Кто попробовал воды Нила, тот не забудет Египет 7

                Глава 7

                КАИРСКИЙ ИНСТИТУТ БАЛЕТА

          Мои родители приехали работать в Каирский институт балета педагогами-хореографами летом 2000 года. В этом институте и раньше преподавали хореографию  специалисты из России.
 
     Русская школа балета, как известно, высоко ценится во всем мире, и Египет не исключение. Что касается моих родителей, то их в Египет привел счастливый случай. Муж сестры Семех был в то время студентом этого института, и сестра пришла к нему в институт. Там она встретила русского педагога, который уже много лет передавал свой богатый опыт в области хореографии маленьким египтянам  в этом институте. Они разговорились, и сестра рассказала, что у неё родители были  артистами балета и работали в Турции в конце восьмидесятых годов  педагогами-хореографами.

 «А в каком театре танцевали твои родители?» - спросил этот педагог (к сожалению, я забыла его фамилию – прим. автора).

«В таджикском театре оперы и балета им. Садриддина Айни»,  - ответила сестра.

«Из Таджикистана я знаю только одну балетную пару – это Холовы» - сказал он.
В этот момент моя сестра, по её словам, чуть в обморок не упала, но воскликнула:

 «Так они и есть мои родители!»

     Дальше всё было как в сказке. Он сказал, что решил завершить свою педагогическую деятельность в Египте и может их порекомендовать.
 
Вот так мои родители и оказались в Каире.

    Им досталась самая трудная работа – научить малышей первым шагам в балете. Они преподавали у 1 и 3 классов. Когда мы с Маратом приехали в Каир, то родители пригласили нас на свои уроки. Мне было очень интересно посмотреть на родителей, как на преподавателей. Ведь я их видела всегда только на сцене.

     Папу ученики называли «Мистер Курбан», а маму – «Мадам Татьяна». Я тогда ещё спрашивала, почему мужчин называют на английский манер, а женщин – на  французский? Но так мне никто и не смог объяснить. Так было принято, и всё!

     На уроке я заметила, что дети очень любят моих родителей,слушают их внимательно,  ведут себя раскованно и много шутят, все упражнения выполняют с большим старанием.

     Кроме институте балета мои родители ещё работали в частной балетной школе, куда они ездили два раза в неделю по вечерам.
 
     В этой школе учились дети из очень богатых семей. Родители этих детей хотели видеть своих принцесс, блистающими на сцене в главных партиях. Из детей с совершенно разными балетными данными, и даже без таковых нужно было сделать артистов балета, поставить на них балетный номер и показать отчетный концерт - это было очень трудно. Но мои родители были профессионалами в своём деле и у них всё получилось.

     Каждая мама хотела видеть свою дочку, танцующей сольную партию. И вот эти мамы подходили к моим родителям, и каждая пыталась доказать, что именно их дочка самая талантливая. Точно такую же картину я увидела много лет спустя, когда побывала на открытом уроке вокальной студии, где занималась моя дочь. Я сидела в сторонке и наблюдала, как точно такие же мамочки крутились около руководителя. Тогда я вспомнила рассказы своих родителей об этой стороне деятельности педагогов в творческих студиях.

     Мои родители поступили мудро – они на каждую девочку поставили соло с учетом  индивидуальных данных, и все остались довольны. Но этот концерт я не увидела, мы уехали раньше, чем он состоялся.

     Мне запомнился отчетный концерт учеников каирского института балета, который проходил в театре Каирская опера. Зрителей было очень много. Атмосфера царила очень трогательная. Ученики старших классов выступали, как настоящие артисты. А ученики моих родителей – это маленькие девочки и мальчики, которые исполняли свои первые балетные па на настоящей театральной сцене Каирской Оперы.  Без слёз умиления невозможно было смотреть на этих детишек. Зал аплодировал очень долго. А потом кто-то из учеников побежал за кулисы и пригласил моих родителей на поклон.
      В этот день я своих родителей в последний раз увидела на сцене. Это уже были не Лейли и Меджнун, не Одетта-Одилия и Зигфрид, не Жизель и Альберт, это были Педагоги, которые открыли своим ученикам дверцу в мир балета. Слёзы сами по себе струились по моим щекам. Марат тогда своих бабушку и дедушку  в первый и последний  раз увидел на сцене, увидел, как громко  им аплодировал  весь зал, увидел как красиво и грациозно  они смотрелись на сцене, даже в роли педагогов.
                ...........................

     Совершенно случайно из интернета я узнала, что в рамках перекрестного года культуры Египта и России,  19 февраля 2020 года на аллее возле Каирского института балета открыли памятник великой русской балерине Анне Павловой. Автором скульптуры в натуральную величину  выступил египетский художник и скульптор Усама ас-Серуи. Он является членом Ассоциации выпускников российских и советских вузов и  известен рядом работ, посвященных многим деятелям науки, культуры и искусства двух стран. "Моя практика неразрывно связана с установкой памятников прославленным русским деятелям культуры и искусства в Египте и, наоборот, знаменитым египтянам в России, - сказал в беседе с корреспондентом ТАСС скульптор. - Конечно, Анна Павлова для меня выдающаяся балерина. Однако эта работа стала также и первым моим памятником, посвященным русской женщине на земле египетской".

     Моё любопытство заставило меня покопошиться в интернете и найти ответ на вопрос: Почему именно Анне Павловой установили памятник? Оказалось, что Анна Павлова с группой артистов несколько раз с огромным успехом гастролировала по Египту, а  впервые приехала в Египет в марте 1923 года, встретилась с русским художником И.Я. Билибиным.  Он  в то время уже несколько лет жил в Каире – об этом я узнала из книги Белякова В.В. «Русский Египет», которая вышла в свет в 2008 году в издательстве «Вече».
……………………………………………………………………………………………………….
Вот цитата из этой книги:
«О том, что Билибин и Павлова в марте 1923 года в первый раз общались в Египте, хотя были знакомы еще по Петербургу, говорит и тональность воспоминаний об этом приемного сына Ивана Яковлевича, Мстислава Потоцкого. «В Египет на гастроли приезжает Анна Павлова, — писал он. — Балерина и художник быстро сдружились. Анна Павлова вместе с Виктором Эмильевичем Дандре, своим мужем, проводит вечера в мастерской Ивана Яковлевича. Часто все вместе бродят по арабским улочкам вечернего Каира, выезжают в пустыню, посещают древнеегипетские храмы и гробницы».

Итак, все-таки в первый раз Анна Павлова гастролировала в Египте в марте 1923 года. А неточности в датах, которые я встретил в книгах о ней, легко можно понять. За два десятилетия гастролей на разных континентах балерина дала такое количество спектаклей, что одно их перечисление наверняка составило бы солидный том. Кстати сказать, перечень постановок, в которых танцевала Павлова, существует, а вот перечня ее гастролей нет.

«В турне по Востоку я всегда устраивал так, чтобы оставались свободные дни между спектаклями, и такие дни для Анны Павловны были праздниками, — вспоминал впоследствии муж и антрепренер балерины В. Э. Дандре. — Можно было устраивать экскурсии: в Египте — на пирамиды или поездку на верблюдах в пустыню».

На одной такой экскурсии Павлова побывала в марте 1923 года вместе с Билибиным, о чем он упомянул в письме к Чириковой*. Они ездили в Саккару — самый обширный некрополь Мемфиса, столицы Египта периода Древнего царства, расположенный неподалеку от Каира. Именно там находится наиболее ранняя из египетских пирамид — ступенчатая пирамида фараона Джосера».
*Л.Чирикова – ученица и подруга художника И.Я. Билибина, которая сохранила его письма к ней из Каира (прим.автора).

…………………………………………………………………………………………………….
      В тот момент, когда я узнала, что на аллее возле Каирского института балета установили скульптуру русской балерине Анне Павловой, я подумала, что она представляет собой символ русского балета, русских педагогов, которые в разные годы передавали секреты своего мастерства египетским детям, а значит эта скульптура посвящена и моим родителям, которые оставили частичку своей души в стенах Каирского института балета.
                (Продолжение следует)
Фото для коллажа использованы из личного архива и открытых источников интернета. На верхней фотографии мои родители Татьяна и Курбан Холовы с учениками частной школы Каира, на нижних Анна Павлова в 1923 году, Скульптрура Анны Павловой возле Каирского института балета, Обложка книги В.В.Белякова "Русский Египет".

               


Рецензии
Милая Назокат, ты молодец! Память о родителях у тебя связана с их творческой деятельностью - их невозможно представить без творчества. И Курбана, и Танечку я воспринимала, как прекрасных соседей, красивую пару, влюблённых в друг друга людей. Твои воспоминания дарят мне много нового и интересного об их дальнейшей деятельности. Твои воспоминания - это огромная работа памяти. Напиши большую книгу о семье - для потомков. Ведь у тебя это хорошо получается.

Гульсифат Шахиди   23.12.2020 02:08     Заявить о нарушении
Спасибо большое за теплые слова о родителях, дорогая Гульсифат! Постараюсь. Как я уже неоднократно писала, мне надо было быть архивариусом! :)

Назокат Холова   25.12.2020 16:53   Заявить о нарушении