Родом из детдома
Мама для Аленки
- Им всем хочется иметь семью, - объясняет директор детдома М.М. Протасова. – Первое врем, когда дети попадают сюда, они едят, едят, едят… Месяц-два прошли, они забывают об ужасе, из которого их зачастую привозят, привыкают к свежим постелям. И тогда начинают спрашивать: «А почему моя мама не идет?.. Как, например, шестилетний Алеша. Первый вопрос, как только заходишь в группу: «А вы мне маму нашли?..» В детдом он попал совсем маленьким. Но в последние три года, особенно после того как удочерили одну из девочек, желание попасть в семью для него стало доминирующим. Мария Михайловна отвечает, что ищет. Но не абы какую, а хорошую. Однажды, не дождавшись, Алеша привел с улицы «папу», которого нашел на детской площадке. Пришлось объяснить, что дяденька «просто пошутил».
Но иногда дети не принимают потенциальных родителей. Отказываясь идти в новую семью… Аленку привезли из дома ребенка в три года. В день рождения к ней пришла мама с подарком - красивым платьем, которое оказалось девочке велико. Мамочка завернула подарок и со словами «Ну ладно, я принесу его в следующий раз» ушла. Прошел год, другой… Девочка ждет, а мамы все нет. В итоге бесшабашную мамашу лишили родительских прав. Наконец на ребенка появилась претендентка – молодая симпатичная брюнетка. Но она так была не похожа на родную мамочку – блондинку от природы, что девочка уперлась: «Не пойду!» И дождалась все-таки такой же светловолосой, как мама. Во время предварительной встречи будущая мама произнесла: «А я тебе платье привезла». Девочка, проворно соскочив со стула, бросилась к ней: «Мамочка!» А через несколько лет в кабинете директора детского дома раздался звонок: «Мария Михайловна, вы меня помните? Я мама Аленки. Не скажете, где сейчас моя дочь? Дело в том, что я вышла замуж. Но у меня никогда не будет больше детей. Помогите мне ее найти!..» Подобных историй на памяти Протасовой великое множество…
Одна семья – 90 детей
Когда в 1985 году началась горбачевская антиалкогольная кампания, количество брошенных детей детишек резко сократилось. А с ее прекращением кривая статистики опять поползла вверх, И если в начале 90-х в группах было по десять детей, то позже они укомплектовывались до двадцати! Это детдомовских-то детишек! У каждого из которых сложная жизненная ситуация. Каждому нужно особое внимание, забота. Открывшийся на втором участке в феврале 1960 г детский дом принял 67 ребятишек от трех до семи лет. А в новое здание на Яграх в 1983-м переезжало уже 165 детей. Работники детдома (девять женщин и трое мужчин: электрик, слесарь, сантехник) весь скарб перетащили на себе. Да комсомольцы с «Арктики» помогли. Штат был тогда не укомплектован, даже заместителя Марии Михайловне не полагалось иметь. На 165 детей одна медсестра (сейчас на 94 ребенка их четыре). Рабочий день директора – круглые сутки.
- А как пили! – вспоминает Протасова. – Звонят: «Мария Михайловна, дети не слушают няньку. Она пьяная!» Я – на такси и сюда. В любое время дня и ночи. Детдому в то время, конечно же, очень помогал исполком. Мы всегда ощущали заботу, внимание.
Раньше детдом был под крылом городской администрации, а теперь – областной. И если последние десять лет они всей большой «семьей» выезжали на лето в лагерь, то теперь могут отправить отдохнуть только 50 человек, и то на две смены.
- Город бы не позволил такого, - сетует Протасова. – Будем, конечно, ходить на море. В турпоходы с маленькими, некоторых заберут дедушки-бабушки…
Помогают, кроме государства, спонсоры. И просто добрые люди. Зимой незнакомая женщина, назвавшаяся Натальей Леонидовной, подарила 20 новых курточек. Из «Северного сияния» безвозмездно привезли красивые брюки, шелковые кофточки., Когда Мария Михайловна поинтересовалась, от кого подарок. Ей ответили, что это неважно. Главное, чтобы он детям достался. Шефы, женсовет «Звездочки», недавно старшекласснице в день рождения подарили белые джинсы, о которых та мечтала. Профком «Звездочки» оплатил детям путевки в зимний лагерь. Второй год детскому дому переводит треть своей зарплаты известный в городе бизнесмен В. Крупчак. В прошлом году на эти деньги купили три компьютера, оргтехнику.
Сейчас в Северодвинском детском доме 90 детей, 39 из них школьники, остальные – малышня. В прошлом году было еще пятеро «семейных» детей, то есть таких, которых родители или близкие родственники отдают сюда на время, чаще на год, пока не уладят свои проблемы (устроятся на работу, решат жилищный вопрос). Если через оговоренный срок детей не забирают, решается вопрос о лишении родительских прав и продлении срока проживания ребенка в детском доме. К слову, если родители в тюрьме, родительских прав не лишают. А дети ждут своих непутевых пап и мам, представляя их самыми лучшими. Веря, что, как только те вернутся, заберут их к себе. И жизнь станет удивительна и прекрасна…
Американское счастье
Рита попала в детдом в три года, после того как мама отбыла в места не столь отдаленные, Родительница в представлении ребенка ассоциировалось с чем-то светлым и красивым. Девочка страстно ждала ее возвращения. Когда Рите исполнилось девять, наступил этот момент. В детский дом пришла худая, потертая жизнью, с испитым лицом неопрятная женщина. Мария Михайловна пригласила девочку. Рита, запыхавшись, влетела в кабинет. Но, увидев чужую некрасивую женщину, попятилась: «Это не моя мама. Умоляю вас, не заставляйте меня идти к этой тетеньке!..» На этом контакт мамы с дочкой закончился. Сейчас Рите 12 лет. Она способная, артистичная и очень хочет, чтобы ее забрали в семью. В прошлом году удочерили троих (двоих за рубеж). Россияне выбирают здоровых детей. А иностранцы могут взять и не совсем здорового ребенка. И как правило не противятся его общению с биологическими родителями и родственниками. Дети, попадая за границу, поначалу скучают, но, если все хорошо, быстро адаптируются.
В 2000 году американская чета удочерила первоклашку Сашу. Девочка попала в порядочную семью, прижилась. Написала, что учится нормально, занимается спортом. Бабушка собиралась к внучке в гости, но умерла. Нынешние Сашины родители не против встречи с ее биологическими мамой и папой. Но отца у Саши нет, а мать сидит за убийство… Совсем недавно еще одна девочка обрела родителей–иностранцев. Полина ездила в Америку в лагерь (отдых детей спонсировала американская благотворительная организация «Кидсейв»), где и познакомилась с супружеской четой, ставшей ей впоследствии родителями. Они очень подружились и при расставании буквально рыдали. Девочка весь год ждала от своих новых друзей весточки. Она занималась танцами, пением, старалась учиться отлично – ей очень хотелось заслужить их внимание. И вот супруги приехали за ней. Девочка, за свою маленькую жизнь не видевшая ласки, буквально замирала, стоило только новой маме прикоснуться к ней. Полина из многодетной семьи (восемь детей), пьющие родители лишены родительских прав. Остальные семеро детей – в реабилитационном центре «Солнышко».
Мой дом – детдом
Детдомовские ребята в городской толпе ничем не отличаются от остальных Только вот взгляд у них совсем взрослый. Даже у тех, которые поступают сюда совсем маленькими. В штате детдома четыре логопеда, психолог, два социальных педагога (отвечающих за сохранность имущества, решающих все судебные вопросы: по восстановлению родительских прав, назначению пенсии, дальнейшему устройству в учебные заведения. Педагоги готовят детей к взрослой жизни, стараясь дать им необходимые правовые знания по психологии общения, бытовые навыки. Ведь это только кажется, что детдомовские дети взрослее домашних. Не имея опыта семейной жизни, они не искушены в житейских вопросах. До достижения совершеннолетия дети живут в детдоме, а затем каждому выделяется городской администрацией комната в коммуналке (если не осталось жилья от родителей).
Несколько лет назад бывший воспитанник, мальчик из Архангельска, Артем после возвращения из армии получил комнату. Женился, жена забеременела, и бывший воспитанник обратился за помощью в детдом. Социальный педагог О.В. Стеблецов помогла составить парню исковое заявление в суд. И недавно директор с педагогами были приглашены на новоселье и рождение сына их бывшего воспитанника. Теща Артема, вспомнив свое детдомовское прошлое, сказала, что их били. На что Артем удивился: «Ну не знаю, нас никогда пальцем никто не тронул!»
Это так. Самым большим наказанием для детей здесь считается лишение просмотра телепередач. Никто из педагогов ни разу не то что не позволил на детей руку поднять, но даже голос повысить. Конечно, негласное табу исходит, в первую очередь, от директора. Со всеми житейскими проблемами дети идут к ней как к родной маме, делясь сокровенным. Под стать директору и весь коллектив. Скоро выпускники выпорхнут за стены ставшего родным детского дома. Но всю жизнь они будут возвращаться сюда. Зимой в кабинет директора вошел молодой мужчина с огромным букетом цветов. Мария Михайловна с трудом узнала в бравом капитане третьего ранга своего бывшего воспитанника Андрея. Которого в семилетнем возрасте отправили в Ленинградский музыкальный детский дом им. Римского-Корсакова учиться музыке. В марте он опять позвонил ей: «Так хочется увидеть вас всех!» Пообещал приехать в сентябре на 45-летний юбилей детского дома…
P.S. Мария Михайловна Протасова заслуженно несет звания: «Ветеран труда», «Заслуженный учитель Российской федерации», «Отличник народного просвещения». Решением исполнительного комитета Северодвинского городского совета народных депутатов от 3 августа 1988 г № 188 Протасовой М.М. присвоено звание «Почетный гражданин Северодвинска».
2005 год
Свидетельство о публикации №220122101162