Война и мир Михаила Калачёва

В конце 70-х годов прошлого века автор проходил производственную практику в совхозе «Пресногорьковский» Ленинского района Кустанайской области. Здесь он  повстречал целую плеяду замечательных людей, благодаря которым предприятие на всю республику славилось своими трудовыми подвигами. Суммарная годовая прибыль совхоза превышала в иные годы два миллиона рублей. Напомню,  в описываемое время доллар был слабее рубля. Выделялся  из этого ряда выдающихся трактористов, животноводов, управляющих, шоферов и специалистов главный агроном – Михаил Павлович Калачёв. Он был человеком среднего роста, с совершенно седой головой, в роговых очках. Всегда что-то напевал себе в седые усы и странно посвистывал, ходил, мягко ступая, и никогда не повышал голос, но чувствовалась в нём какая-то сила, разгадка которой таилась в его прошлом…
Калачёв Михаил Павлович родился в 1921 году в городе Грязи Липецкой области. В 1939-м году Миша поехал в Ленинград и поступил в Пушкинский сельскохозяйственный институт, один из лучших вузов страны, размещенный в бывшем Царском Селе. После зачисления Михаил поселился в общежитие на улице Пролетарской  -  для него начались весёлые студенческие годы. На 30 кафедрах трёх факультетов занимались более тысячи студентов. Среди преподавателей было немало авторитетных учёных, представлявших агрономическую науку – М.И.Дьяков, К.И.Дебу, В.П.Никитин, П.В.Будрин. Институт имел свое учебное хозяйство, на землях которого студенты проходили производственную практику. Но мирную профессию агронома вскоре пришлось сменить на военную. 22 июня 1941 года Михаил с товарищами шёл сдавать экзамен летней сессии, но так и не успел, а попал в военкомат Московского района с заявлением в ополчение.
24 июня 1941 года Ленинградский горком ВКП (б) и военный совет Северного фронта приняли решение о создании армии народного ополчения Ленинграда. Было принято решение о формировании дивизии из добровольцев Московского района. 30 июня создали районную комиссию по формированию дивизии во главе с первым секретарем Московского райкома ВКП (б) Г.Ф.Бадаевым. Из ополченцев Московского района были сформированы два стрелковых полка и один артиллерийский, миномётная рота, санитарный батальон, разведрота и хозяйственные подразделения. Кроме того в дивизию прибыла группа добровольцев из Кронштадта.
4 июля военный совет Ленинградской армии постановил из полков Московского и Ленинского районов создать 2-ю дивизию народного ополчения (2ДНО), а так как она формировалась в основном в Московском районе, назвать её «Московской».
О том времени Михаил Павлович в начале 80-х годов рассказывал автору: «Записали меня стрелком в первый полк Московской стрелковой дивизии. Выдали гранаты, а как с ними обращаться не объяснили. Мы повесили их за кольцо на ремень и с гордым видом пошли прогуляться по городу, пока не наткнулись на военный патруль. Оказалось, что запал вворачивается в гранату непосредственно перед боем, а чека могла быть случайно выдернута. Вот такая у ополченцев была военная подготовка». Призван Михаил был 5 июля, а уже через несколько дней сформированные части ополчения направились пешим порядком в Кингисеппский укрепрайон. 9 июля войска фон Лееба взяли старинный город Псков и начали наступление на Ленинград. Советское командование, стремясь задержать противника, приняло решение о создании Лужского оборонительного рубежа, который полукольцом в 280 километров должен был прикрыть город по реке Луге и рекам Мшага и Шелонь к озеру Ильмень. Лужской оперативной группой войск командовал генерал-майор А.Н.Астанин. Силы немецкого 41-го моторизованного корпуса вышли к берегам Луги  на 25 километров южнее Кингисеппа, на острие наступления находилась 6-я танковая дивизия, танкисты которой участвовали в оккупации Бельгии, Франции и Югославии. Навстречу им были направлены 2-я дивизия народного ополчения, дивизия имени Дзержинского и танковый батальон бронетанковых курсов.
В село Ивановское ополченцы пришли ночью, преодолев по жаре более ста километров пути. В деревне стояла на постое какая-то часть, но почему-то никакого охранения выставлено не было. А утром на мосту через Лугу показалась толпа женщин с лопатами и ломами в руках. Это были ленинградки, копавшие противотанковый ров на берегу реки. По их словам, за мостом остались два лейтенанта с пулемётом, приказавшие им уходить за реку. По их словам по шоссе от Пскова двигалась колонна танков. Это были «панцеры» Pz-III, Pz-35, и Pz-IV шестой танковой дивизии. Начались тяжелейшие бои на Лужском рубеже. Немцам удалось создать плацдарм на северном берегу Луги в районе Ивановского. Ополченцы сражались самоотверженно и яростно, но выбить фашистов не удавалось. 14 июля сюда прибыл на самолете Главком Северо-Западного направления Маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов с командующим фронтом генерал-лейтенантом М.М.Поповым. Об этом событии вспоминал Михаил Павлович: « Ворошилова я видел в метре от себя. Мы не смогли удержаться на позициях и остатки батальона были по его приказу построены. Он произнес пламенную речь, в конце которой приказал командующему расстрелять тех, у кого в строю не оказалось оружия. Приказ был выполнен тут же. К Ворошилову подбежал офицер и с тревогой стал говорить, что немцы вот-вот замкнут кольцо окружения и надо немедленно улетать. Маршала и его свиту посадили в самолет и он улетел». 15-го июля был убит командир ополченцев Николай Степанович Угрюмов.19-го июля возросшее сопротивление советских войск заставило командование группы армий «Север» приостановить наступление на Ленинград и ждать подхода соединений 18-й армии. 3-го августа на севере от позиций ополченцев небо осветилось ярким заревом – это с окраины Кингисеппа гвоздили врага реактивные минометы, которые позже бойцы ласково назовут «Катюши». Через неделю после этих залпов ополченец Калачёв получил тяжёлое пулевое ранение в живот и был эвакуирован в тыловой госпиталь (ровно через сорок лет  Михаил Павлович побывал в Ивановском на берегах Луги, вспомнил давние бои за Ленинград, помянул погибших товарищей и говорил о поездке, что прошлое там вернулось к нему через много лет).Известный военный историк А.В.Исаев говорит о том, что ополченцы 2-й дивизии действовали на
Лужском рубеже против опытных немецких солдат очень самоотверженно и умело.  В организации обороны и предпринятых контратаках они ничем не уступали кадровым военным и были сбиты с позиций только в августе. Более того, по мнению Исаева, то, что "город не брали штурмом с уничтожением всего живого, это заслуга ленинградских ополченцев, которые на Лужском рубеже смогли оказать столь ожесточённое сопротивление, что потеря времени, техники и личного состава заставили немцев отказаться от планов занятия Ленинграда".
Вернулся Калачев  в строй только через  несколько месяцев и очень расстроился, попав в запасной полк. Несколько раз обращался к командованию с просьбой отправить на фронт и все же добился своего. Воевал под Сталинградом, потом вновь оказался под Псковом, и за ожесточенное сопротивление 30-го июля 1944 года немецкой атаке у деревни Туровля был награжден медалью «За отвагу». Через два месяца он вновь оказался в госпитале с осколочным ранением в обе лопатки и вспоминал о нём так: «Переправлялись через Западную Двину в первой лодке, удалось удачно закрепиться с товарищами на берегу, под самым носом у противника. А потом сделали неожиданный бросок вперед, здесь и зацепило». Красноармеец Калачёв  успел еще повоевать в Восточной Пруссии под Кенигсбергом в 24-й Гвардейской стрелковой дивизии, но 25-го февраля победного 1945 года был тяжело ранен в локоть правой руки и комиссован вчистую. Комиссия вынесла вердикт - инвалид III группы. За участие в этих боях он был награжден орденом Красной Звезды. Подлечившись, Михаил Павлович вернулся в родной институт и продолжил учёбу. Многие студенты и преподаватели не вернулись с фронта, но, после освобождения г.Пушкина от оккупантов( от 40-тысячного города после освобождения осталось около 7 тысяч жителей), институт возобновил свою деятельность - стране необходимо было возрождать сельское хозяйство.
После окончания Ленинградского сельскохозяйственного института молодой агроном поехал в казахстанское село Пресногорьковка, что в Кустанайской области. О целине тогда никто и нем думал. В 1947—1953 годах он работал главным агрономом Пресногорьковского райсельхозотдела. В первые годы подъема целинных и залежных земель был главным агрономом крупной  Буденновской МТС Пресногорьковского района. В 1957 году из нескольких маломощных колхозов был создан крупный совхоз «Пресногорьковский», имевший на семи отделениях тридцать тысяч гектар пахотных земель. Михаил Павлович был назначен главным агрономом совхоза. Веками нетронутые ковыли с трудом поддавались вспашке. Калачев предложил переделать пятикорпусный плуг в трехкорпусный, что дало возможность  увеличить выработку тракторов ДТ-54 и повысить темпы распашки новых земель.
В 1957 году агроном был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1967 году — орденом Ленина.
Труд главного агронома оценивается успехами растениеводства хозяйства в целом. Совхоз «Пресногорьковский» независимо от погодных условий стал добиваться стабильных урожаев в зоне рискованного земледелия. Калачев постоянно думал о севооборотах, подбирал лучшие по плодородию земли, экспериментировал на опытном участке. Все лучшее с него переносил на производственные поля.
В 1966—1967 годах на пресногорьковских полях было получено по 18,1 и 18,7 центнера зерна с гектара, а в 1970 году — по 18,4. Средняя урожайность за восьмую пятилетку составила свыше 17 центнеров с гектара. Совхоз продал государству 115 тысяч тонн зерна. Наряду с основной работой главного агронома М. П. Калачёв активно занимался общественной деятельностью, был депутатом районного Совета народных депутатов, в 1967 году был избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года Калачёву Михаилу Павловичу за выдающиеся успехи в развитии  сельскохозяйственного производства было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Всю свою жизнь в Пресногорьковке Михаил Павлович с супругой и детьми провели в небольшом домике дореволюционной постройки под железной крышей, стоявшем на месте нынешнего магазина "Элита". Весною домик утопал в сирени и черёмухе, выглядел нарядно, несмотря на свой почтенный возраст. Главный агроном не считал нужным поменять дом с печным отоплением на более современный, с центральным отоплением и другими удобствами. На пенсию Михаил Павлович ушел в 1981 году, скончался в Пресногорьковке в 2000 году и упокоился на старинном казачьем погосте. Летом 2019 года, возле поставленной ему памятной плиты, состоялся разговор автора с Сергеем Михайловичем Калачевым, приехавшим "своим ходом" из Москвы почтить память отца. Он рассказал, что отца постоянно мучили боли от полученных на войне ран, но внешне он был всегда спокоен и никогда не жаловался...

Дети: Любовь Михайловна, известный врач г.Екатеринбурга
      Сергей Михайлович, много лет работал врачем на кораблях дальнего плавания

Фото: М.П.Калачев 9 мая 1985 года в Пресногорьковке.


Рецензии