Надо что-то менять

В результате активности журналистов, работающих на западные средства массовой информации, активности некоторых наших СМИ, в Западной Европе сложился образ России за последние 30 лет: страна преступности, коррупции, нищеты одновременно с небольшой прослойкой баснословно богатых олигархов. У среднестатистического жителя Западной Европы или Америки ни разу не побывавшего в России, трудно сейчас сформировать другой образ нашей страны. Любые другие статьи  о нас этот житель воспринимает как несерьезные, наивные, приукрашивающие действительность.

Именно этот стереотип мы разрушали среди финнов около 10 лет, смогли кардинально изменить ситуацию, где-то с 2002 года. До этого некоторые финны, направляясь в Тверскую Карелию, дома писали завещания, родственники их ругали за то, что они потратили зря деньги на обратный билет из России. Но те туристы, те жители Финляндии, которые побывали в Тверской Карелии хоть один раз, вновь и вновь возвращались сюда почти каждое лето. Однажды, я вместе с финскими бизнесменами и общественными деятелями шел по улице села Толмачи. Это было в сентябре 2002 года. Навстречу шли трое пьяных мужчин. Потомок бывшего российского премьер-министра С.Ю. Витте очень серьезно мне заявил: «У них такой грозный вид, они не намереваются ударить кого-нибудь из нас?». Я его успокоил, но он еще несколько раз оглянулся на этих мужчин. Корректировка взглядов финнов о России, Тверской области происходит только после того, как они увидят нашу страну собственными глазами.

Имидж опасной страны мы порою формируем сами. Чтобы пройти в самую захудалую фирму, надо обойти ряд постов и кордонов. Этим мы даем понять другим, что боимся всех и вся, заявляя, что страна у нас такая. Мы не верим в себя, не верим в свою страну. Граждане относятся к власти не как к сфере услуг, которая организует жизнь общества на благо государства и жителей, а как к чиновникам, которые хотят обобрать гражданина, запугать его, усложнить ему жизнь, а поэтому  им надо давать подношение.

И даже эти чиновники, даже богатые бизнесмены  не верят в Россию, считая ее  непредсказуемой и нестабильной, предпочитая уехать жить за границу или там держать свои деньги. Многие из русских подражая западу, стремятся говорить по-английски, одеваться на западный манер, слушать западную музыку. Количество русских женщин, желающих выйти замуж за иностранца, настолько велико, что посредничество по поиску женихов за границей стало довольно выгодным бизнесом.

Российское общество медленно, неумело, с надрывом и обнищанием народа переходит от советского строя к капитализму. За годы советской власти было немало сделано для подъема уровня  образования и культуры народов разных национальностей. Но одновременно  были разрушены крестьянский уклад жизни и духовность. Оторвав крестьян от земли путем коллективизации, отрубив корни, связывающие их с землей, государство отправило крестьян странствовать по городам, народным стройкам и созданным трудовым лагерям. Оторвавшимся от земли трудно вновь вернуться к своему роду, своей родине, своим традициям. Одновременно разрушались церкви, а священники были репрессированы. Вместо них народу пытались внушить веру в новых языческих идолов: Ленина, Сталина, КПСС, политбюро и других.

Людские  материальные ресурсы центра России направлялись на развитие окраинных республик – Киргизии, Казахстана, Грузии, Армении и других, а также на развитие Севера, Дальнего Востока, Сибири. Приехавшие переселенцы нарушили не только собственный уклад жизни, но одновременно нарушили уклад жизни местных аборигенов.

На своей родине они оставляли родителей и своих детей с ними. Таким образом, работоспособные люди переставали заботиться о своих престарелых родителях и своих детях. Этот разрыв трех поколений особенно пагубен стал сейчас, когда из-за обнищания народа дети не могут соединиться со своими престарелыми родителями. Не стало хватать мест в домах престарелых и домах-интернатах, из-за того, что дети отвыкли ухаживать за своими престарелыми родителями.

К  началу   ХХ1 века в России было  создано преступное государство, где  основными правонарушителями, которых сотнями сажали за решетку, являлись государственные служащие. Парадокс управления был в том, что приходилось  контролировать и бороться с теми, кто сам по своему положению должен, обязан стоять на защите законов. Эти чиновники на всех уровнях власти, заботясь о личном благополучии, совершили ряд серьезных ошибок в переходный от социализма к капитализму период.

К началу ХХ1 века в России было создано государство, основой которого стало слово, а не дело, в котором основными профессиями являлись  политологи, социологи, консультанты, государственные служащие, продавцы  и охранники. Где не были востребованы молодые специалисты, вынужденные уезжать за границу, каждый год страну покидали  тысячи  лучших умов.

Создали государство, в котором жители всю жизнь живут за оконными решетками или высокими заборами, как заключенные. Где человеку не пройти на перрон, чтобы проводить родственников, не пройти на озеро, не пройти в лес, который охраняют от народа, как частную собственность. Где полиция и охранники охраняли  не народ от преступников, а охраняли власть и капиталистов от народа.

Было создано государство,  в котором не нужны пенсионеры, работники культуры, творческие инициативные люди. Где система работала против честных, порядочных, трудолюбивых людей, которых в стране  большинство, но они бессильны были что-то сделать против созданной системы.

У русских выражено чувство коллективизма, общинности. Индивидуальная инициатива нехарактерна для русских, в то время как в коллективе они способны на многое. Они будут больше думать не о своей социальной защищенности, а о том, чтобы сделать русскую нацию великой и сильной. Эти качества коллективизма привели к  несправедливости во время приватизации.

При этом хорошо вспомнить, что сила России всегда была в ее духовности, не зря ее раньше называли «святая Русь». Укрепление государства – это, прежде всего, государственная поддержка ныне униженного образования, здравоохранения и культуры, то есть подъем нашей культуры, нашей духовности, нашей интеллигенции.

Мы должны вернуть России ее интеллигенцию. Она была потеряна после 1917 года, когда за границу уехали люди высокой культуры и образования. Другая ее часть была расстреляна. В их числе были генералы и офицеры, представители литературы, искусства, науки, философской мысли. Прежде всего, нам надо уяснить, что у России своя культура, свой язык, свое собственное самосознание. Механическое заимствование западных ценностей ведет в тупик.

Источник: А.Н. Головкин. В краю двух культур. Ржев, Ржевская типография, 2005 год.  Ссылки на  первоисточники в книге имеются.
 


Рецензии