Седьмой элемент доспехов Бога
Я насчитал не менее шести явлений ангелов в рождественской истории. Довольно большая плотность, но при этом стоит отметить, что роль ангелов в этой истории не решающая. Они триггеры, запускающие цепочки реакций и указывающие людям направления поворота сюжета. А основные действия за Иосифом, Марией, пастухами и т.д. Это побуждает снова задуматься о соотношении усилий Бога и человека, о чем я уже как-то писал.
Мы проходим на церковном разборе Еф.6:10-20, предлагаю сопоставить этот отрывок с Неем.4. В обоих фрагментах сначала говорится о врагах Божьего народа. А дальше последовательность разная. В Неем.4 сначала верующие молятся, а потом берут в руки оружие. А в Еф.6 предлагается сначала взять в руки оружие, а потом помолиться (кстати, если допустить, что молитва входит в состав всеоружия Божьего, а я склонен так рассматривать стихи о ней, то это седьмой элемент доспехов Бога).
Я думаю, главное здесь не то, что упоминается сначала, а что позже, а то, что в духовной борьбе важно и то, и другое, и есть два рода ошибок: когда упускают либо человеческие действия, либо молитву. Когда придают излишнее значение либо активным усилиям, либо молитвенному упованию. Важно и то, и другое: и действовать Божьими методами, и уповать на Бога, проявляя это упование в постоянной молитве.
Здесь встает вопрос о пропорциях распределения усилий Бога и человека в решении конкретных вопросов. 0% Бог и 100% человек? 100% Бог и 0% человек? 50% Бог и 50% человек? Неемия на 100% доверяет Богу и при этом принимает 100% необходимых для строительства и защиты мер. Когда мы искренно молимся, мы признаем, что полагаемся на включение Бога в нашу ситуацию на 100%. Когда мы действуем в полную силу и сверх сил, мы показываем, что готовы нести ответственность на 100%.
Возвращусь к рождественской истории. Каждое явление ангелов в эти особенные месяцы побуждает участников не просто куда-то идти и что-то делать, а направляет к Мессии, к Иисусу Христу. Важна не просто человеческая активность и инициатива сама по себе и не молитва в общем, а активность и молитва, которые сосредоточены на нашем Спасителе Иисусе Христе. «И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лук.2:16). Рождество про то, что после встречи со сверхъестественным важно не просто бежать, а бежать в сторону Иисуса.
Сперджен рассказывает на эту тему красивую притчу. Проповедник проходил мимо одного дома, и к нему подбежала взволнованная женщина. Она спросила, нет ли у него какого-нибудь ключа, потому что она сломала ключ от своего шкафа, а там лежат вещи, которые ей сейчас очень нужны. Проповедник ответил, что у него с собой никаких ключей нет. Та расстроилась и начала искать других прохожих.
Тогда проповедник обратился к ней: «Если бы у меня и были с собой ключи, ведь нет никакой гарантии, что какой-нибудь из них подошел бы к замку вашего шкафа». А дальше, желая использовать эту ситуацию для духовного блага, он спросил эту простую женщину, слышала ли она что-нибудь о ключах неба. «Конечно, слышала, – отвечала та, – я хожу в церковь и хорошо знаю, что если мы будем упорно трудиться, творить добро своим ближним и стараться не грешить, то спасемся».
Проповедник ответил: «Дорогая женщина, но это сломанный ключ, ведь вы много раз нарушали заповеди и не исполняли все свои обязанности. Это хороший ключ, но вы сломали его». Женщина испугалась: «А как же мне попасть на небо? Какой ключ поможет?» «Через кровь Иисуса Христа, – отвечал проповедник, – ключ от неба висит у Спасителя на поясе, разве вы не слышали, что если Он затворит, то никто не отворит, а если Он отворит, то никто не затворит?»
Нужны все семь элементов Божьего всеоружия. Математика благодати такова: сто процентов Божьего участия плюс сто процентов вовлечения человека равно сто процентов успеха. Важны оба слагаемых. Превратить молитву в формальность, разведя кипучую духовную деятельность – все равно, что открывать шкаф благословений сломанным ключом. Молиться, не ударяя пальцем о палец – свидетельствовать о своей инфантильности и лени.
21.12.2020
Свидетельство о публикации №220122101608