Internetкарнавализация бытия

Реконструкция сна


 
Приснился мне сон, что опять обратился к профессору Костецкому, создателю кибер-сочинителя под именем "Мадемуазель Плагиатон-2022".
Во сне я неосторожно поспорил с Панургом, что смогу за одну ночь написать толстую книгу.
Профессор Костецкий в моем сне был почему-то основателем династии Костецких, профессиональная деятельность которых была так или иначе связана с ИИ и роботами. Якобы его сын или внук в будущем стал доктором. Но не человеков, а роботов... А сам профессор не умер, его мозг был помещен в киберорганизм или переписан на иной носитель... Ну, понимаете, что любой сон утром постепенно превращается во что-то уже мало логичное...
И вот допустил меня Костецкий к своему кибер-агрегату, имеющему свою мощную базу данных всех текстов мира.
А я такой и говорю:
- Мадемуазель! Возьми текст работы Михаила Михайловича Бахтина "ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА". Вместо автора напиши мой никнейм @ Плагиатор Страшный. Вместо оригинального названия напиши "Интернет и народная культура постиндустриального общества". И подзаголовок "На основе идей М.М.Бахтина"... Замени в тексте слова "Франсуа Рабле" и "Рабле" на слово "Интернет" с большой буквы. Замени все слова текста связанные с народной культурой средневековья и ренессанса на современные понятия, связанные с Интернетом, без потери смысла...
Так как времени было в обрез, то я сам проделал основной мозговой штурм за машину, ей оставалось только следовать моим инструкциям... И моя "гениальная" идея состояла в том, что провозглашённый академиком Бахтиным принцип "карнавализации бытия" для средневековой культуры настолько сегодня соответствовал самой сути Интернета, что позволял мне провести довольно смелый и рискованный эксперимент...
Конечно, только во сне можно было совершить такую глупость, как попытаться обмануть Панурга посредством программной работы Бахтина. Как спец в области прикладного черного юмора, Панург конечно же был знаком с сим трудом... Но...
Поскольку Интернет предоставляет своему пользователю возможность коммуникации анонимно и невидимо, каждый пользователь создаёт свой виртуальный образ в соответствии с собственными желаниями и своим интеллектом, освободившись от ограничений внешнего облика и общественной морали.
Виртуальный мир Интернета становится для пользователей "иначе организованной реальностью", своеобразным карнавалом. Интернет - "сама жизнь, но оформленная особым игровым образом". Это и есть в сегодняшних условиях "карнавал" М.М.Бахтина, основанный на мистификации, театральности, инсценировании реальных и нереальных ситуаций. Интернет-общение насыщено юмором. Но поскольку в карнавальном мире за каждым образом стоит реальный человек, движущей силой общения является желание пробиться к нему, реальному человеку, владельцу виртуального образа...
Причины эмоциональной насыщенности общения многообразны. Научным мировоззрением разорвана одна из нитей, связывавшая человека со сферой смысла, которая задавала спектр эмоционального напряжения человека. За последней чертой у многих людей не оказалось ничего, что защитило бы их от холода и экзистенциально переживаемого одиночества. Карнавальность виртуального мира объясняется тем фактом, что любое стремление человека "быть самим собой" в Интернете безуспешно: он никогда не становится тождественен себе реальному.
Это явление обусловлено как минимум тем, что ваш виртуальный двойник живёт в мире, устроенным по принципиально иным законам, чем мир реальный. Отношения реального человека и его виртуального воплощения больше напоминают отношения между Творцом и его Творением.
Общаясь в Сети, люди забывают суету реальной жизни, отвлекаются от большинства социальных ролей. В Сети вы делаете не то, что должны, а то, что хотите. Вы максимально свободны в реализации своих желаний, но также максимально ограничены в выборе средств...
"Мадемуазель Плагиатон-2022" через минуту загудела принтером, и я, будучи максимально ограничен (а потому беспринципен) в выборе средств, стал жадно выхватывать из лотка рукопись, на которой было напечатано следующее:

 
П.Страшный
Интернет и народная культура постиндустриального общества

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Из всех великих достижений мировой культуры Интернет у нас наименее изучен, наименее понят и оценен.
А между тем Интернету принадлежит одно из самых первых мест в ряду современных средств коммуникации. Его создателей в принципе можно отнести даже к числу величайших «гениев человечества» всех времен и народов. Его считали и считают не только великим достижением в обычном смысле, но и (ошибочно) этаким Всемирным мудрецом и пророком.

Конечно, кое-кто восторженно может написать, что Интернет собирает мудрость и в науке, и в народной стихии провинциальных наречий, поговорок, пословиц, школьных фарсов, из уст дураков и шутов. Что, преломляясь через это шутовство, раскрывается во всем своем величии Всемирная паутина и её пророческая сила. Что всюду, где она еще не находит, она предвидит, она обещает, она направляет. Что в этом лесу сновидений под каждым листком таятся плоды, которые соберет будущее. Что она есть «золотая ветвь» и т.д и т.п.

Все подобного рода суждения и оценки, конечно, относительны. Мы не собираемся решать здесь вопросы о том, можно ли ставить Интернет рядом с Телевидением, выше ли он Мобильной телефонии или ниже и т.п. Но историческое место Интернета в ряду этих видов искусства и коммуникации, не подлежит никакому сомнению. Интернет существенно определил судьбы не только новой литературы и неоязыка, но и судьбы мировой культуры (вероятно, не в меньшей степени, чем TV). Не подлежит также сомнению, что он – демократичнейший среди этих видов современных искусств. Но самое главное для нас в том, что он теснее и существеннее других связан с народными источниками, притом – специфическими; эти источники определили всю систему его образов и его художественное мировоззрение.

Именно этой особой и, так сказать, радикальной народностью всех образов Интернета и объясняется та исключительная насыщенность их будущим. Ею же объясняется и особая «нелитературность» Интернета, то есть несоответствие его образов всем и ныне господствовавшим канонам и нормам литературности, как бы ни менялось их содержание. Образам Интернета присуща какая-то особая принципиальная и неистребимая «неофициальность»: никакой догматизм, никакая авторитарность, никакая односторонняя серьезность не могут ужиться с раблезианскими образами, враждебными всякой законченности и устойчивости, всякой ограниченной серьезности, всякой готовости и решенности в области мысли и мировоззрения.

Отсюда – особая уникальность Интернета. И если на протяжении последних лет мы встречаем много восторженных ценителей Сети, то сколько-нибудь полного и высказанного понимания её мы нигде не находим. Филистёрская молодёжь, открывшая Интернет, как она открыла ранее TV и мобильную связь, не сумела его, однако, раскрыть и дальше восторженного изумления не пошла. Очень многих Интернет отталкивал и отталкивает. Огромное же большинство его просто не понимает. В сущности, образы Сети еще и до сегодняшнего дня во многом остаются загадкой.

Разрешить эту загадку можно только путем глубокого изучения народных источников Интернета. Если он кажется таким одиноким и ни на кого не похожим среди других видов искусства (мастерства), то на фоне правильно раскрытого народного творчества, напротив, – скорее последние годы традиционного культурного развития могут показаться чем-то специфическим и ни на что не похожим, а образы Сети окажутся у себя дома в тысячелетиях развития народной культуры.

Интернет – труднейший из всех видов, так как он требует для своего понимания существенной перестройки всего художественно-идеологического восприятия, требует умения отрешиться от многих глубоко укоренившихся требований литературного вкуса, пересмотра многих понятий, главное же – он требует глубокого проникновения в мало и поверхностно изученные области народного творчества, в частности смехового.

Интернет труден. Но зато его произведения, правильно раскрытые, проливают обратный свет на тысячелетия развития народной смеховой культуры, величайшим выразителем которой в области искусства (мастерства) он теперь и является. Освещающее значение Интернета громадно; его посты должны стать ключом к мало изученным и почти вовсе не понятым грандиозным сокровищницам народного творчества. Но прежде всего необходимо этим ключом овладеть.

Задача настоящего введения – поставить проблему народной культуры постиндустриальной, а может даже и информационной эпохи, определить ее объем и дать предварительную характеристику ее своеобразия.

Народный смех и его формы – это, как мы уже сказали, наименее изученная область народного творчества. Узкая концепция народности и фольклора, слагавшаяся в эпоху традиционных культур, почти вовсе не вмещала в свои рамки специфической народно-площадной культуры и народного смеха во всем богатстве его проявлений. И в последующем развитии фольклористики и литературоведения смеющийся уже не на площади, а в Сети народ так и не стал предметом сколько-нибудь пристального и глубокого культурно-исторического, фольклористского и литературоведческого изучения. В обширной научной литературе, посвященной обряду, мифу, лирическому и эпическому народному творчеству, смеховому моменту уделяется лишь самое скромное место. Но при этом главная беда в том, что специфическая природа народного смеха воспринимается совершенно искаженно, так как к нему прилагают совершенно чуждые ему представления и понятия о смехе, сложившиеся в условиях буржуазной/советской культуры и эстетики нового времени. Поэтому можно без преувеличения сказать, что глубокое своеобразие народной смеховой культуры прошлого и настоящего до сих пор еще остается вовсе не раскрытым.
 
Между тем и объем и значение этой культуры как и в прошлом, так и сегодня огромны. Целый необозримый мир смеховых и эротических форм и проявлений противостоял и противостоит официальной и серьезной (по своему тону) культуре: церковной, государственной, традиционной. При всем разнообразии этих форм и проявлений – площадные/сетевые празднества/чаты/форумы карнавального типа, отдельные смеховые обряды/розыгрыши и культы, шуты и дураки, великаны, пророки и колдуны, карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная литература, аватары, псевдонимы-ники, эротический и не эротический спам, порнография, графомания, паралитература и многое другое – все они, эти формы, обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры...

..........................
..........................

И далее в таком же духе. С подстановкой конкретных примеров из Сети... Мамзель хорошо прошлась этаким грейдером... точнее апгрейдером по тексту Бахтина до победного конца...
 


Рецензии