Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 13
ГРЕБЕШОК ДЛЯ ЛЕСНОГО ДУХА
«Если не будете как дети, не войдете в Царствие небесное» (Из Евангелия).
В этой главе продолжение темы детских страхов. Эту историю я когда-то давно прочитала в сборнике НФ - рассказов. С тех пор она больше мне не попадалась, а автора я не запомнила. А память о ней осталась настолько сильная, что не было другого выхода, кроме как написать ее заново.
Стук-стук-стук. Мячик отскакивал от стенки звонко и ритмично. Потом стук стал реже, тише, пока не прекратился совсем. Элли грустно уставилась на яркий красно-синий мяч, смиренно лежащий на полу. Играть опять было не с кем. Пятилетняя Элен, Элли, как все ее звали, была на научно-исследовательской базе Венеры единственным ребенком. Это было против всяких правил, но и мать и отец работали на этой базе, и не мыслили себя ни без работы, ни без ребенка. Так Элли стала полноправным жителем базы. Отец Элли работал ученым-геологом и изучал образцы венерианской почвы и минералов, а мама - врачом. Работы было очень много, так что заниматься с девочкой у них почти не оставалось времени. Впрочем, нянек у нее хватало. Девочку на базе любили и баловали, так что она свободно ходила по территории базы и всем задавала бесчисленное множество уморительных вопросов, которые взрослые не сразу понимали. Увидев как-то на экране телевизора озеро и узнав, что оно совсем недалеко отсюда, она спросила у дежурного наблюдателя, Джека Уиллсона:
- А это море плавное?
- Какое - какое? - не понял Джек.
- Ну, в нем можно плавать или нет?
Как-то раз на базе произошел небольшой пожар в служебном помещении. Его быстро потушили, никто не пострадал. А на следующий день Элли стала выспрашивать у мамы:
- А тарелки в огне не горят?
- Нет, не горят, - ответила мама.
- Это хорошо! - обрадовалась девочка, - значит, в любой пожар можно выбегать без тарелок!
Одним словом, Элли исправно развлекала весь народ на базе. Росла она шустрая и жизнерадостная, одно только плохо - все ее друзья были слишком высокого роста и слишком заняты. Элли мечтала о друге, с которым можно было бы играть все время. По вечерам она смотрела из своей кроватки на светлый прямоугольник окна за полупрозрачными шторами. На нем метались от ветра тени ветвей диковинных местных деревьев. Это завораживало и даже пугало. Но мама подходила вместе с девочкой к окну и показывала ей, отдернув шторы, деревья, от которых происходили такие странные тени. Потом, засыпая, Элли видела на подоконнике маленьких зеленых человечков. Они строили большой дом, потом Элли шла к ним в гости. С ними было так весело и интересно! Днем девочка рисовала про них картинки в своей тетрадке - получались целые истории. Родители озадаченно посмеивались над этими забавами своей дочки, но не запрещали девочке верить в зеленых человечков. Странные они были люди - похоже, что им и самим хотелось встретить кого-то еще невиданного, а иначе зачем бы им забираться на Венеру, в полную неожиданностей и опасностей жизнь, когда можно было остаться на мирной, предсказуемой Земле.
Элли росла почти без запретов, кроме единственного - не выходить за пределы базы. Жизнь на Венере еще только изучалась. Ее формы очень сильно отличались от привычных земных. Уже двое сотрудников погибли в поединке с планетой. А события последних двух месяцев наполнили тревогой и печалью сердца всех живущих на базе. Сначала нашли Мэта Дэннохью в ста метрах от ограды лагеря - почти без признаков жизни, практически без пульса и давления, с остановившимся, полным ужаса, взором. Медицинская помощь, оказанная мамой Элли, вернула жизнь в его тело, но в глазах так и не появилось проблеска разума. С первой же транспортной ракетой Мэта отправили на Землю. Следующим был Тим Хэррис. Он дополз до лагеря сам, и его удалось привести в сознание, но память на происшедшие с ним события так и не вернулась. Тима тоже отправили на Землю. Никаких физических повреждений у пострадавших не было обнаружено. Казалось, они испытали невероятный по силе ужас, от которого не смогли оправиться.
Малышку Элли тщательно оберегали от этих печальных новостей, благовидно объяснив отсутствие ее знакомых. Поэтому, когда обнаружилось отсутствие девочки в лагере, была поднята всеобщая тревога, и на поиски ребенка немедленно отправились несколько групп, одну из которых возглавлял отец Элли. Мать, почти одуревшая от страха за дочь, осталась в лагере, чтобы оказать немедленную помощь, когда ее найдут. Если найдут...
Денек выдался на славу - ясный, солнечный, не слишком жаркий. Венерианские птички жизнерадостно посвистывали, цветы восхитительно пахли и приглашали прикоснуться к себе, но люди уже знали хищные повадки некоторых и держались от них подальше. Поиски продолжались уже около двух часов. И никаких следов девочки... Группы каждые пятнадцать минут связывались друг с другом по радио, прочесывая местность по квадратам. Напряжение у людей росло, тревога готова была перерасти в панику. Казалось, ужас излучал сам лес, и только развитое чувство долга и уверенность в товарищах помогали сохранять людям присутствие духа.
- Она! Элли, девочка! - раздался крик Дженни, радистки.
И тут уже вся группа увидела выходившую из леса девочку. Она выходила спокойно, на лице у нее была довольная улыбка. За руку она вела низенькое существо, сильно смахивавшее на картофелину, на коротеньких ножках, с большими светлыми глазами, с интересом и удивлением уставившимися на людей.
- Папа! - девочка кинулась к отцу, - Посмотри, кого я нашла! Это, наверное, лесной дух! Он прятался под кустом и сначала меня боялся, и он был такой лохматый! А я его уговорила не бояться и причесала своим гребешком. Видите, какой он стал красивый!
И тут все увидели, что длинные тонкие отростки на голове лесного чуда собраны на затылке в хвостик и завязаны красной ленточкой Элли. Существо, прячась за девочку, с любопытством осматривало людей и, видимо, убедившись в своей безопасности, совсем вылезло вперед и позволило себя рассмотреть.
Радость в лагере была двойная - ребенок оказался жив и здоров, да еще открыли новую форму жизни, наделенную хоть и примитивным, но разумом. С лесным духом удалось установить контакт и понять назначение отростков на голове. Они несли функцию защиты, служа антеннами, принимающими эмоцию страха предполагаемого врага и передающими ее обратно, тысячекратно усиливаемую мозгом этого странного существа.
Элли ничего об этом не знала. Она просто очень хотела найти себе друга и нечаянно связала своим бантом его оружие...
Мама и папа девочки научили дочку одной важной вещи – идти к неизвестному не со страхом, а с почтительным интересом. Почтительным – потому, что твой контактер может испугаться сам и стать опасным. Как котенок может поцарапать слишком решительно гладящего его ребенка, еще не знающего, что сначала нужно познакомиться, а потом приближаться.
А так как люди растут и меняются, то даже с самыми близкими нужно каждый день знакомиться заново. И почтительно. Особенно, если это твои собственные мама и папа или твой собственный ребенок. Тогда не нужно будет их бояться.
***
Что же делать, если страхи все же угнездились в душе ребенка? Иногда ничего не нужно делать, потому что большинство психически здоровых детей придумывают себе различные игры и фантазии, которые помогают им победить свои страхи в символической форме. Они, например, ходят в темноту с фонариком или быстро бегут через весь коридор, чтобы зажечь свет ночью в туалете. Они берут свой новый автомат и отправляются с другом в подвал. Рассказывают друг другу страшные истории, смотрят страшные мультики.
Но не всегда ребенок способен придумать себе целительную сказку или игру, иногда он нуждается в спутниках, товарищах по путешествию в страну превращений. Особенно когда именно в нарушениях отношений с такими вот значимыми людьми лежит корень его болезней. В таком случае ребенку бывает необходимо совсем чуть-чуть помочь, чтобы он смог поверить в свои силы творца нового мира, нового самого себя. Для этого родители приводят ребенка к детскому психологу, а хитрый психолог оставляет родителей на сеанс совместной семейной терапии ребенковых проблем. Потому что более эффективных и качественных способов помочь детям, чем семейная терапия, нет.
Вот как однажды восьмилетняя Танюша, которую привели с сильными страхами темноты, одиночества вплоть до зрительных иллюзий в виде особо страшных для детей зеленых глаз, строила сценарий своего выздоровления. Эта девочка была очень застенчива и неуверенна в себе. Ее привели очень заботливые и интеллигентные родители, уровень тревожности обоих зашкаливал даже на глазок. Они без каких-либо вопросов приняли участие в совместной работе. А Таня была допущена за ширму в сокровищницу кукольного театра и произведена в должность сценариста и главного режиссера, и каких ей угодно актеров одновременно. А все остальные, включая вашу покорную слугу, были ее помощниками и исполнителями. Таким образом, Танюша придумала историю, которую с нашей помощью сначала показала над ширмой, а потом вместе со своей мамой записала и передала мне на память.
СКАЗКА О ВАСИЛИСЕ, ЕЕ ТИГРЕНКЕ, ИХ ДРУДЬЯХ И ЗЛОМ ВОЛШЕБНИКЕ
Жили-были бабушка, дедушка, их внучка Василиса и тигренок. Однажды бабушка и дедушка собрались на рынок. Василиса попросила купить ей красную ленту и конфеты и спросилась у бабушки погулять. Когда она пошла погулять, тигренок остался один дома. Ему было очень скучно. А тем временем к дому подошел злой волшебник и притворился добрым. Он позвал тигренка поиграть с ним, а сам схватил его. Когда Василиса пришла домой, она стала искать тигренка и не нашла его. Рядом с домом она увидела лису и спросила ее, не видела ли она тигренка. Лиса сказала, что тигренка она не видела, но заметила известного ей злого волшебника, который очень хорошо умеет притворяться добрым. «Наверное, - сказала лиса, - это он взял тигренка в свою пещеру».
Василиса спросила, не знает ли она, где живет этот злой волшебник. Лиса ответила, что сама не знает, но есть одна умная девочка, которая это знает. Она обещала проводить Василису до половины пути, а там можно будет спросить у зайца. Василиса сказала, что она боится уходить, потому что ее потеряют бабушка и дедушка. Лиса обещала их предупредить. Василиса пошла с лисой к умной девочке. Она износила много каменных туфель и сгрызла много каменных хлебов в пути. Когда она дошла до середины пути, то встретила там зайца, который рассказал ей, как идти дальше и попросился идти с ней. Когда они дошли до умной девочки, та им рассказала, что скоро они увидят огромное дерево с трещиной, в которую нужно будет зайти, а там будет пещера, и надо будет подождать, чтобы злой волшебник посмотрел, кто там пришел. В это время нужно будет быстро шмыгнуть направо по тайному ходу. А потом уже нужно идти прямо, а потом опять направо. Дойдете вы до трона, а там стоит волшебный посох. Стукнете им тихонько по головам черепах и лягушек, находящихся там, в пещере – и они превратятся в людей. Когда волшебник придет туда, вы спрячетесь и внезапно стукнете его по голове. Ну, а потом чары разрушатся – и он превратится снова в доброго человека.
Когда Василиса и заяц пришли туда, они все так и сделали. Лягушки и черепахи превратились в людей, а злой волшебник был, оказывается, дедушкой Василисы. Когда они все вернулись домой, он рассказал, как все это получилось. Однажды он нашел красивую палочку и случайно задел себя по голове. И превратился в злого волшебника. Он не хотел делать зло, но не смог сопротивляться злым чарам. Теперь они взяли к себе домой тигренка, которого нашли, и зайца. Они отблагодарили лису и девочку. А умная девочка напомнила, что посох надо замуровать, чтобы его никто не нашел. Так они и сделали. И стали жить-поживать, и добра наживать.
***
Сказка исключительно интересна в плане анализа, она буквально нафарширована мощной символикой, а, главное, механизмом трансформации через приход в страшное место, обитель зла и вместе с тем некий инкубатор живых и вполне позитивных существ. В том числе и она сама подвергла себя этой инкубации и новому явлению из места рождения, каковые обычно символизируют пещеры и прочие емкости. Огромное дерево архетипически представляет из себя мировую ось, соединяющую все миры и времена. Все глобальные изменения происходят именно на этой всемирной оси.
В ходе работы Таня имела вполне убедительное улучшение своего состояния, ведь она расколдовала свой страх. И она сделал это сама. Мы - все остальные, лишь охотно участвовали в ее мистерии развития.
Эта глава получается объемная, потому что страхи являются львиной долей детских проблем. И взрослых тоже. Поэтому она будет неполной без истории о Ксюшином червячке. Также как и Танина история, Ксюшина произошла уже порядочно давно – лет 6-7 назад. Так вот, Ксюша была крайне застенчивая девица десяти лет. При волнении начинала сильно заикаться, нормально себя чувствовала только с узким кругом самых знакомых людей. Поражала своим богатым воображением, хорошо рисовала и сочиняла по своим картинкам истории. Поэтому она предпочла для совместной работы рисованный спектакль. Себе она выбрала роль червячка, а нам с мамой разрешила выбрать любые роли. Я выбрала роль курицы (Катька-растрепка), а мама стала уточкой. Сначала Ксюша не решалась начать свою историю на словах, но согласилась ее написать. Вот что из этого получилось.
«Я – червячок, живу в лесу. И теперь попал в деревню. И не знаю, что в деревне есть. Ой, кто это? Это люди. Ну, ладно, я пошел. Кто это за мной идет? Какие-то две птицы, Пожалуйста, не ешьте меня! Ой, ай-ай-ай! Я напал на колючки, спасите, вытащите меня из этих колючек!
А потом мы все же решили поставить наш спектакль. Сначала червячок долго не мог начать свою историю, хотя ему это полагалось сделать, т.к. он вытянул короткую спичку (так было решено по общему согласию). Тогда Катька-растрепка, потеряв терпение, сама явилась к червячку и начала шумно рассказывать о себе и расспрашивать червячка. Он прикрылся вторым листом бумаги и, осторожно выглядывая из-под него, объяснял, что у него все нормально, живет он в норке и в лесу у него есть друзья. Потом появилась утка и начала с ходу набиваться червячку в друзья, на что червячок совсем спрятался под лист и на время перестал общаться. Тогда утка с курицей решили, что дружба так вот сразу не бывает, особенно между такими персонажами, как червячок и всеядные птицы, которые питаются в том числе и червячками. Они решили, что сначала нужно быть уверенными друг в друге, что тебя не съедят. К этим рассуждениям червячок начал, видимо, прислушиваться, потому что показался из-под своего листочка. Катька-курица объявила, что они с уткой сыты и не собираются проглотить его, а он какой-то больно затейливый, необычный червячок. Уж не из тех ли он червячков, которые имеют обыкновение закукливаться и потом превращаться в кого-нибудь потрясающе прекрасного – бабочку или рыбку, или жука майского или вовсе кого-то нам неизвестного?
Червячок в ответ таинственно улыбнулся и вид у него был столь многозначителен, что подружки поняли: так оно и есть. Не червяк, а принц заколдованный! Или даже принцесса! Как это романтично!
А тем временем курица и утка вспомнили, что у них на дворе цыплята и утята остались, а где-то рядом ворона-обжора живет и только ждет, чтобы малыши без надзора остались. А как узнать, есть опасность или нет? Летать обе разучились. Что делать? Тогда они спросили у червячка, не может ли он летать или хотя бы лазать по деревьям.
- Лазать умею, - скромно ответил червячок.
Тогда обе подруги начали умолять его об огромном одолжении – забраться на дерево и посмотреть – где ворона. Тогда червячок уже без признаков страха залез на дерево и сообщил, что вороны нигде не видно. Тогда утка и курица решили все же идти домой, пока все спокойно. На прощание все же решили продолжить знакомство. И червячок был не против. К этому времени он совсем вылез из-под своего листика.
Это была совсем небольшая работа со сказкой, в ходе которой Ксюша дала нам понять, что ее состояние вовсе небезнадежно, что в ее внутренней программе заложено представление о доверии и возможности дружить.
Свидетельство о публикации №220122101203