Если усталость подобна смерти. Притча

Как-то раз мимо хижины старого мудреца шел человек. Вид у него был как у ходячего мертвеца – он еле передвигал ноги, взгляд его был потухший, казалось, он даже не понимает, куда идет. Увидев, что мудрец сидит в тени на циновке, человек спросил:

– Старик, позволь мне ненадолго присесть рядом с тобой. Я смертельно устал. Думаю, что если немного не отдохну, то не дойду до дома.

Мудрец разложил рядом с собой вторую циновку и сказал:

– Конечно, садись, добрый человек. Сиди, сколько душе угодно. Но я не понял, как ты собираешься отдыхать?

Человек сел, прислонился спиной к стене хижины и закрыл глаза:

– А разве не так люди отдыхают, когда почти умирают от усталости? Сядут, посидят, воды попьют. И все. Пора снова в путь, пора снова жить.

Старик рассмеялся:

– О! От такого даже тело твое не отдохнет!

– Тело? – прошептал человек. – А разве еще что-то устает у людей?

– Это зависит оттого, что ты делал в последнее время и как долго, – ответил мудрец.

– Я выполнял много тяжелой работы. Порой казалось, что все жилы в моих руках и ногах лопнут. Но я оказался крепкий. А еще мне приходилось много думать, потому что жизнь заставляла решать непростые вопросы и с деньгами, и с товарами, и с людьми. И еще я очень много переживал и страдал, потому что сваливались на меня горести и печали, связанные с моей семьей. Вот так я и жил весь последний год.

Старик покачал головой:

– Ну, сидя на циновке, ты от такой усталости не избавишься. Отдыхать надо уметь. Потому что не только тело твое устало. Останься у меня хоть на несколько дней, и я помогу тебе.

– Спасибо, ты добрый человек. Но я боюсь тебя утомить, – ответил человек. – Хотя с радостью принял бы твое предложение.

– Тогда смело оставайся. И под конец твоего отдыха, я расскажу, почему ты не смог бы меня утомить.

Человек с благодарностью остался. А старик стал учить его отдыхать.

– Ты сказал, что выполнял много тяжелой работы. Значит, тело твое изнемогает от усталости. Начать надо именно с тела, иначе не будет сил на другой отдых.

– И как заставить тело отдохнуть?

– Это самое простое, – старик рассмеялся. – Хочешь, сиди целыми днями на циновке, хочешь, лежи в хижине, хочешь, ходи к водопаду и стой под его прохладными струями, или, если желаешь, сиди рядом со мной и медитируй. Делай что угодно, лишь бы чувствовать, как с каждой минутой усталость покидает твои ноги и руки, как перестаешь ты дрожать от переутомления. А когда надоест тебе так отдыхать, скажи мне об этом, и мы продолжим нашу с тобой учебу.

Следующие дни человек провел именно так, как сказал мудрец. Сначала он отсыпался, потом сидел с полузакрытыми глазами, потом стал ходить к водопаду, где с удовольствием стоял под падающими струями воды.

– Кажется, тело мое отдохнуло, учитель, – сказал он старику через некоторое время. – Наверное, мне пора в путь. Я стал совсем другим человеком. Могу еще год тяжелой работы выдержать.

– Э, нет! – рассмеялся старик. – Мы не только из тела состоим, а значит, не только оно устает. Ты сказал, что много думал, решал головоломки. Значит, гораздо больше, чем тело, устал твой разум.

– Вот как? – удивился человек. – Уж не знал я, что есть способ дать отдых разуму.

– Много есть хороших способов. Сходи к тому дому, что виднеется внизу за деревьями. Там по утрам женщина поет прекрасные песни и перебирает струны. Музыка лечит разум. Сходи в горы, полюбуйся на красоту природы, послушай шепот ветра, природа тоже дает разуму отдых. Погуляй по лесу, там много зверей, которые совсем не боятся людей. Посмотри на них, поговори с ними – животные дают отдохнуть мыслям. А как почувствуешь, что готов, скажи мне.

Снова послушался человек своего учителя. Ходил он и к дому слушать музыку, и в горы, ловить ветер, и в лес говорить с животными. И почувствовал такой прилив сил, что поспешил рассказать старику:

– Мудрейший, я никогда так не отдыхал! Кажется, я стал так силен, что могу и горы сдвинуть, и любую головоломку решить. Неужели еще не до конца я отдохнул?

Старик снова рассмеялся:

– О каком отдыхе ты говоришь? Ты же год провел в страданиях и беспокойствах. Как же ты не понимаешь, что сильнее тела и разума устала твоя душа! Вот, что нуждается в лечении.

– Но как дать покой душе, если все равно каждую минуту я буду беспокоиться за близких и дорогих мне людей.

– Есть один испытанный способ, – ответил мудрец. – В древности говорили, если устала, истрепалась от горя душа, то пойди и соверши доброе дело. Только так придашь ты силы своей душе, только так поможешь ей отдохнуть. Поэтому иди, погуляй по деревне, посмотри, кому может понадобиться твоя помощь, помоги таким людям и возвращайся.

И снова человек послушался старика. Спустился в деревню. А там узнал, что в доме, где жили двое стариков с маленькой осиротевшей внучкой, прохудилась крыша. Никто не хотел им помочь. И они сильно переживали, что скоро пойдут дожди, и будет их ребенок жить в сырости. Человек с радостью решил им помочь, и за один день перекрыл всю крышу. Материал он купил за свои деньги. А за работу ничего не взял. И вернулся обратно к монаху.

– Ну, как ты себя чувствуешь теперь? – спросил старик, разглядывая, каким отдохнувшим и помолодевшим выглядит его ученик.

– Учитель! – воскликнул тот в ответ. – Только теперь я понимаю, что и правда не каждый знает, как отдыхать. Теперь и душа моя спокойна. Может, я и правда дал ей отдых. А может, понял, что если я не помогу своим близким, то найдется какой-то человек, который это сделает, когда меня не будет рядом. Вдруг, ему захочется отдохнуть душой. Спасибо тебе, мудрейший!

– Теперь ты понимаешь, почему не мог бы утомить меня? – рассмеялся на прощание старик. – Моей душе тоже надо давать отдых. Поэтому я научил тебя отдыхать.

Вот и я, мои дорогие читатели, понимаю, что когда пишу эти притчи, то отдыхаю душой. Ведь если вы их читаете, значит, они хоть немного, но вам помогают. Так я совершаю маленькие добрые дела.


Рецензии