Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 8

   Глава седьмая
   О ПОКЕМОНОМАНИИ И ВЗРОСЛЫХ СТРАХАХ


  «Лунная призма, дай мне силу!» (из мульсериала о Сейлор-Мун)

   Эта глава будет посвящена продолжению темы детской и подростковой субкультуры.   Некоторое время тому назад детей в возрасте от 5 до 12 лет охватила трудно объяснимая страсть к героям японского мультсериала - покемонам. Родителям покемоны резко не понравились, причем, почти всем. Практически никто из них даже при попытке смотреть этот сериал, почти ничего не понял, кроме того, что мультики агрессивные. Включая меня, пока их содержание не пересказали мне понятным языком дети, которых приводили на консультацию.
   Родители считают, что такие мультики сделают их детей агрессивными и злыми. И ведь действительно вокруг нас сейчас достаточно много зла. Бесконечная вереница терактов давно переполнила тревогой сердца родителей. Поэтому большинство родителей предпочитают «наши» мультики, добрые, проверенные жизнью. Хотя дети нередко выбирают именно покемонов, а теперь еще – героев канала «Fox Kids». Пожалуй, необходимо понять причины этого и других подобных увлечений детей, только одна из которых связана с эффектом новизны, зависимостью от писка моды и воздействия рекламы на многострадальный недозрелый мозг ребенка.
   
   Если мы вспомним увлечение игрушкой «тамагочи» (электронным цыпленком, а также динозавриком), то оно не отличалось долговечностью и быстро вытеснилось другими увлечениями. Это объясняется несложно. Игрушка была создана для японских ребят и для них стала необычайно актуальной. Ведь особенностью жизни японцев является очень большая плотность населения, экономное использование каждого квадратного сантиметра полезной площади и вытекающие из этого ограничения в возможности содержания домашних животных. Для того, чтобы иметь дома братьев наших меньших, японцам необходимо специальное разрешение. «Тамагочи» - это имитация живого друга, за которым необходимо ухаживать, помнить о нем, вовремя кормить и лечить, одним словом, становиться человеком ответственным и заботливым. Любовь японских детишек к электронным друзьям достигала такой интенсивности, что пришлось создать специальные кладбища для «погибших» зверушек, которых оплакивали безутешные дети. Об этом было много публикаций несколько лет назад. У нас это увлечение не могло пустить глубоких корней, т.к. имеет место другая проблема с домашними животными – их столько, что просто некуда бывает деть. И о ком заботиться и кого любить – проблемы нет. Как детский специалист, давно работающий с детьми, могу сказать, что ни одного случая сильных переживаний ребенка в связи со смертью электронного питомца в моей практике и практике знакомых мне коллег не было.
 
   Совсем другая картина наблюдается по поводу мультсериалов того же японского производства – о Сейлор Мун и Покемонах. Чем же мультгерои из этих сериалов так запали в души наших детишек? Мне в свое время нередко приходилось работать с девочками - поклонницами Сейлор Мун. С ними работать было очень легко, потому что в этом мультике заложена идея трансформации, мобилизации скрытых резервов психики, когда неприметная девочка быстро превращается в супергероиню, наделенную огромными возможностями. Для этого нужно только произнести магическую формулу: «Лунный кристалл, дай мне силу!» Примерно тому же мы обучаем маленьких и взрослых клиентов, не умеющих мобилизовать свои внутренние ресурсы, в техниках нейролингвистического программирования. Иными словами, этот мультсериал  закладывает программу превращения лягушки в царевну. Я точно знаю, что Сейлор Мун помогла многим девочкам преодолеть проблемы застенчивости, непопулярности, чувство неполноценности. А наша педагогическая задача состоит в том, чтобы вовремя помочь ребенку перевести стрелку с разрушения на героическое преодоление, потом на созидание и благоговейное удивление перед чудом вечно повторяющейся и неповторимой жизни.
 
   И, наконец, о пресловутых, многажды обруганных мамами и папами покемонах. Сразу выражаю сожаление, что этот сериал по своим техническим особенностям рассчитан не на взрослого человека, а на ребенка с его свежестью и быстротой восприятия нового. Мозг взрослого человека плохо успевает за стремительно развивающимися на экране событиями. Как уместно здесь вспомнить известное высказывание о пугающем контрасте между сияющим умом здравого ребенка и слабоумием среднего взрослого: в 5 лет – гений, в 17 – солдат… Какую грань мы перешли посередине?
 
   Я добросовестно посмотрела «Покемонов», но самую важную информацию мне удалось почерпнуть все-таки из общения с моими клиентами от 5 до 12 лет. Что же удалось узнать? Во-первых, покемоны находятся во власти могущественных тренеров, являются их карманными монстриками и закатываются в шарики - покеболы, когда они не нужны.
   Точь в точь, как наши дети во власти родителей, которые лучше знают, когда есть и спать ребенку и чем ему заниматься. Однако не все так плохо – на самом деле все дети отождествляют себя именно с покемонами, а не с их тренерами, и почти поголовно обожают одного из них – Пикачу, который прошел положенные покемонам несколько эволюций (превращений с приобретением новых качеств), и стал уже не подчиненным, а другом своему тренеру Эшу.

   Какую лучшую идею можно было бы пожелать для ребенка, как не идею эволюции, развития и достижения равенства с нами, взрослыми? Разве не об этом мечтают все родители и прочие воспитатели? Идея ступенчатой эволюции ребенка очень верна, т.к. и дети нам демонстрируют иногда потрясающие скачки развития после раздражающего нас периода застоя, бездействия. На самом деле люди подчиняются законам диалектики, а именно, закону перехода количественных изменений в качественные,  имеющего скачкообразный характер. Важно не потерять терпения в ожидании очередного качественного скачка.
 
   Может ли ребенок стать агрессивным и жестоким от просмотра мультяшного канала? Не будем ставить телегу впереди лошади. Вовсе не мультики провоцируют жестокость людей, а, наоборот, избыток агрессии, впитанной из жизни, сбрасывается у людей и при создании агрессивных фантазий и при их просмотре. Если мальчик вовремя наиграется в войну с игрушечными солдатиками, в которой он выплеснет свои обиды, страхи и боль, то впоследствии его освобожденный в игре и фантазии мозг сможет заняться продуктивной и творческой работой. 
 
   Почему иногда дети начинают предпочитать телевизор всему остальному? Основная причина в том, что нет в их жизни достойной замены, такой же интересной, яркой и увлекательной, как мультяшная жизнь. В мультике он черпает то, чего у него нет в его  реальной жизни, то, чего ему не даем мы в нашем общении. Поэтому, не лучший ли для нас всех выход будет состоять в том, что прежде чем категорически отвергать увлечение ребенка чем-либо новым и непонятным, будь то плохо воспитанный друг или сомнительный мультик, мы вместе с ребенком, рядом с ним, стараясь глядеть в одном направлении, обнаружим нечто важное для него. Дело в том, что дети очень хорошо, гораздо лучше взрослых (!!!), чувствуют свои потребности, обеспечивающие необходимое направление и темп их развития. И обходиться с ними нужно деликатно, иначе мы рискуем свалиться в яму отчуждения. Как это чуть не произошло в сказке о мальчике-призраке.
 
   МАЛЬЧИК-ПРИЗРАК

   У мальчика глаза днем были голубые, очень симпатичные, а ночью они начинали светиться, причем, один – ярко-голубым, а другой – ярко-оранжевым светом. Это пугало его родителей, с которыми ничего подобного не случалось, во всяком случае, они этого не помнили. Правда, сохранилось смутное семейное предание о какой-то дальней родственнице, у которой с глазами наблюдалось что-то похожее. Но поскольку эта дама явно не была подходящим примером для подражания, историю замалчивали.
   Еще глаза мальчика как бы фотографировали все, что видели, и он помнил все про то, что увидел однажды. И он знал очень много про своих родителей, такого, о чем им совсем не хотелось бы вспоминать. А также о тех вещах, которые мальчик узнавал на улице, и которые становились для него очень интересными. Например, ночной театр теней. Там тени разыгрывали целые представления, а мальчик подсвечивал их своими разными глазами. Получалось очень здорово, и он попытался показывать такие представления у себя дома, но родители перепугались и повели его к окулисту, чтобы он исправил эти странные глаза. Окулист прописал ему темные очки, но мальчик выбросил их и убежал из дома.   
 
   Он пришел в ночной театр теней, а там уже было представление и не хватало только его ярких глаз разного цвета. Публика собралась и хлопала в ладоши изо всех сил. Мальчик чувствовал себя почти что хорошо, только тело его стало каким-то слишком легким, а рука, на которую он случайно взглянул, полупрозрачной.
 Мальчик протер глаза и ощупал руку. На ощупь она была такая же, как прежде, но на вид оставалась полупрозрачной. Через нее было видно, как через затуманенное стекло. Тогда он тихонько ушел в тень, прикрыл глаза, чтобы его не было видно. И стал думать. А потом широко раскрыл свои светящиеся глаза и шагнул через стену. Это удалось ему с очень небольшим сопротивлением. Он, если бы захотел, даже мог бы остаться в стене. Вот это да! Некоторое время он экспериментировал со своими новыми возможностями. У него получалось все лучше и лучше проходить через стены, да и через что угодно. Он даже остался стоять на дороге, прикрыв глаза, чтобы не испугать  водителей автомобилей. Это было очень страшно – остаться перед мчащейся прямо на него машиной, но он приказал себе остаться, и машина промчалась сквозь него, лишь слегка оттолкнув назад. Он не мог уснуть до утра, проходя от здания к зданию, попадая в разные комнаты, видя спящих и бодрствующих  людей. 
 
   Однажды он пришел ночью в свой дом и увидел спящего отца. Мамы не было. Из разноцветных светящихся глаз мальчика-призрака полились вдруг обыкновенные, горячие слезы. Их было сразу так много, что одна из них капнула на лоб отца. Он от этого слегка вздрогнул, но не проснулся, а только увидел сон. А мальчик руками вытер слезы со своего лица. Если бы он видел себя со стороны, то очень бы удивился, потому что сейчас он выглядел точно так же, как все мальчики на свете – и глаза у него не светились, как два разноцветных фонаря, а стали просто заплаканными голубыми глазами. Потом слезы высохли, и мальчик стал вновь призраком, покинул дом своего отца. 
 
   А отец видел сон. Его сын играл в ночном театре теней, он был одной из этих теней, причем, явно  звездой спектакля. Отец даже восхитился этим зрелищем. Он бы и сам…, если бы хватило смелости в свое время… Но нет, его судьба уже определена. Только отчего же у его мальчика такой одинокий и невеселый, какой-то потерянный вид? Он рванулся к сыну из рядов зрителей, протянул к нему руки, чтобы обнять, согреть его, но сын растаял, просочился между его пальцами, исчез. 
 
   На следующий день отец вышел из дома поздно вечером и пошел искать театр теней, который он увидел во сне. Он ходил всю ночь и часто видел игру теней то там, то там…   Иногда ему казалось, что вот он – его мальчик. Но, приглядевшись, был в этом уже не уверен. Отец вернулся домой и лег спать. До утра оставалось уже совсем мало времени. 
   Он уснул, усталый и измученный, и ему приснились черные очки его мальчика. Они догоняли сына и хотели ослепить его. Сын убегал от них – маленький, испуганный, жалкий. А очки уже настигали его. Отец проснулся и вскочил. Утренняя заря уже смотрела в окно. Отец нашел темные очки своего сына и раздавил их. 
 
   На подоконнике сидел его сын.   
-  Спасибо, папа, я не мог этого сделать сам. 
   Утренняя заря осветила их голубые глаза, омытые светлыми горячими слезами. Отец обнял сына, и сын остался в его руках, он уже не мог и не хотел пройти сквозь них.

***
  Да, вот штука в том, что без нашей помощи детям сложно бывает стать для нас понятными. Хорошо, когда потребность эта обоюдная. Могу добавить, что герои нашей сказки на самом деле нашли возможность не опасаться друг друга.


Рецензии