Этика. Опыт герменевтики

Этика императивна, иначе это не этика, а дисциплинированность, прагматизм, конформизм.
Этика (раз она императивна) - это вера.
Раз вера, раз этично поступающий решает, исходя из своего выбора, то этика и вера связаны с феноменом личности.
Личность генерируется поэтическим институтом или шире художественным.
Художественный дискурс - приблизительные (неточные, мягко языковые) семантические высказыванья, тексты, произведения.
В максимальном масштабе жуддискурс есть абсурд  и здесь показателен оксюморон (совмещение не совместимого) .
Когда абсурд, растерянность и шок удивления (по-аристотелевски, катарсис) , тогда возникает потребность в творчестве, субъектной позиции.
Добрый (этичный) человек интеллектуальнее и мудрее недоброго, потому что он заботится не только о себе , но и о других (практически интеллект тесно связан с художественным, поэтическим, которые активизируют субъектность).
Целое и масштабное- диапазон интереса этичного человека.
Максимальная глубина, широта  свойственны этичному.
Вечный, бесконечный, информационно-волновой, бестелесный мир - его ориентировка, линейка.
Интеллект зависит от big Data , а не от "высоких". "избранных" или "исключительны" образчиков. Художественный текст - это ритмичные параллелизмы и разнообразие .
Личность связана с жизнью, с живой реальностью.
Личность живая.
Жизнь же это стремление образовывать форму, квант, ячейку. Жизнь сохраняется, старается  быть устойчивой, обновляется, тиражируется, видоизменяется. Всё это функции-качества живого. 
Этика  своеобразная игра. То  есть, нечто имеющее правила, которых следует добровольно придерживаться.  Этичным должен быть пользователь языка, ученый, солдат. Иначе всё будет "вместо шапки на ходу одел сковороду".
Личность в сущности есть интериорация общений, она есть общественные связи.   
Жизнь - обновление. Этика также не бывает догмой . Этика не нуждается ни научных, ни в квазинаучных обоснования, ни в "окормлении" партией, церковью.
Многообразие, а не наилучшая исключительность рождает верное, правильное, обладающее  качествами адаптации в среде.  Поэтому мир ячеистый. Не для того, чтобы каждый любовался своей страной, а потому что ячеистость адаптивна и выгодна всему человечеству. Каждая страна имеет свои "фишки", но также может иметь недостаточность возможностей и свои изъяны. Можно у других научиться (или даже получить помощь) .
Религия также ячеиста. Наиболее правилен религиозный инвариант, так сказать, неманифестированное  Дао.  Другими словами, принципиальная веротерпимость.
Этичность универсальна и свойственная всем цивилизациям, но в разной мере. Наиболее этична россиско-евразийская цивилизация.
Тому есть природные (историко-географические причины).
Север. Потребность в интеграции и сотрудничестве больше потребности в конкуренции. Природа внешняя военная угроза, граница протяженная и в целом (и особенно в начальных фазах истории)  равнинная. Преобладание экзогамии над эндогамией (коллективизма - над хуторским ой замкнутостью, корпоративностью) . В природной эффективности Русь-Россия также оптимально. Огромные реки с большими бассейнами притоков, смена сезонов, всё это скорре благоприятно, чем не благоприятно. Даже в задачах обороны зимушка-зима помощница - зимой лошадям нет корма и прохладно, когда за минус 20.
Русь по ландшафто-историческим причинам меняет свои доминирующие стили, свою  ментальность, "Умом Россию не понять", "приемлет всё", но всегда почти трагично  запаздывает, так что обращает свой разум на широкий горизонт. Русь-Россия  всегда переполнена противоречиями. Шикарный, византийского масштаба элитаризм соседствует с эгалитаризмом.  Всегда ценится герой и великий человек. Перечислим например:   Дмитрий Донской, ... Калашников.  Но всегда простой маленький рядовой человек - бесспорная ценность, хоть беззащитный чиновник Башмачкин, хоть солдат Тёркин,  хоть непутевый Афоня (из фильма "Афоня".   Или хотя бы сказка про Репку: без маленькой мышки не обошлось решить задачу. 
Этичность лучше всего воспитывается ни дома, ни в школе , а в обществе-стране в целом. Поэтому культ Родины всегда на первом плане. 
Этичность проста и стремится быть ещё проще, минимальней. Любовь к Богу , любовь в ближнему. Все люди - братья.
Русским чужда националистичность с её замкнутостью и ксенофобиями.  Как в анекдоте про Брежнева: "Нам нужен мир и по возможности весь". Испанская грусть, Свободу Анжеле Дэвис, Северная Корея, Вьетнам, Куба, Сирия , Венесуэла. 
Русские (особенно которые повыше) бываю шикарные, виртуозные, изысканные, восхитительные (как Гагарин или как граф Строганофф), но мейнстрим русского - это стиль простоты, простолюдина (Валенки-валенки, да неподшиты-стареньки). Граф Лев Толстой стремился опроститься, ходил босой, в мужицкой косоворотке,   за плугом, презирал чванливых аристократов. Но Чехов обгоняет Толстого, реальный мужик Горький Чехова, а  юмористы-шалопаи Ильф и Петров обгоняют и Горького, и Чехова.  И так далее, доходим до КВНщиков с их пельменями.   Английское "humour"означает не тольно смешное-веселое, но и "настроение" в целом (то есть, то, что узнается посредством чуткости) , а как глагол  означает "ублажить, позволить". Этическому не чужд юмор.  Этичное сурово и жестока к отморозкам и негодяям, но к нормальным и около того этичное, оно мягкое, чуткое, осторожное, внимательное, вежливое.   


Рецензии