшиеся в застенках инквизиции. Теперь в застенке их сын, а засовы запирают сами родители.
Что ж, пора перейти к признаниям любимых авторов юных. Тексты Виктора Цоя – это сплошные признания. Это рассказ о жизни, о чувстве потерянности в этом мире. И это очень верно отражает тот этап в жизни любого человека, который уже покинул уютный мир детства и принял решение туда не возвращаться, а нового мира еще не создал. Того мира, который отвечал бы его потребностям и представлениям о том, что такое «хорошо». А жить в мире, созданном кем-то для себя, он не хочет. Период, когда нет своего мира, своего дома. И есть только чувство неприкаянности, бездомности, тотальный протест против всего существующего, всего прежнего, против родителей, школы, правил, приличий, законов. Потому что закон эволюции, диалектики – это изменения, прогресс, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные. И качество этих изменений находится в прямой связи с условиями изменения.
Группа «Рамштайн», Германия. «Что делает человек, которого нельзя отличить от зверя? Он пойдет к своей дочери, которая прекрасна и молода, и как собака вцепится в нее своим мясом и кровью. Что ты делаешь? Что ты чувствуешь? Кто ты? Всего лишь зверь». Когда вокалиста и автора текстов Тилля Линдеманна спросили, что он вкладывал в эти слова, он ответил: «Животные спариваются друг с другом, и в этом нет инцеста в нашем человеческом понимании, любая самка после "этого" у животных не становится больной. Но маленькая девочка, которой отец говорит, что она держит неправильно столовый прибор или получила плохую оценку в школе, становится психически больной, если этот "отец" ее насилует. Если кто–то измывается над детьми, это противно, но если кто–либо ночью крадется в комнату к собственной дочери, то у меня в голове лишь одно: "Ты же зверь"».
«Мои тексты возникают из чувств и из мечтаний, но все же больше от боли, нежели по желанию. Мне часто снятся кошмары, и я просыпаюсь ночью весь в поту, т.к. я вижу во сне жуткие кровавые сцены. Мои тексты - своего рода вентиль для лавы чувств в моей душе. Мы все с трудом пытаемся скрыться за благовоспитанностью и внешними приличиями, а на самом деле нами управляют инстинкты и чувства: голод, жажда, ужас, ненависть, жажда власти, секс и т.д. Конечно, есть еще дополнительная энергия в нас - это любовь. Без нее все человеческие ощущения угасли бы. Порыв и негативные чувства особенно опасны, если они зажимаются в сознании и подавляются. Мои тексты могут выйти на свет...» (Тилль Линдеманн)
Сегодня я вижу мальчишек и девчонок, которые слушают рок, слушаю их музыку («Король и шут», «Арию», «Rammstein», «Nightwish», Земфиру и Виктора Цоя, «Фактор-2»), читаю впервые в жизни тексты этих песен; и испытываю сначала страх перед той мощной стихией разрушения, которая свободно изливается в словах и ритмах. Потом начинаю понимать, что только вот так можно что-то понять об их жизни, о том мире, который они сейчас разрушают на наших глазах, о том мире, который зарождается в недрах этого разрушения, и хозяевами которого они станут завтра.
Я знаю, что эти строчки сейчас не читает тот, кто подобен зверю и насилует свое дитя, кто походя вымещает на нем все свое ужасное настроение, кто равнодушен к нему или выпал на социальное «дно». Эти строчки может прочитать человек, похожий на меня: любящий своих детей, но при этом занятый работой и прочими положенными кем-то вещами, стремящийся уйти от неприятных переживаний в мир книжных, телевизионных или компьютерных грез, мучимый ксенофобией - нового мира, новых идей, людей, собственных детей. Человек, безумно жаждущий свободы и одновременно ее страшащийся, потому что свобода предполагает ответственность за все, что ты делаешь. Человек, который однажды понимает, до какой степени марионеточной была его собственная жизнь, и как он превращает собственных детей в персонажей кукольного театра, и как однажды куклы оживают в силу закона природы.
Если это происходит вовремя, то перед нами сюжет "Дюймовочки", в котором никто не пострадал, и девочка неторопливо и верно находит свою судьбу. И жаба, и крот, и хозяйственная мышь – все они были движимы самыми лучшими побуждениями и на свой лад желали Дюймовочке добра, но она чувствовала, что ее судьба должна быть иной, и терпеливо и настойчиво искала свой путь, пока не нашла свою стаю. Как и Гадкий Утенок, чья история более грустная, но путь все же оказался своевременным. Это иллюстрация удавшегося бунта примерно трехлетнего ребенка.
Следующий сюжет вполне своевременных, но более разрушительных изменений содержит история Золотого ключика и мальчика по имени Буратино (он мне больше известен, чем его прототип – Пиноккио). Героям этого сюжета – куклам, в переводе на нормальный человеческий возраст, примерно 7-8 лет. Кстати, Буратино идет в школу, что вполне соответствует этому возрасту. У них уже куда больше возможностей для борьбы с угнетателями, в число которых попадает даже добрейший папа Карло (угнетатель по сценарию, просто потому что детям время пришло освобождаться). Зло наказано не очень строго – в пруду с тиной искупался Дуремар (а ему и так не впервой), без кукол и театра оказался директор Карабас-Барабас. Пока не обзавелся новыми простачками. А куклы сами стали хозяевами собственного театра.
Это бескровные варианты, потому что своевременные. Если Карабас или Крот оказываются слишком сильными, если марионетки не могут отстоять необходимую себе степень свободы вовремя, и растущая пружина остается в рамках первоначального объема, то в следующий период трансформации – подростковый, может последовать катастрофа, взрыв, вылет освободившейся пружины. Можно еще раз перечитать текст «Кукольного театра» КиШа, вспомнить карликов, убивающих великанов.
Мальчик, слушающий рок, вызывает у меня опасение только в том случае, если он никому не нужен, не защищен ничьей любовью и уважением, никем не замечен и никому не дорог. Вся подростковая субкультура (рок, хип-хоп) построена на символическом воплощении силы, потребности в разрушении старого, отжившего свое, и зарождении нового, никем еще не виданного. И символический ее характер – залог того, что, испытав сильные эмоции в экстазе восприятия и переживания элементов этой культуры, человек не пойдет ломать и крушить все подряд, что искусство послужит для него формой разрядки накопленного напряжения, громоотводом.
Нам не отплевываться надо от музыки, стихов и танцев подростков, а попытаться хоть что-нибудь понять о них и заодно о себе. Что касается длительности увлечения роком – у большинства оно проходит, как детская болезнь, годам к шестнадцати. Даже обидно читать в интернет-форумах, что КиШ – отстой (пишут, похоже, бывшие фанаты). И все в таком духе. Просто КиШ теперь слушают другие девчонки и мальчишки, которым он сейчас позарез нужен, которым нужно по-человечески и как можно безопаснее пройти испытание ненавистью к старому, гниющему и хватающему их за ноги миру.
Слушание рока – лекарство, может быть, даже панацея от искушения реализационным злом? Есть искушение так думать. Однако нет в жизни универсальных лекарств и средств решения всех проблем сразу. Это лишь один из вариантов. Причем такой естественный, что никакие взрослые запреты не помогают, рок существует как проявление стихии, как естественно-культурный феномен. Но так ли это?
Здесь необходимо еще раз обратиться к истории. В ней есть объяснения всем проявлениям настоящего. Что напоминает современная рок-культура? А напоминает она своими проявлениями и эффектами античные мистерии, посвященные Дионису и Деметре, в ходе которых люди испытывали измененное состояние сознание, входили в экстаз и переживали внутреннюю трансформацию, практически равнозначную появлению на свет нового человека, как бы вырвавшегося из старой, ставшей слишком маленькой, оболочки. Древняя традиция воспитания носила, как мы уже читали, инициатический характер, т.е. при переходе в новый социальный и духовный статус человек должен был пройти через посвящение, ритуалы испытаний и сверхсильных переживаний. Эти ритуалы всегда означали символическую смерть старого человека и рождение нового.
Смерть, разрушение были содержанием римских и средневековых европейских карнавалов. Изначальные римские карнавалы назывались сатурналиями и были посвящены богу умирающего зерна, Сатурну (в греческой мифологии – Уран).
Мифология древних греков старше и изначальнее по отношению к римской, потому рассказ об Уране и его сыне Кроносе поможет нам понять содержание сатурналий. Наиболее известен миф о сотворении мира из «Теогонии» Гесиода. У Геи-Земли и Урана-Небо было множество детей – титанов, в том числе и Кронос, которого впоследствии стали иногда называть Хроносом (что значит время). Уран хоронил своих детей-титанов в теле матери-Геи, не давал им жить. Гея дала Кроносу серп, и тот оскопил своего отца, бросив его гениталии в океан. Так был низвержен Уран, так воцарился Кронос, а из брошенного в море семени Урана и пены морской возникла богиня любви Афродита. Кронос женился на своей сестре Рее, и у них было множество детей. Он проглотил их сразу после рождения, т.к. по пророчеству один из них должен был его погубить. Так он поглотил Деметру, Посейдона, Гестию, Гадеса, Геру. А вместо новорожденного Зевса отчаявшаяся мать поднесла супругу запеленутый камень, который Кронос и проглотил. Зевса вырастили на острове нимфы, вскормила своим молоком чудесная коза Амалфея. Когда Зевс вырос, он восстал против своего родителя и низверг его.
Т.о. в этом мифе греки в символической форме отразили закон диалектики «отрицания отрицания», согласно которому новое свергает старое, в свое время уступая дорогу следующему новому. Кронос срезает колос своего отца, чтобы освободить его семя, чтобы расти самому. Но история повторяется, и однажды сам Кронос оказывается препятствием на пути прогресса. В элевсинских мистериях, посвященных Деметре, богине плодородия, одним из центральных ритуалов было срезание колоса в полной тишине и предъявление его зрителям. Это символизировало цикличность жизни и смерти: смерть колоса дает жизнь зерну, а смерть зерна дает жизнь колосу. И так до бесконечности…
Рождение взрослого с этой точки зрения означает смерть ребенка. В римских сатурналиях выбирали на время празднества короля дураков, шута, который все опрокидывал вверх дном. Это было буйство детства, его беспредел: господа прислуживали рабам, осквернялись храмы, допускалось все, что было весь год запретным. В конце сатурналии короля дураков убивали и порядок возобновлялся. Возникал новый этап жизни, освеженной радикальной переменой. В русской традиции героем ярмарок и балаганов был Петрушка. В кукольных спектаклях с его участием, как правило, после подвигов Петрушки, в которых он лупил представителей власти и совершал другие подобные подвиги, нечистая сила утаскивала его в ад. Фактор перемен, трансформации, в мифологической традиции именуемый трикстером (что значит «плут», «трюкач»), сыграв свою революционную роль и запустив процесс изменений, покидает подмостки, умирает (на какое-то время, пока он вновь не понадобится).
Рок-музыка несет то же революционное, всесокрушающее действие, такое же ощущение безумного карнавала, смены личин, беспредела. Так же разрушает оболочки зерна человека бывшего, давая жизнь росту колоса нового, взрослого человека. И делает это в символической форме, чтобы подростку не нужно было реально убивать своих реальных родителей. В этом и есть один из смыслов традиционной и современной культуры, как условия становления человека духовного.
В театре такое сегодня впервые!
Все куклы сегодня живые,
Все куклы сегодня, сегодня живые!
В заключение я хочу сказать несколько слов о родителях, которые чувствуют себя недостаточно любящими своих детей, не находят в своем сердце того тепла, которое помогает детям расти как в физическом, так и в душевном плане. У этих людей есть свои серьезные причины для такой ситуации, как правило, не злонамеренной. Такие родители могут сами прибегнуть к психотерапевтической помощи или духовным практикам, если чувствуют свою ответственность и желание что-то изменить. Приводить на терапию своих детей с «плохим» поведением имеет гораздо меньше смысла, потому что они пока являются продуктами своей системы. Хорошо решать проблему вместе методами семейной терапии.
Свидетельство о публикации №220122101003