Воспоминания прошлого 33 Младшие командиры

Начальником училища из числа курсантов были назначены младшие командиры:

  Заместитель командира взвода - старший сержант Котов Виктор Иванович,
  Командиры отделения - курсант Казаков Марат Ильичи и курсант Гойдов Вячеслав Михайлович.   Им были присвоены звания "сержант"
  Виктор Иванович Котов, уже отслуживший в войсках срочную службу, в звании старший сержант, был зачислен в училище без конкурсных экзаменов, имел строевую выправку, знал Уставы, и имел практику командования личным составом подразделения. 
 При назначении на должность учли его возраст, командный опыт, строгий внешний облик и громкий командирский голос.
Виктор слегка заикался, но этот недостаток совершенно не мешал подавать уставные команды и громко отчитывать провинившихся.
Обижаться на него или оправдывать свои действия не имело смысла, он всегда был прав.
По воинским правилам – приказы и действия командира не обсуждаются.

  Марат Ильич Казаков, воспитанник детского дома, сын полка, не помнил родителей и не имел родственников.
 Он тоже был принят без экзаменов.
Николай Николаевич Гудков увидел в сыне полка черты будущего командира, педантичного в исполнении распоряжений, приказов и приказаний, и не ошибся в выборе для себя верного помощника.
 Марат отличный гимнаст, немного странный в поведении (поедал целыми столовыми ложками горчицу во время обеда), вел аскетический образ жизни, немного замкнутый в себе, принципиальный, необидчивый, верный товарищ.
 В холодную пору, когда температура в казарме не поднималась выше 10 градусов, Марат ложился спать с открытым торсом и накрывался только простыней.

Удивительно, он не был подвержен простудным заболеваниям.
 Будучи младшим командиром снискал уважение подчиненных и вывел отделение в число передовых на курсе.
 На строевых занятиях и тренажах Марат учил нас правильно выполнять строевые приемы.
Он освоил все приемы, когда был сыном полка.
Небольшие странности в поведении он объяснял желанием быть настоящим защитником родины.
Свою мечту командир не скрывал от своих подчиненных. «Пример заразителен», говорил Марат, «может кто и последует моему примеру».
Он часто в разговорах упоминал великого полководца А.В. Суворова, его взаимоотношения с подчиненными, приводил остроумные суворовские изречения и наказы солдатам.

Гойдов Вячеслав Михайлович               
  Слава был моим другом до конца своей жизни, отличник учебы на всех трех курсах, любимый курсант командира батареи  и командира взвода, требовательный, воспитанный, прошел путь от командира отделения до старшины батареи.
 Был примером в строевой выправке, хорошим помощником в учебе, активным в спорте и в общественной жизни, играл на гитаре, обладал природным музыкальным голосом, знал много песен, постоянный участник художественной самодеятельности.
Он собрал в себе самые лучшие человеческие качества.

 Слава был книголюбом -фанатом. Отлично успевая в учебе, находил время для чтения классиков русской и философской литературы. Читал произведения с первого до последнего тома.
 Ему хватило терпения и времени прочитать от корки до корки «Капитал» Маркса, все тома произведений А.П. Чехова , Бальзака Бунина и др.
 Кто может похвастаться, что прочитал великое творение К. Маркса? Не много найдется смельчаков с положительным ответом. Я в их числе.

 Мы не расставались все три года обучения, были всегда рядом, сидели за одним столом в аудиториях и на самоподготовке, качали свои мускулы на спортивных снарядах, бегали на лыжах, не расставались в увольнении.

 Судьба нас разлучила после получения назначения на офицерские должности в разные воинские части. Встретились через много лет в Твери в Академии ПВО им. Г.К. Жукова.
Он, преподаватель Ленинградской академии связи, а я- старший помощник начальника учебного отдела Академии Жукова.
             Во время встречи кроме обмена воспоминаниями, удалось согласовать с ведущими кафедрами отдельные вопросы  его диссертации.
 Несколько раз удавалось побыть вместе в моей семье.
Воспоминания длились до утра, было что рассказать и послушать.
 Мой друг брал гитару и исполнял старинные романсы.
 С супругой и сестренкой часто вспоминаем встречи с ним на московской и тверской земле.
Вспоминаем с благодарностью, что они были, и с горечью, что никогда не повторятся.

 Я сожалею, встреч было мало. Несколько раз по служебным делам на очень короткое время он приезжал в Калинин, а я побывал в его семье в Ленинграде всего один раз.

 Познакомился с его семьей. Ничего не предвещало разрыва отношений в его семье, однако, дальнейшая супружеская жизнь у Славы не сложилась. Может быть эта трагедия в семейной жизни и была причиной неизлечимой болезни. Жизнь моего друга закончилась трагически.
 Болезнь лишила возможности двигаться, а находиться в постоянном горизонтальном положении для него было непереносимым состоянием. Возникшие нездоровые отношения с супругой усугубили тяжелую болезнь. Медицина оказалась беспомощной, организм не выдержал.
Сложную жизнь прожил мой друг. При встречах заводил  разговор о друзьях и сослуживцах, о карьеристах  и неспособных оценивать реальность, но он верил в  возможности людей исправлять свои недостатки. Его рассуждения были правильными.
 Он утверждал что все происходит в процессе развития:
 быстро меняется человек. Меняется его облик, характер, поведение в обществе, потребности и наклонности.
Вокруг появляются новые друзья. недруги, завистники, недоброжелатели.
 Однако, человек обретает мужество и стойкость, рассудительность и способность правильно оценивать происходящие события, принимать на свой страх и риск решения по возникающим проблемам и отстаивать личную точку зрения.
Человек со временем накапливает знания и практический опыт, совершает благородные поступки и ошибки и, только проанализировав их, получает право оценивать свое место в обществе, полезный служебный и трудовой вклад.
 Мнения наши во всем совпадали.


Рецензии