Воспоминания прошлого 26 Не все так просто

 Однообразие

  Не буду подробно рассказывать, как нам подбирали по росту и упитанности курсантскую форму, кирзовые сапоги с летними и зимними портянка-ми, как формировали дивизионы, батареи и взводы.
 
 Все было очень прост, продуманно!
Вручили постельные принадлежности: серое полушерстяное одеяло, две простыни, наволочку для подушки и два полотенца, одно для лица, второе для ног.
 Подобрали каждому форму: хлопчатобумажную гимнастерку с шароварами и пилотку по размеру. 
После получения курсантского «богатства», личный состав батареи поделили на взводы и отделения, определили, в «кубриках», спальные места с прикроватной тумбочкой и табуреткой с дыркой на сиденье, для удобства ее переноса.

            В виде практического занятия курсанты старших курсов провели показ   быстрого одевания одежды и кирзовых сапог с правильной намоткой портянок. Произвели одинаковую заправку постелей на двухэтажных железных кроватях.
 Образцово заправили «шоколадкой» одеяло и простыни, положили в изголовье взбитую «треугольником» подушку, «правильно» свернули и повесили в изголовье кровати лицевое полотенце.
 На табуретку стопкой сложили верхнюю одежду, сбоку к табуретке приставили сапоги, предварительно «искусно» обернув портянками голенище каждого сапога. Носки сапог расположили по обязательному правилу под табуреткой , оно было проверено многолетней военной службой.

            «Все, что показали - образец, в дальнейшем делать только так! Самодеятельность будет наказываться! - строго сказал сержант, проводивший занятие.
            Это был первый и единственный показной урок по «уставному» содержанию личного места курсанта.
 Практика наступила в первый же день пребывания в казарме и, далее, повторялась по много раз, в случае неправильной или с нарушениями заправки постели и форменной одежды.
Оказалось, не так просто проделать заправочную процедуру без ошибок и замечаний. Не удавалось полное однообразие и качество результатов действий.
То криво одеяло лежит, то порядок укладки элементов обмундирования на табуретке не выдержан, то сапоги не с той стороны поставлены и портянка с голенищ спустилась, или ножное полотенце одним концом длиннее висит на спинке кровати.

          Однообразие - самое строгое требование к армейскому порядку, а качество разумеется, еще строже.
Даже личные туалетные принадлежности - мыло, зубная паста и щетка, и учебники с тетрадями, в прикроватных тумбочках должны лежать у всех одинаково.
 Выполнение последнего требования проверялось на утренних осмотрах командиром отделения, реже заместителем командира взвода, раз в месяц- командиром взвода или командиром батареи.
Со временем число проверок уменьшилось, остались неизменными только утренние.

Курс молодого бойца-проверка на прочность

         С тревогой ждали начала занятий по программе Курса молодого бойца.
 Слышали, что курс будет интересным, физически тяжелым, изматывающим и забавным. Гадали, кому какое вручат оружие, будем ли из него стрелять, будут ли многокилометровые марши с полной выкладкой и отработкой боевых задач по уничтожению условного противника, наступления, действий в сложных метеоусловиях, преодоление водных преград и участков химического заражения местности.
Командир взвода уверял, что все эти элементы мы скоро испытаем на собственной шкуре.
         «Никакой самодеятельности, только однообразие! Только по Уставу!  Для выполнения требований надо учиться и тренироваться! Первичные навык приобретете при прохождении Курса молодого бойца», наставляли отцы командиры, у нерадивых будут возникать трудности».
 Курс заинтересовал всех поступивших в училище. Рассказы, испытавших подготовку молодого бойца, не радовали, а вселяли опасение за свое здоровье и выдержку.
         Неприятны воспоминания об этом испытании молодого бойца.

 Мне показалось, что в этот учебно- практический курс вложены фантастические вы-думки самых жестоких, бессердечных командиров и начальников. Как будто, они составили программу специально, для подавления силы воли и ломки характеров пацанов, еще не окрепших физически и морально, но добровольно изъявивших желание одеть военную форму и посвятить свою жизнь служению Родине.
 Думали они, эти «деспоты», о возможных появлениях негативных изменений в искренней вере молодежи в необходимость и обязательность службы в армии?
Не струсят ли они, ушедшие из родительского крова, проявив робость при физических и психологических перегрузках? Не появится ли сомнение в святом гражданском долге - служение Отечеству?

             Теперь не сомневаюсь, думали очень серьезно, с учетом своего жизненного опыта и опыта подготовки многих поколений защитников Родины от внутренних и внешних врагов.
 
Из боевого опыта своей армейской службы составители курса сделали вывод, что защищать Родину и громить врага смогут только обученные воины, уверенные в своих силах, овладевшие военной наукой и практикой владения оружием.

 Понимая личную роль в системе боевой подготовки войск, командиры и начальники взвалили на себя весь груз ответственности за тяготы физических перегрузок и трудностей, которые будут испытывать курсанты, при прохождении необходимого курса молодого бойца.
Трудности не исчезнут в процессе обучения, они будут возникать и при прохождении службы в войсках. Трудности придется преодолевать постоянно.

Командиры и начальники не сомневались, что из молодого человека, выдержавшего моральные и физические перегрузки, сформируется мужественный, с твердым характером, верный Военной присяге воин, готовый выполнять приказы и встать на защиту Родины, даже если его жизни будет угрожать смертельная опасность.

Именно в этом состояла основная цель курса молодого бойца.
Позже, эту цель я осознал сполна и перестал роптать на тяготы и сложности, на требовательность и суровость в военной службе.
Все неприятные явления, которые перенес, пошли только на пользу.
Курс молодого бойца - это стартовый этап моей длинной, сложной и ответственной 34 – летней армейской службы и 15 – летнего труда в МЧС.


Рецензии