Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 12

   Глава одиннадцатая
   ЗАЧЕМ ВАНЕ БАБА ЯГА?
   (непедагогическая история)

  «Стреляного воробья на мякине не проведешь» (рус. посл.)

- Да не нужна мне никакая баба Яга! – крикнет Ваня,  если вы попробуете спросить его об этом.
   Тогда почему этот малопривлекательный персонаж так живуч и столетиями не покидает фольклора всех народов? Ну, во-первых, потому что она существует на самом деле. Конечно, в метафорическом плане. Не верите? Тогда представьте свою любимую женщину в лучшие минуты ее праведного гнева. Похоже получилось? То-то.
 
   Во-вторых, потому что Ване без этого пугала проблематично будет ориентироваться в реальном мире. Долгое время я, как и многие другие, педагогически подкованные мамаши, была уверена, что детей пугать нельзя. Что у них от этого неврозы и недоверие к миру. Это была аксиома. До тех пор, пока ко мне на консультацию не пришла молодая женщина с трехлетним сыном, слишком энергичным и недостаточно послушным с точки зрения окружающих его взрослых. Слово за слово – выяснилось, что у мамы есть один надежный способ добиться от Вани взаимопонимания. Его нужно припугнуть бабой Ягой. В том смысле, что если маме придется уйти, а ты останешься (раз ты не хочешь идти), то придет баба Яга и заберет тебя. И, возможно, даже съест. Женщина выжидательно на меня смотрела, ожидая оценки ее метода. Чем-то очень старинным повеяло от ее рассказа, чем-то из глубины веков. Ну, как-то непопулярно нынче пугать ребенка, да еще таким обветшалым персонажем. Как в прабабушкиной сказке. А раньше ведь так и делали…
 
   И вдруг молнией взметнулось воспоминание – картинка. Наша собака Найда ощенилась и вела себя как самая лучшая в мире мать – исключительно заботливая и самоотверженная. Но вот к концу третьей недели у щенят открылись глазки, они начали ползать. И один из них заполз в непосредственную близость от мамашиной миски. Сначала мать обнажила верхний ряд зубов и предупредительно зарычала. Сын продолжал свои перемещения в прежнем направлении. Тогда мать коротко взрыкнула и слегка хватила его зубами. Щенок взвизгнул и подался обратно. Так же любящая мать поступала в каждом аналогичном случае, пока щенята не усвоили первое в своей жизни табу: «не лезь в чужую миску, если хочешь остаться цел».
  Сначала такое поведение явно заботливой мамаши удивило меня, но потом я вспомнила, что для любой собаки ее миска с едой является исключительно высокой ценностью, что она рычит на собственного хозяина, если он посягнет на ее миску во время еды. Мне стало понятно, что таким образом наша Найда научила своих детей первым правилам поведения в большом мире, где каждый защищает свою кормушку  и при этом может быть не столь деликатен, как мать.
 
   Чем младше ребенок, тем в большей степени к нему применимы законы этологии – науки о поведении животных. Что сообщает мать, когда грозит маленькому упрямцу бабой Ягой? То, что без нее он может подвергнуться опасности – какой угодно. Обманывает ли его при этом мать? Вовсе нет. Откуда мы знаем, что может прийти в голову маленькому ребенку, который остался один? Его собственный опыт еще слишком мал, чтобы качественно ориентироваться за пределами игровой площадки. 
 
   А если Ваня  не поверит маме, что придет баба Яга, то увидеть ее все же придется, т.к. он своей непокорностью пробудит в маме доисторическую и бессмертную бабу Ягу. Он увидит, как добрая, ласковая мама в какие-то несколько секунд как по волшебству  превратится в разъяренное чудовище с вытаращенными глазами, разинутым ртом и сжатыми кулаками. А ночью ему приснится вовсе не злая мама, а баба Яга. Детям не хочется смешивать животворный образ мамы с той злодейкой, в которую она иногда превращается. Злой образ отчуждается, переходит в область снов. 
 
   Можно не пугать ребенка заранее бабой Ягой. Тогда получается, что мама превратится в нее без предупреждения. А это, согласитесь, не каждый выдержит. Уж лучше честно предупредить.
  Помню девочку лет пяти, которая ночью просыпалась в страхе, узнавала бабушку, просилась к маме, а когда мать брала ее на руки, в ужасе кричала: «Где моя мама?».  Напрашивался подтекст: «Где моя добрая, ласковая, настоящая мама?» Женщину,  которая вынужденно и с раздражением брала ее на руки, она не узнавала.
 
   Возникает 2 вопроса:
1. Стоит ли на самом деле пользоваться припугиванием, и если да, то как?
2. Как мамы доходят до жизни такой, что становятся бабой Ягой?
 
   На первый вопрос я себе ответила утвердительно. Потому что бывают ситуации, когда никакие средства не помогают – ни уговоры, ни переключение внимания, ни объяснения, ни подкуп (в психологии есть более симпатичный термин – оперантное обусловливание, т.е. предупреждение: если ты сделаешь так, то получишь то-то). А вам совершенно необходимо выйти с ребенком из дома, одеть его и т.д. Вам все равно не удастся остаться кроткой голубкой. Все равно рано или поздно вы взбеситесь (аж самой себя страшно бывает) и явление бабы Яги может шокировать непредупрежденного ребенка. Если мать предупредила, то этим самым протянула ребенку руку помощи: со мной безопасно, держись ко мне поближе. Только здесь очень важно подразумевать собственную установку: пока ты маленький. И бабок Ежек боятся только малыши. 
 
   А откуда мамки такие злые берутся? Да все на той же фабрике, откуда приносят всех карапузов. Для меня когда-то огромным облегчением было узнать, что время от времени гневаются все матери, что время от времени все ненавидят своих детей, столь же пылко, как и любят, а на самом деле жизнь готовы отдать за них. Это две стороны медали неравнодушия, небезразличия, признания большой значимости кого-то в нашей жизни. Ну, будем ли мы долго сердиться на чужого, не интересного нам человека? Мы его просто очень быстро забудем. Мамы (и папы, незаслуженно забытые в этой главе) когда-то в своем детстве научились от своих родителей разнообразному проявлению своих эмоций и в своем родительстве автоматически воспроизводят старые привычки.
 
   У Григория Остера (одного из моих любимых детских писателей) есть «Кулинарная книга Людоеда», где он описывает десятки смачных блюд из маленьких трусишек, плакс, наглецов, хвастунишек, растерях и т.д. Остер предлагает детям один надежный способ справиться с Людоедом – найти в нем какой-нибудь недостаток, например, спросить:
- А ты руки перед едой помыл?
   Никакой уважающий себя Людоед после этого вас есть не сможет. Вы можете вылезать из тарелки и идти по своим делам.
   А что же делать с не уважающим себя Людоедом? 
   Я представила себе Людоеда. Он ест детей поедом, но никто еще не встречал полностью съеденного Людоедом ребенка. Зато по свету ходит великое множество недоеденных, недопиленных, недогрызенных, без ножа зарезанных детей. Людоедство столь же заразительно, как вампиризм – недоеденные Людоедом жертвы начинают людоедствовать сами. 
 
   Я рассказывала об этом Людоеде в своих детско-родительских группах и просила детей придумать способы, которыми можно справиться с не уважающим себя Людоедом. От их ответов у родителей начинали вытягиваться лица (они–то уже узнавали себя, а дети, не подозревая подтекста, шпарили свои способы). Тут были: и убью, и зарежу, и ножку подставлю, и ловушку устрою (в том смысле, что пусть сам заплачет, как маленький – тогда сам себя пусть и ест). Великий и ужасный Карлсон (который живет на крыше) добавил бы к списку способов свое низведение плюшками и привидениями и дуракаваляние (которыми он рассчитывал в три счета поднять на ноги прихварывающего дядю Юлиуса, а поднял на ноги весь дом). Дети постарше и с опытом любви догадывались, что Людоеду можно показать зеркало, чтобы он себя увидел, пожалеть его, рассмешить его, превратить его в кого-нибудь другого, неопасного (как в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах», а заодно перечитайте приключения Гарри Поттера, где юных волшебников учат укрощать вризраков). Тут родители снова начинали дышать, их глаза прояснялись. А то ведь вот до чего собственных детей довели. 

    Причем, прямую агрессию по отношению к родителям дети старше 4-х лет проявляют далеко не по полной программе, ведь они не могут жить без их любви и защиты. Большая  часть этой агрессии достается по механизму перемещения кому-нибудь послабее или запихивается внутрь собственного организма – ребенку приходится «есть» себя самому, т.е. возникают различные нарушения внутренней регуляции и питания тканей и органов, так называемые психосоматические болезни (нейродермит, бронхиальная астма,  аллергозы, язвы и дискинезии пищеварительного тракта и т.д.). 
   
   И вот теперь мы, наконец, достигли существа вопроса. А что же Ване и его родителям делать, если превращение состоялось,  причем,  ребенок явно не собирается задерживаться в жертвах и сам готов тебя съесть? Налицо два Людоеда, или, если хотите, пауки в банке. Идет эскалация агрессии, страсти накаляются. Как перевести стрелку отношений? Кто первый перестанет пугать? Кто умнее? 
   Никогда не забуду маму Аню и сына Сашу. Они показали на занятии группы, как у них происходят ссоры. Причем, у мамы, женщины очень артистичной, сразу возникла музыкальная метафора из песни:
- Ой-ой! Больше вселенной горе мое! (в начале ссоры)
- Ой-ой! Больше вселенной счастье мое! (в конце ссоры)
 
   Тогда я вспомнила русские народные сказки, в которых Иван встречает в лесу избушку на курьих ножках, которая вертится и не собирается его впускать, пока Иван не произносит магических слов: «Избушка-избушка! Встань к лесу задом, а ко мне передом!» И избушка всегда слушает его. Потому что Иван верно угадал, что ее можно об этом попросить, что она сможет его впустить. 
   Ваш ребенок может со временем догадаться, как развернуть двуликую маму человеческим лицом к себе, если вы, выходя из себя, не забываете вернуться обратно, даете ему понять,  что ваша любовь гораздо сильнее приступов злости,  что ваша избушка готова развернуться к нему лицом. 
   Для меня этот принцип отношений – разворот ролей - стал правилом избушки (или стрелочника). Вы, конечно, можете не согласиться: ну, зачем же избушка,  ведь в ней же баба Яга сидит? Тогда вспомним продолжение сказок. Да, именно баба Яга. Причем сначала грубая и злонамеренная. Она у Ивана спрашивает: «Дела пытаешь, али от дела лытаешь?» Но Иван знает правила традиционного гостеприимства, которые даже старая колдунья не может нарушить, и произносит следующие магические слова: «А ты, старая, сначала добра молодца накорми, напои, в баньке попарь, а потом и расспрашивай!» Баба Яга смекает, что путник – тертый калач и щи не лаптем  хлебает, проникается к нему уважением и… начинает помогать ему. 
 
   Так, если в вашем доме принято встречать вошедшего по правилам гостеприимства, а потом уже требовать дневник с оценками или зарплату, то и ваш Ваня обязательно научится с чувством собственного достоинства любую бабу Ягу превращать в свою помощницу. Это я называю правилом Ивана-царевича.
 
   Дальше мы столкнемся и с другими правилами нашего общежития. Они не сейчас придуманы и не нам их отменять. В народных сказках, мифах и пословицах закодирован настоящий свод тех правил, которые регулируют важнейшие стороны наших отношений. Мало того, в них заложены все важнейшие образчики ролевого поведения, которые К.Г. Юнг назвал архетипами. За незнание их или пренебрежение ими мы расплачиваемся горем и несчастьем. 
 
   Однако, эту главу еще рано завершать. Потому что существует Психимора - персонаж семейной трилогии Эрве Базена «Семья Резо». Вот ее не стоит путать с бабой Ягой. Если баба Яга несет в себе амбивалентность и выступает не столько в качестве страшилки, сколько реального помощника героя и испытательного полигона, то Психимора олицетворяет слепую стихию власти над собственными детьми, которая уродливо деформирует детей, и им в силу привычки порой уже не обойтись без постоянного заряда взаимной ненависти. Эта ненависть становится питательной средой развития, единственным привычным обстоятельством. Без Психиморы, без военных действий с ней, жизнь становится пресной. «Возможно, вы  этого не поймете, но я скучал. Конечно, нас принимали и угощали по-королевски, мы пользовались полной свободой с утра до вечера, в нашем  распоряжении  были теннисный корт, лодка, бильярдная, многочисленная   челядь. Но все развлечения были разрешены официально и не имели прелести запретного плода. Психимора не дрожала от злости при виде их. Фреди, по-видимому, не очень-то разделял мои чувства на этот счет.
   - Старуха лопнула бы от злости, если бы видела, как мы тут живем, -  то и дело твердил я.
   - В кои-то веки мы избавились от нее, а ты то и дело поминаешь эту ведьму! Ты все время ее ругаешь, а вроде как не можешь обойтись без  нее,  честное слово!
   И в самом деле! Играть с огнем, вертеть в руках гадюку - разве  это не было с младенческих лет самой любимой моей забавой? Психимора  стала  мне необходимой, как пенсия для калеки, живущего своим убожеством».
 
   Подобные Психиморе мифологические персонажи плодили только подобных себе чудовищ: скандинавский Локи, съев сердце злой женщины, породил вместе с одной великаншей трех чудовищ – мирового змея Ёрмунганда, волка Фенрира и владычицу царства мертвых, Хель. Все эти чудовища выступят на стороне сил Хаоса и разрушения во время Рагнарёка – конца света.


Рецензии