Борода
Часто мечтаю о встрече с друзьями... Встретившись, мы бы ярче оживили краски этой байки о нашей заводной, весёлой молодости.
Входит в ординаторскую пациент за выпиской. Первая половина обычного дня, между утренним обходом и началом операций. В это время у нас в травме часто собирались на чай друзья из других отделений. В череде общих рабочих вопросов в тот день одновременно обсуждался поход в сауну. Профсоюзное руководство курируемого завода ценило своих докторов и часто приглашало нас к себе попариться. Однако, нам иногда хотелось посидеть своей компанией. Был у этой сауны ещё один минус. Случалось, что ее слишком пересушивали мощными электрическими тенами, что по моему мнению, не компенсировал даже просторный бассейн. В этот момент и встрял пациент со своими горестями:
- Я уже третий раз за последние два года от вас выписываюсь! Травмы одна за другой. И когда это кончится?
Тут наш главный заводила и юморист Витя Рогин, анестезиолог, оживленно потирая ладони, забрасывает страдальцу подсказку:
- Выписываешься неправильно.
Мужик попался сообразительный, отреагировал сразу, но по своему:
- Александр Александрович, может вам мяса привезти или сала..., или гуся? Я в деревне живу, недалеко...?
Пациент мой. Мне и отвечать:
- Спасибо, спасибо. Не нужно. Виктор Владимирович шутит.
Тут меня, как говорится, черт в бок торкнул:
- В деревне? А баня у вас есть?
Мужик пока не понял куда я клоню, отвечает с небольшой заминкой:
- Конечно, есть… Веников вам привезти?.. Я тоже люблю попариться. Баня у меня новая, недавно сруб поставил…
Черт снова ткнул в бок и зашептал уверенно:" - Это не взятка. Сруб новый, значит баня чистая, с запахом свежего дерева. Не баня, а МЕЧТА!" Затем рогатый окончательно занял главенство в моей голове, вальяжно подсунул повод похвастать перед друзьями первым в жизни автомобилем и произнес моим голосом:
- Ну, раз недалеко и баня новая, тогда натОпите для нас в субботу?... Хотим русскую парную, а не финскую сухую. Как деревня называется?...
Мы вернулись к нерешенным вопросам, поэтому не заметили, с каким лицом мужик проговорил нам адрес: «Как в Редькино заедете, спросите где Борода живёт. Меня в деревне знают. Не заблудитесь».
Выписка была готова, Борода ушёл, а мы к общему решению так и не пришли. Молчавший, лучше нас разбиравшийся в жизни и людях заведующий отделением терапии Комаров, по поводу попариться подвёл итог:
- Вы как хотите, а я в сауну, на завод.
Настала суббота, день выдался солнечный, с лёгким морозцем. Снег в перелесках вдоль дороги сверкал самоцветами. Весна давала о себе знать. Настроение было прекрасным. Копеечка резво бежала по укатанной дороге. Да ещё Виктор всегда мог превратить течение жизни в лёгкое веселье. Если он хлопал в ладоши и начинал их потирать, будь готов - что-то придумал. Сначала, проверяя направление, сидя на переднем пассажирском сидении, он через опущенное стекло спрашивал у шалеющих от его вопросов сельчан вначале путь на Москву. И лишь потом, после их разъяснений, насладившись недоумевающими лицами (ну балбесы, трассу от деревенской дороги не отличают), переспрашивал: « А где у вас живёт Борода?»
С таким почти праздничным настроем мы нашли указанный дом. Подъехали. Увидели сидящего за окном ребёнка - значит, взрослые дома. Сигналим - никто не идёт, собака во дворе лаем заливается. Набежала и тут же исчезла первая в тот солнечный день тень - тень сомнения. Может взрослых нет - ребёнок маловат, может спят - собаку должны слышать… Сидим, ждём, не уезжаем. Появился дым во дворе за домом. Значит есть взрослые, вероятно баня топится - значит правильно приехали! Прошли сами, не дожидаясь приглашения, в ограду. Тут нас и встретил Борода. Бороду он на самом деле не носил, возраста был солидного, но не старик. На приветствие отвечает сдержанно. Жена молодая с уже одетым ребёнком тоже во дворе. Поздоровалась и тут же ушла, объяснив нежеланием мешать мужчинам.
Дом как дом. В сенях телёнок, потом кухня. На печке ведро с картошкой. Такое варево смешивают с комбикормом для свиней. Мы перемигнулись, игнорируя второй сигнал:
- Да ладно!
- Договор был только про баню.
- Картошка в мундирах тоже закуска.
Дальше большая комната - одновременно гостиная, спальня и детская. Тепло, сухо и много окон в деревенском доме той поры.
Сели у стола, явно не предназначенного для застолья. Хозяин не оправдывался, но выглядел подавленным. Соблюдая приличия, поговорили о погоде, о урожае, о заработках в деревне. Но, так как хозяин не приступал к главной теме и угощать не спешил, поинтересовались:
- Как там баня, протопилась?
И тут Борода вздохнув, с какой-то решимостью упер руки в колени и начал про свое житье. Год у него выдался неудачный. Свинью зарезали под Новый год, мясо уже кончилось, а сало заветрило…!
- Вы ещё про гусей говорили?
- Только телёнок остался. Гуси в лес ушли, не вернулись. Наверное, лисы утащили. Угостить вас нечем.
Мы стали успокаивать мужика:
- Не беспокойтесь, мы в баню приехали. Вы говорили, свежий сруб, соблазнились на пахнущую свежим деревом парную.
- Баня топится - успокоил нас Борода - Я слово держу. Но за последовавшей паузой чувствовалось напряжение, которое мы в тот момент расшифровали каждый по своему:
- Стыдно мужику.
- Забыл про приглашение.
- Не про-о-ст Борода.
- Ну и жу-у-к!
За окном начало смеркаться. Под предлогом покурить вышли в сени. Виктор и Алексей Чумков полушепотом предложили уезжать: "Александр, что то мужик темнит. Валим отсюда. Ещё успеем в сауну". Но я с четвёртым, самым молодым и ещё более "деликатным " коллегой Дмитрием настояли на том, чтобы остаться. Уйдём - оскорбим хозяина. Перевесили главные аргумнты - горячая русская парная с запахом свежего дерева и свой припасенный коньячок в наличии. А про угощение уговора не было. Вернулись в дом.
Борода, мрачновато взглянув на нас вернувшихся и вновь присевших, продолжил:
- Ох, забыл сказать. Веников я в этом году не успел заготовить...
Мы молчим.
- Ну ничего, батя меня в маломысленном возрасте сосновыми парил.
Тут у нас конечно глаза округлились. К таким секретам пара мы были не готовы. А Борода продолжает:
- Очень полезно для здоровья. Я вам сейчас веток с сосны наломаю.
Последние слова нарисовали в наших головах ад с грешниками, которых лупят колючими ветками, но обижать отказом хозяина никто так и не решился.
- Что вы, что вы, не беспокойтесь! Главное это ваша парная. С этими словами мы дружно поднялись: " Пора, наверняка согрелась."
Уже стемнело. Прошли под слабым светом фонарика к бане. Она действительно была новой и настолько новой, что в предбаннике ещё не было ни пола, ни крыши, только чёрные стены! Да-а!! Не соврал Борода, только не сказал, что баню ставил из креозоченных железнодорожных шпал! Открыл хозяин дверь в парную, а из проёма пахнуло дымом, нефтепродуктом и слабым теплом. Недавние фантазии обрели явь!
И тут Витька что есть мочи закричал:
Ай - я-яй! Я же забыл, я же сегодня дежурю! Александр Александрович, срочно вези меня. Срочно..., в город!!!
Ловкий Витькин ход мы подхватили теперь уже абсолютно единодушно:
- Вы уж извините нас за беспокойство.
- Врачебный долг прежде всего!
- Как нибудь в другой раз.
- Досвиданья.
Ступив по очереди в коровью лепешку у выхода из недостроенного предбанника, мы почти бегом устремились к жигуленку.
Последняя фраза Бороды звучала почти торжествующе:
- Вы если что, приезжайте. Сосновые веники у меня вот, прямо за оградой растут.
Благодаря открытым коньяку и разбору случившегося обратный путь оказался уморительно весёлым и коротким. Поехали сразу в заводскую сауну, где уже причастившийся Комаров, усмехаясь в усы, сказал, что он знал, как будет. Согревшись снаружи и изнутри, мы наперебой пересказывали подробности этого приключения заводчанам и валились от смеха на лавочки за их щедрым столом.
P. S. И вся больница, благодаря умелому рассказчику Комарову, смеялась над нами и вместе с нами "деликатно - маломысленными" не один год, как только мы задумывали попариться.
А. Ч. 08.12. 2020
Свидетельство о публикации №220122101225