Когда земля. гл. 34. Развод

          На следующий день Жеребков, съездив в своё имение, получил от матери согласие на продажу земли в письменной форме
с её подписью. В это время Дуняша неотступно сидела у постели больной.
          Потом ротмистр вернулся в полк и попросил двух своих друзей офицеров подтвердить факт его супружеской измены,
взяв с них соответствующие расписки.
         Затем он заехал домой, написал признание в своих грехах, и со всеми бумагами и письмами, засунутыми в красную ташку, отправился на встречу с отцом Ипполитом.
      
         В тот день в полковой церкви было особенно много народу. Жеребкову пришлось протискиваться сквозь толпу,
чтобы добраться до амвона, на котором стоял святой отец.
        Узнав, что ротмистр зашёл к нему по делу, отец Ипполит увёл его в ризницу. Здесь, за закрытыми дверями,
усевшись на массивную дубовую скамью, Жеребцов изложил батюшке свою просьбу.

         -- Моя супруга тяжело больна, по моей вине, -- сказал он. -- Я не хочу её больше мучить. Я бы хотел, чтобы Ольга Юрьевна, моя жена, была развенчана, стала свободной. Я хочу дать ей развод.
         -- О! Вы даже не представляете в какую трясину вы лезете, милостивый государь! –- закричал священнослужитель. -- Сегодня получить развод — это почти невозможно! Даже для первых лиц государства –- это не так-то просто!
         -- Я не мог сделать её счастливой. Со мной она не сможет ощутить радость материнства. Вот заключение врачей.
         Ротмистр достал медицинскую справку и показал её отцу Ипполиту.
         -- Я вам искренне сочувствую Иван Данилович, но бездетность не является основанием для развода.
Нужны более веские причины... Ну, скажем, прелюбодеяние.
         
         -- А как же, святой отец! -- замахал руками Жеребков. -- У меня с этим полный порядок.
                (он достал листок бумаги)
         -- Вот моё признание.
         -- Это ещё не является доказательством.
         -- У меня есть письма женщин. Он выложил из ташки кипу писем и положил их на скамью.
         -- Вот это уже хорошо, но недостаточно.
       
         -- У меня есть два свидетеля, офицеры нашего полка.
                (достал ещё два листа)
         -- А что они видели?
         -- Ну как, что? Они видели, что я был в постели с другой женщиной.
         -- Это ничего не значит. Как бы вы быстро ни двигались под одеялом, -- замотал головой отец Ипполит. -- Нужны свидетели именно полового акта, которые бы смогли заявить, что видели своими глазами, извините за непристойность, как он «засунул свой член в её влагалище». Причём оба свидетеля должны были видеть один и тот же половой акт, в одно и то же время,
в одном и том же месте. Вот такие требования в нашем церковном ведомстве.
      
        -- Ё* твою мать!
                (Жеребков применил непечатное выражение).
        -- Только не надо здесь выражаться! -- сердито оборвал его святой отец и перекрестился. -- К вашему сведению, иногда получался полный маразм! Некоторые разводящиеся даже предлагали членам консисторий самим сходить с ними в бордель и лично засвидетельствовать процесс прелюбодеяния.
        -- Я, кстати, ходил в публичный дом.
        -- Это не считается прелюбодеянием. Тогда половину всех браков придется аннулировать.
Знаете ли вы, милостивый государь, что сегодня многие дамы, отправляя мужа в командировку, дают ему деньги на бордель.
Это исключает серьёзные романы на стороне и сохраняет семью.

        А во Франции, например, мужчину признают прелюбодеем только в том случае, если он приводил в дом другую женщину и открыто (при наличии в доме жены) сожительствовал с ней в течение длительного времени.
        -- То есть, вы хотите сказать, что у меня нету шансов?
        -- Практически никаких!
        -- Чёрт знает, что такое!
        -- Иван Данилович, не надо в храме поминать нечистого! -- вынес ему повторное предупреждение святой отец и перекрестился.

        -- Жалль, что мы не договорились, -- развёл руками Жеребков и встал. -– Кстати, ко мне обратились купцы Караваевы.
Хотят купить кусок берега, о которым мы с вами говорили. Хотят построить там цех по копчению рыбы.
        -- Иван Данилович! -- взмолился отец Ипполит. – Вы же нам обещали?
        -- Но вы же не идёте мне навстречу. Почему я должен идти навстречу вам?

        -- Владыка Феофан меня просто убьёт, если мы упустим эти земли! Говорите, что вы хотите?
        -- Я уже всё сказал, ваше преподобие.
        -- Вы представляете, на что вы нас толкаете? Нам придётся нарушить установленный порядок!
        -- Вы нарушите только букву закона, но не дух. И вы это знаете не хуже меня...
        -- Хорошо, будь по-вашему, -- после некоторого колебания согласился отец Ипполит и перекрестился. –- Я передам ваши требования владыке Феофану. И надеюсь, Господь простит нам этот грех.   
   
        Прошло два месяца. Владыке Феофану пришлось использовать всё своё влияние в церковных кругах, а кое-кому
из церковных крючкотворцев даже дать взятку. Помытарили его, конечно, изрядно.  Но в конце концов Священный Синод
в ревизионном порядке дал положительную оценку постановлению консистории.
        Отец Ипполит в метрической книге рядом с записью о бракосочетании Жеребковых сделал приписку.

      «По определению Нижегородского епархиального начальства, утвержденному Указом Святейшего Синода от  3.09. 18.. года, за № 1224, брак дворянина Жеребкова Ивана Даниловича, гусарского ротмистра и дворянки Жеребковой Ольги Юрьевны, совершенный (12. 07. 18.. года) в полковой церкви города N. Нижегородской губернии, расторгнут по прелюбодеянию первого, с позволением Ольге Юрьевны вступить в новый брак, и с преданием И. Д. по 20 правилу Анкирского собора  семилетней епитимии, по понесении коей представлено и ему вступить в новый брак в порядке, изъясненном в Указе Священного Синода».

                Дата 3.09. 18.. года               
                Священник Ипполит Преображенский

       Затем святой отец по просьбе Жеребкова сделал копию этой записи на бланке из метрической книги с печатью епархии специально для Ольги Юрьевны.
       Ротмистр же в свою очередь передал святому отцу все бумаги по земельному участку.  А также заявление, по которому они с матерью давали согласие на продажу земли.

http://proza.ru/2020/12/22/1499


Рецензии
Нда-а-а, Андрей!
Уж больно строгие законы были тогда!
И моё мнение - не справедливые.
Поясню: выходит, что церковь фактически разрешала семейным мужчинам прелюбодеяние, хотя это ведь один из семи смертных грехов. Разве не так?
Но Жеребков поступает благородно, жалея Ольгу Юрьевну.
С размышлениями,

Элла Лякишева   03.01.2022 23:15     Заявить о нарушении
Формально православие осуждает любую измену в браке, но степень ответственности для мужчин и для женщин разная.

Андрей Жунин   03.01.2022 23:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.