Статьи

Избранные произведения в двух томах (том первый)
Андроников Ираклий
ТАГИЛЬСКАЯ НАХОДКА (в Интернете!)

http://proza.ru/2016/09/18/417

Отношение Пушкина к портретному жанру

Первая четверть 19 века была отмечена в России небывалым подъемом общественной мысли, культуры и искусства. Именно в это время зарождается художественная критика, появляются статьи В. Кюхельбекера, А. Бестужева-Марлинского. Но и в этом ряду имен первое место принадлежит А. С. Пушкину. Являясь создателем новой русской литературы, Пушкин был создателем и новой эстетики. Но влияние Пушкина на эстетическую мысль не ограничивалось теоретическими выступлениями. Его поэзия и проза также несли новое отношение к искусству. Обращаясь в своем творчестве к произведениям изобразительного искусства, Пушкин выступает как выдающийся критик и теоретик. Но из всех жанров живописи ближе ему был портрет, который привлекал его теми богатыми изобразительными возможностями, которые он искал и в искусстве слова. Именно портретный жанр позволяет через внешнее изображение наиболее многогранно раскрыть своеобразие личности, особенности характера. Уже в одном из ранних своих стихотворений, адресованному художнику О. Кипренскому, Пушкин выразил свое отношение к портретному жанру. Это ответ Пушкина на портрет, написанный с него Кипренским в 1827 году. У Кипренского Пушкин изображен с влажными, прозрачными глазами, небрежно повязанным бантом и бронзовой музой за плечом. И Пушкин отвечает прекрасными словами:
            
              Любимец моды легкокрылой,
             ---------------------------------------
             Ты вновь создал, волшебник милый,
             Меня питомца чистых муз…


Кипренский создал Пушкина раннего периода его творчества, образ поэта-романтика. Пушкин оценивает в портрете не столько свое изображение, сколько художественное обобщение – романтическую личность, служителя «чистых муз», характерный образ эпохи.

              Себя как в зеркале я вижу,
              Но это зеркало мне льстит.

  Портрет, который льстит самому Пушкину! Какая умная, тонкая пушкинская усмешка. В двух строчках поэт высказывает мысли, намного опережающие характерное для того времени понимание искусства.
 
  Обращение Пушкина к другому современному ему художнику, Джорджу Доу – известному английскому портретисту, работавшему в России в 1820-е годы, продолжает мысль о задачах искусства и в то же время открывает новый аспект эстетических воззрений поэта. На карандашный набросок, сделанный с него Доу во время их случайной встречи в 1828 году, Пушкин пишет:
             Зачем твой дивный карандаш
            Рисует мой арапский профиль?
            Хоть ты векам его предашь,
            Его освищет Мефистофель.

            Рисуй Олениной черты.
            В жару сердечных вдохновений
            Лишь юности и красоты
            Поклонником быть должен гений.

  Что могло подвергнуться мефистофельскому осмеянию в этом портрете Пушкина? Высказывалось предположение, что «Мефистофелем» называли в дружеском кругу одного из критиков того времени – И. Мальцева. Возможно, что здесь и имеет место шутка, игра слов, но Пушкин вкладывал в эти строки более глубокий смысл. Под «Мефистофелем» он понимал и критику вообще, критику ординарную, заурядную.

  Не останавливаясь на портретном сходстве, не вдаваясь в детали, поэт предлагает художнику обращаться к вечному, что достойно гения. Спустя годы, в одном из писем к жене, он снова возвращается к этой мысли: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности…» Может быть «мертвой неподвижности» он и боялся более всего.
В этом же году Пушкин сам создает свой портрет. В начертанном пером профиле дрожит каждый нерв штриха, пульсирует жизнь. «…физиогномия Пушкина…так изменчива, зыбка, что трудно положить, что один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие», -  писал Н.А. Полевой.

  И вот эти-то «изменчивость, зыбкость», «живая подвижность» лица Пушкина, выражающие движение его души, и были схвачены в автопортрете.
В обращении к Доу «Зачем твой дивный карандаш рисует мой арапский профиль…» поэт призывал художника жар своего сердца, свое вдохновение отдать «юности и красоте». «Юность и красота» в том смысле, что «цель художника есть идеал, а не нравоучение», как сформулирует он эту мысль позднее, уже в 1830-е годы, в своей специальной статье под названием «Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности, как иностранной, так и отечественной.
Идеал – это юность, красота, движение, жизнь. Жизнь – вот предмет искусства, достойный гения. Все творчество самого Пушкина напоено красотой жизни, ее мощным дыханием. Это же составляет и главный пафос его эстетических принципов. Восьмистишие «Зачем твой дивный карандаш…» приобретает полемический характер, направленный против всяческих догм в искусстве, выдвигаемых официальной критикой, направленный против этой критики, которая «освищет» все, что не укладывается в каноны.

  Наиболее взгляды Пушкина на живописный портрет выражены в знаменитом посвящении Военной галерее 1812 года в Зимнем Дворце, написанном уже в 1830-е годы и также связанном с творчеством Д. Доу. Поэт воспринимает галерею как историко-архитектурный ансамбль, памятник борьбы и побед России в Отечественной войне.
   
                …все плащи да шпаги.
                Да лица, полные воинственной отваги.

  Но «в сей толпе суровой» поэта «влечет всех больше» портрет М.Б. Барклая де Толли. Портрет был создан в 1829 году в последний год жизни художника.
 
                Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,
                Высоко лоснится, и, мнится, залегла
                Там грусть великая. Кругом – густая мгла;
                За ним – военный стан. Спокойный и угрюмый,
                Он, кажется, глядит с презрительною думой.

В этом монументальном портрете Пушкин увидел образ главнокомандующего, не понятого армией, могучую личность с трудной, трагической судьбой, но, прежде всего, «начальника народных наших сил».
Одним из первых в русской критике Пушкин рассматривает изобразительные средства в связи с общим замыслом художника, рассматривает форму и содержание в их взаимодействии и единстве. И в своих собственных откликах на произведения изобразительного искусства он всегда соотносит стиль и ритм стиха стилистическому и ритмическому почерку произведения, о котором пишет: изящен, легок его ответ О. Кипренскому, торжественно-героичен его «Полководец». Пушкин умеет передать, казалось бы, непередаваемые словами оттенки изобразительного искусства. В портрете Барклая де Толли, например, важное место занимает второй план картины. Доу изобразил Париж, за участие во взятии которого Барклай де Толли был произведен в фельдмаршалы. Над Парижем – грозовое небо, и на фоне темных, тревожных туч вырисовывается одинокая фигура полководца. Так проводится тема одиночества, непризнанности талантливого военоначальника. И это также находит отзвук в пушкинских стихах. Исходя из эмоционально эстетического впечатления, создаваемого портретом, поэт не только передает, но и развивает изобразительный образ, давая ему социально-историческое и морально-психологическое истолкование, выражая свое личное отношение к происходящему:
 
                Как часто мимо вас проходит человек,
                Над кем ругается слепой и буйный век,
                Но чей высокий лик в грядущем поколенье
                Поэта приведет в восторг и умиленье!

Полные боли и скорби, слова эти говорят о драме таланта в России. Может быть, англичанин Д. Доу не мог или не хотел доводить обобщение до такого обличающего вывода. Но в этих выстраданных строках читается судьба самого Пушкина.
Пушкинский «Полководец» был не единственным откликом на портреты Военной галереи, вышло множество статей и заметок, посвященных им. Автор одной из таких статей Федор Глинка, талантливый поэт пушкинской поры, восклицал: «…почему бы не описать пером того, что написано кистью…» Немного раннее, в 1820-е годы В. Кюхельбекер высказывал близкую мысль, спрашивая: «Как описать картину так ясно, чтобы другой о ней получил точное, верное понятие…» О поисках точного «общего мерила» в искусстве много писалось на страницах альманаха «Мнемозина», издаваемого В. Кюхельбекером и В. Одоевским.
И Пушкин не только «описал пером то, что написано кистью», перевел на язык поэтических строк сложное, живописное полотно. В специальной статье «О критике» Пушкин писал, что критика «…основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник и писатель в своих произведениях». В той же статье Пушкин говорил, что критика должна основываться «на деятельном наблюдении современных замечательных явлений». Именно,  с позиции современности и рассматривает Пушкин историческую деятельность Барклая де Толли, а также оценку его деятельности художником. К портрету выдающегося полководца, являющегося в какой-то степени выразителем исторических судеб России, он предъявляет требования как к исторической картине.
«Полководец» Пушкина явился, таким образом, ответом на вопрос прогрессивной искусствоведческой мысли первой трети 19 века о том, какой должна быть художественная критика. Глубокий анализ в форме яркого личного впечатления, основанный на историческом подходе к деятельности изображенного, оценка отдельного произведения в связи с общими законами данного вида и жанра искусства – вот задачи, которые призвана решать критика.
К живописным портретам Пушкин обращался и в своей прозе, используя их в повестях «Дубровский» и «Пиковая дама» для более полного и глубокого раскрытия замысла. В сцене прощания Владимира Дубровского с родным кровом – одном из кульминационных моментов всего повествования – взгляд Владимира останавливается на портрете матери. «Живописец представил ее облокоченную на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства, - подумал Владимир, - он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями…» Всего лишь несколько строк, но они дают «точное, верное понятие» о картине и о состоянии героя. Пушкиным выбран женский портрет – это давало возможность коснуться наиболее сокровенных струн души героя: портрет напоминал Владимиру безмятежное детство, ласку матери, что по контрасту еще более усиливает настроение крушения и гибели «дворянского гнезда». Намечен портрет Пушкиным необычайно лаконично, но результат поразительный – перед глазами встает подлинное произведение искусства, воспевшее «юность и красоту». Мастера поэт не назвал. Балюстрада, утреннее платье, цветок в волосах – антураж, характерный для живописи конца 18 –начала 19 вв. Близкие иконографические мотивы встречаются в творчестве В. Боровиковского. Скорее же  всего это неизвестный русский художник, может быть, крепостной. За формой, за системой определенных признаков и приемов портретного искусства он прозрел сущность этой картины – гармоничность, непосредственность и естественность человека – отличительные черты русского интимного портрета.
Характеристики портретов, даваемые Пушкиным в его повестях, выявляют различие не только духовного мира, но и социальных судеб его героев, исторических эпох, к которым принадлежали изображенные на портретах. В «Пиковой даме» портреты приковывают к себе внимание главного действующего лица тогда, когда в его судьбе также наступает решающий переломный момент. «Герман вошел в спальню… На стене висели два портрета, писанные в Париже m-m Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою; другой – молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудренных волосах». И здесь главным является женский портрет – хозяйки дома, «Пиковой дамы». Парный к нему, мужской, лишь поясняет ее положение в обществе. Мундир дает основание предположить, что изображен военный, но не тот «ратник», воин, чью доблесть воспевал Пушкин. Этот «румяный и полный мужчина» получал свои «звезды» не на поле брани. Пушкин считает нужным назвать автора портретов – Виже Лебрен, придворную французскую художницу конца 18- первой половины 19 вв. Несомненно, поэт имел в виду вполне определенные произведения – слишком конкретны детали, создающие образ. Однако среди портретов В. Лебрен они пока не обнаружены.
Упоминание Пушкиным имени художницы, так же, как в «Дубровском» - отсутствие его, объясняет многое: и что молодость графини прошла в другом, уже минувшем веке, и что она блистала при дворе французского короля. Пушкину достаточно описать портрет хозяйки в ее гостиной, чтобы о судьбе героини сказать все, словно высветив из тьмы прошедшего жизнь нескольких десятилетий.
Поэт неоднократно прибегает к образам изобразительного искусства при характеристике своих персонажей. Он ищет внутренние связи между искусством и жизнью.
Пушкин отстаивает не только новые для своего времени, гуманистические принципы искусства, но и новые «вдохновенные» принципы искусствопонимания вместо педантичных «правил» уходящего классицизма. «…где нет любви к искусству, там нет и критики», - писал Пушкин.




Русская литература XIX века

В движении литературного процесса первой половины XIX века различают три периода.

Первый период.

Центральное место занимает поэзия: именно она раскрывает внутренний мир личности, вступившей в стадию культурного и нравственного самоопределения, и выражает новое гражданское сознание, формирующееся под воздействием освободительных идей.

I. Главные поэтические направления этого времени.

1. Элегическая поэзия(В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков).

2. Гражданская поэзия (поэты-декабристы: К. Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, В. Ф. Раевский).

II. Сентиментализм и романтизм - две идейно-эстетические системы начала XIX века.

III. Разработка эпических и драматических жанров в творчестве И. А. Крылова и А. С. Грибоедова (басни, комедии). В их творчестве складывается одна из начальных форм того подхода к действительности, который составит в дальнейшем основу критического реализма.

Второй период (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь).

I Творчество Пушкина "не укладывается в рамки какого-либо узкого периода".

1. "Его лицейская, послелицейская и "южная" лирика вбирает в себя главные эстетические завоевания всех современных поэтических школ. Но Пушкин преображает усвоенные традиции, сплавляя их в целостном единстве неповторимого индивидуального миропонимания".

2. Как великий русский национальный поэт, Пушкин выразил передовые идеи своего времени (идеи дворянских революционеров), создал совершенные по форме произведения самых разнообразных жанров, положил начало критическому реализму как господствующему направлению в русской литературе XIX века, явился создателем русского литературного языка.

II. "В период 1826-1841 годов развитие русской литературы протекает в исключительно трудных условиях. Одним из принципов правительственной политики становится подавление передовой культуры. (...) Но именно в эти годы русская литература приобретает особое социальное значение... В условиях николаевского "безвременья" литература оказывается основной формой общественного сознания, средоточием здоровых сил нации. Утрата ближайшей перспективы прогресса, сознание бессилия передового меньшинства оборачивается не пессимизмом, а... напряжёнными поисками путей преобразования жизни. Этой объективной необходимостью определяются главные направления литературного процесса".
В этот период формируются новые нравственные идеалы. "Новые формы политической оппозиционности получают философскую направленность"(юношеский кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарёва). " В это время и оформляются как целостные художественные системы русский романтизм и русский реализм".

III. Творчество М. Ю. Лермонтова.

1. Характер лермонтовского романтизма. Лермонтов философски и эстетически переосмысливает гражданскую поэзию, создаёт новую концепцию личности, показывает новый характер протеста:"Сознание фатальной неосуществимости идеала и вместе с тем принципиальная невозможность отступиться от него - вот основы этой разновидности романтического протеста". Однако лермонтовский романтический герой не впадает в пессимизм: в противоборстве силам "зла" он видит смысл существования ("Так жизнь скучна, когда боренья нет"). "Небывалая интенсивность эмоций, напряжённый самоанализ, свойственные романтическому герою лермонтовской лирики, не могут быть выражены традиционными жанрово-стилистическими средствами. "Формируется внежанровая структура лирического стихотворения и единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный. Поэтическая система организуется образом лирического героя".

2. Лермонтовский реализм, отличный от пушкинского, нашёл наиболее яркое  выражение в романе "Герой нашего времени". По эмоционально-психологической сущности Печорин близок к романтическому герою лермонтовской лирики. Противоречия личности и общества в образе Печорина доведены до предела: "Драма Печорина обнаруживает, что для него невозможно удовлетворение любым ограниченным нравственным решением. Ни традиционная сословная мораль, ни жертвенный альтруизм, ни "демонический" эгоцентризм, принципы которого Печорин исповедует, не могут стать для него основой счастья и Веры в достоинство человека". Предопределённость этой драмы, как следует из романа, "приобретает смысл необходимого духовного кризиса, в котором рождается новая - нерационалистическая - нравственность и новый - неметафизический - гуманизм".

IV. Творчество Н. В. Гоголя.

1. В первых своих повестях Гоголь утверждает романтическую мечту о прекрасном и справедливом мире, противопоставляя ей реальную действительность, где человек - раб ("Вечера на хуторе близ Диканьки").

2. В сатирической прозе и драматургии Гоголь раскрывает "противоестественно что состояния общества", "полнейшую бездуховность его официальной и бытовой жизни" ("Миргород", "Арабески", "Нос", "Ревизор").

3. Реалистическое понимание ненормальности современной жизни в корне изменяет характер гоголевского идеала. Идеал противопоставляется реальности уже не как мечта, а как обязательная жизненная норма, подлежащая осуществлению ("Тарас Бульба").

4. "Все эти художественные открытия определяют тяготение к эпопейной поэтике и прежде всего к собирательным образам... Существенна и последовательная разработка сферического построения произведения": основу его составляет не сюжет, хотя он налицо в произведении, "а концентрическая группировка образов, единая суть которых выявляется в некоем "фокусе" - событии или фигуре главного действующего лица. Наконец, в творчестве Гоголя намечается стремление утвердить эпическое решение проблемы автора - построить образ повествователя, выступающего от имени целостного единства нации. Эти тенденции сливаются в стройную систему в романе-поэме "Мёртвые души""

Третий период (В. Г. Белинский, А. И. Герцен).

В этот период усиливается социальное звучание литературы, в связи с этим меняется соотношение литературных направлений, сложившееся в 30-ые годы. Романтизм, представленный творчеством В. Ф. Одоевского и А. А. Фета, "остаётся ещё живым и влиятельным направлением", но главная линия литературного процесса - это развитие критического реализма. "В эти годы проявляется небывалое влияние критико-эстетической мысли, вступающей с 40-ых годов в принципиально новые взаимоотношения с литературной практикой".

М. Ю. Лермонтов   
               
Вам этот мир стал тягостен и чёрен,
И в мрачных поэтических мечтах
Скучающий вам виделся Печорин
С тоскою Каина в агатовых очах.

Сколько загадок дал Лермонтов литературным критикам, представив на суд их своего Печорина! Рассудок отвергал этого странного героя, а сердце никак не хотело с ним расставаться, что-то влекло к нему, а что?
Славянофил Шевырев немедленно провозгласил Печорина эгоистом, призраком, пришедшим к нам с Запада. Белинский (западник) почуял в нём могучие силы: «В самых пороках его проблескивает что-то великое». Но всё-таки… «в пороках».

А так уж велики эти пороки, да и можно ли назвать поведение Печорина порочным? На первый взгляд кажется предосудительным «умыкание Беллы». Но разве Печорин насиловал её? Он добивался её свободной любви, чувствовал, что она любит его, и стоило бы ей проявить к нему искреннюю неприязнь, а это он бы сразу понял, и он немедленно отпустил бы её.

Ничего этого автор не говорит нам, но мы безошибочно угадываем такую развязку, зная натуру Печорина, бесспорно глубоко честного человека.

Белла полюбила, а раз так – получай и все страдания любви! Его отношения к княжне Мери? Здесь он играет опасную игру. У девушки есть поклонник, и не будь Печорина, она увлеклась бы им. А поклонник этот пустое ничтожное существо, заносчивое и самолюбивое. И как не посмеяться над тем и другим, т.е. над княжной, неспособной рассмотреть ничтожество Грушницкого, и над ней самой.

Вспоминается эпизод с Ольгой и Онегиным, когда он (Онегин), кокетствуя, шалил.

Сколько трагедий совершается из-за, казалось бы, безобидных шуток! Дуэлей, гибели лучших людей!

Кокетствуя шалил и Печорин, но в его поведении с княжной Мери не было ничего порочного: он не воспользовался влюблённостью девушки, честно признался ей, что не любит её. И сказал ей самой открыто, может быть, жестоко. Но опять – любите, так принимайте страдания любви!

Между тем, когда вокруг девушки стала виться оскорбительная клевета, Печорин отважно встал на защиту её чести.

Наконец, это дуэль? Ведь его хотели подло убить, решили это тайно, закулисно, и это узнал Печорин. Что же сделал этот «эгоист»? Он не стал изобличать в заговоре потенциальных убийц, он предложил самые жёсткие условия дуэли. Кто-то из дуэлянтов должен был обязательно погибнуть. Стоит только покачнуться, отступиться от малейшей раны и… Ведь оба стояли на краю пропасти. Печорин здесь зол, внутренне негодует, но он и в гневе благороден.

А дружеская, отеческая любовь к Печорину милейшего, честнейшего Максима Максимыча. Разве мог бы этот бравый солдат привязаться к холодному и жестокому эгоисту?

Говорят, образ Максима Максимыча очень понравился Николаю1 и очень не понравился ему Печорин.

Можно понять царя, он считал своим долгом не только заботиться о безопасности и благосостоянии государства, но и о нравственности народа. С педагогической точки зрения, может быть, он был прав. Николай (пожалуй, неплохой вояка, но по складу ума и образу мышления рядовой офицер тогдашней армии) и не обязательно должен был разбираться в тонкостях человеческих отношений.

Белинский же, знаток сердца человеческого, усмотрел в «заблуждениях» Печорина «острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь».

От чего же происходила вся трагедия Печорина? Опять по всё той же тоске по достойному действию. Он жил в «действии пустом», не видел, не находил достойных предметов, за которые бы мог отдать жизнь, отдать себя целиком:
«Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Проза Лермонтова прозрачна. Ни одно лишнее слово не затуманивает её. Никаких сторонних описаний. Фраза коротка, энергична, напряжена.
«Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колена его дрожали. Он целил мне прямо в лоб…
Неизъяснимое бешенство закипело в груди моей. Вдруг он опустил пистолет и, побледнев как полотно, повернулся к своему секунданту.
-Не могу, - сказал он глухим голосом.
-Трус! – отвечал капитан.
Выстрел раздался…»

Описывая душевное состояние, Лермонтов также предельно краток и чрезвычайно выразителен:
«Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

               *   *   *

Как бы внимательно ни изучали мы эпоху великого художника, как бы ни проникали мы академическим взором во все детали ушедших времён, мы смотрим на произведение искусства глазами своего поколения и невольно иногда сопоставляем «век нынешний и век минувший».
Мы часто слышим чудный романс на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», где так жива душа великого поэта и так созвучна нам. Мы видим этот тёмный дуб, под которым ему хотелось бы заснуть вечным и прекрасным сном. Ныне святые  его останки покоятся в Тарханах, недалеко от того дерева, которое было посажено его рукой…


Рецензии