Юговосток. Тамбов. Чичерин

Вернулись в Тамбов. Здесь остался еще по плану музей Чичерина. Он находится в центре города.
Из Википедии:
«Дом-музей Г.В. Чичерина создан в г. Тамбове по решению исполкома Тамбовского областного Совета народных депутатов при поддержке Министерства иностранных дел СССР на правах филиала Тамбовского областного краеведческого музея. Открыт 12 декабря 1987 г.
Он размещается в бывшем барском доме городской усадьбы российского дипломата в отставке В.Н. Чичерина (отца Г.В. Чичерина) на углу улиц Советской (быв. Большой) и Кронштадтской (быв. Покровской). Одноэтажный дом с мезонином имитирует в дереве каменную архитектуру I половины XIX в.
Здесь прошли детские годы (с 1877 по 1886) Георгия Васильевича Чичерина, известного отечественного дипломата, Народного комиссара по иностранным делам РСФСР и СССР в 1918–1930 гг., историка, публициста, музыканта и музыковеда. В этом доме в 70 – 80 гг. XIX в. бывал его дядя, выдающийся учёный и общественный деятель Борис Николаевич Чичерин. Об этих событиях напоминают две мемориальные доски на фасаде здания.
Дом-музей Г.В. Чичерина – научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение. Фонды его насчитывают свыше 3,5 тыс. единиц хранения, из них мемориальных – свыше 500. Среди наиболее ценных предметов и коллекций – мебель и книги из библиотеки Г.В. Чичерина в Народном комиссариате по иностранным делам, личные вещи советского дипломата Л.М. Карахана, матери Г.В. Чичерина Ж.Е. Мейендорф, архив и личные вещи композитора С.Н. Чичериной, литературоведа А.В. Чичерина и др.
Экспозицию Дома-музея отличают строгий научный подход в показе материала и удивительно тонко переданная атмосфера дома Чичериных. Гармонично вписавшись в мемориальный особняк, экспозиция знакомит посетителей с жизнью и деятельностью Г.В. Чичерина (1872–1936), основываясь на подлинных фотографиях, письмах, официальных документах, мемориальных уголках. Воссозданы интерьеры, помогающие понять характеры людей, живших в этом доме. В мезонине располагаются мемориальные детские – комнаты Георгия, Николая и Софьи. Работая над ними, создатели музея стремились передать дух семьи и ту домашнюю обстановку, в которой воспитывались дети Чичериных.
С 1994 г. действует выставка «Жизнь и деятельность Б.Н. Чичерина». В настоящее время в круг научного поиска включены все известные представители этого рода. Результаты музейных исследований находят отражение в экспозиции, публикуются в периодических изданиях, научных сборниках. Разнообразна научно-просветительная работа Дома-музея Г.В. Чичерина. В девяти его залах разместились музыкально-литературный салон, историко-художественная галерея, домашний театр.
Кроме традиционной обзорной экскурсии, проводятся тематические, учитывающие запросы различных категорий посетителей, особенно детей и школьников. Так, возрождая традиции семьи Чичериных, и в первую очередь домашнего музицирования и театра, сотрудники музея разработали детскую театрализованную экскурсию «В гостях у Юры Чичерина» и экскурсию с элементами кукольного театра для самых маленьких посетителей. В Белой гостиной Дома-музея устраиваются вечера классической музыки.
Со времени открытия Дом-музей Г.В. Чичерина – один из организаторов и постоянный участник Чичеринских чтений. В 1997 г. по инициативе сотрудников Дома-музея в Тамбове был впервые проведён юбилейный Чичеринский фестиваль, посвящённый 10-летию музея и 125-летию со дня рождения Г.В. Чичерина. Дом-музей Г.В. Чичерина является научной базой для подготовки специалистов профильных дисциплин в вузах города. Здесь проходят учебную и производственную практику, пишут курсовые и дипломные работы будущие историки, музееведы, культурологи, библиографы, лингвисты и т.п.
С 2002 г. музей работает с НП «Четвёртое измерение» по социальной адаптации молодёжи и подростков, имеющих опыт употребления психоактивных веществ. Коллектив Дома-музея Г.В. Чичерина отмечен дипломами и почётными грамотами вышестоящих организаций и сотрудничающих с ним учреждений. В 2004 г. музею была присуждена Премия Тамбовской области имени Б.Н. Чичерина и Г.В. Чичерина.
Ежегодно музей принимает свыше 10 тыс. человек. Среди почётных гостей – государственные, политические и общественные деятели, российские и зарубежные дипломаты, учёные, представители творческой интеллигенции, такие, как учёный-офтальмолог С.Н. Фёдоров, мэр Москвы Ю.М. Лужков, губернатор С.-Петербурга В.А. Яковлев, экс-председатель Совета Министров СССР Н.И. Рыжков, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ А.А. Вешняков, Президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.М. Примаков, ректор МГУ В.А. Садовничий, космонавты Л.С. Дёмин и А.А. Серебров, композиторы В.К. Мержанов и А.Я. Эшпай, писатели П.Л. Проскурин и А.Д. Жариков, заслуженные артисты РФ А. Завьялова, Ю. Кузьменков и др.
Музей живёт острым ощущением сегодняшнего дня. Небольшой коллектив его сотрудников находится в постоянном творческом поиске. Продолжается кропотливый сбор и изучение новых материалов о Чичериных, готовятся к реализации оригинальные музейные проекты. Двери Дома-музея Г.В. Чичерина открыты для всех, кто хочет ближе познакомиться с российской историей.»

Теперь о самом Георгии (Юрии) Васильевиче Чичерине (опять из Википедии):
«Родился 12 [24] ноября 1872, имение Караул, Тамбовская губерния. Ровесник Рахманинова. Родился в дворянской семье (из старинного русского дворянского рода Чичериных). Отец — Василий Николаевич Чичерин (1829—1882) — родной брат историка права Б. Н. Чичерина, дипломат, мать — баронесса Жоржина Егоровна Мейендорф (1836—1897), из остзейского дворянства, была внучкой, племянницей и двоюродной сестрой известных русских дипломатов Мейендорфов.
Родители Чичерина принадлежали к пиетистам (Пиети;зм — изначально движение внутри лютеранской и реформатской церквей, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком») и воспитывали его в том же духе. Главными впечатлениями детства Чичерина были постоянные молитвословия, совместное пение религиозных гимнов, чтение Библии вслух, вообще крайне экзальтированная атмосфера со взвинченными настроениями. Племянник правоведа и философа Бориса Николаевича Чичерина.
Детство и юность. Учился в Тамбовской и Петербургской гимназии, которую окончил с золотой медалью. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1891—1895 гг.). В 1898 г. поступил на службу в Министерство иностранных дел, где был сотрудником также его отец, работал в архиве МИД. С юных лет был эрудитом, полиглотом, прекрасно играл на рояле и обладал феноменальной памятью. Серьёзно интересовался европейским модернизмом, был одним из выдающихся пропагандистов творчества Вагнера, Моцарта и Ницше в России. Чичерин сыграл существенную роль в формировании кругозора своего друга Михаила Кузмина, их переписка — важный историко-культурный памятник. Одной из причин их дружбы явилось то, что оба они были гомосексуалами. (В более поздние годы о гомосексуальности Чичерина, не бывшей секретом для всего Политбюро, упоминал секретарь Сталина Борис Бажанов).
Одновременно начинается и его увлечение левыми политическими идеями, приведшее его после 1904 в лагерь меньшевиков. В 1904 году Чичерин выехал в Германию, формально оставаясь на службе в Министерстве иностранных дел.
Революционная деятельность в эмиграции. Член РСДРП с 1905, входил в берлинскую секцию КЗО. В 1907 году Чичерин был избран секретарём Заграничного центрального бюро РСДРП, в этой должности был на лондонском съезде. В это время Чичерин был близок к группе «Голоса Социал-Демократа». В конце 1907 года Чичерин был арестован в Берлине, осуждён за пользование чужим паспортом, оштрафован и выслан из Пруссии. Некоторое время жил в Лейбене, близ Дрездена. После переезда редакции «Голоса СД» в Париж Чичерин также туда переехал. Участвовал в работе Французской социалистической партии Жана Жореса. Был сторонником августовского блока (1912).
В 1914 году работал в Бельгии, откуда с началом Первой Мировой войны переехал в Лондон. Стал членом Британской социалистической партии, а также одним из организаторов и секретарём Комитета помощи русским политкаторжанам и ссыльнопоселенцам. Главной помощницей Чичерина в работе по комитету была радикальная суфражистка Мэри Бриджес-Адамс. Официальной задачей комитета были сбор и пересылка денег революционерам, находившимся в российских тюрьмах, но под руководством Чичерина комитет постепенно превратился в политический орган, ведущий систематическую агитацию против российского правительства. Штаб-квартирой комитета был дом на Лексхем Гарденс, 96 в районе Кенсингтон. Во время войны придерживался распространённой в большевистской среде позиции пораженчества.
После Февральской революции в России занимался отправкой политэмигрантов в Россию. Русский поверенный в делах К. Д. Набоков, выполняя указания Временного правительства, содействовал этому, но Чичерина не любил и характеризовал его как «графомана» и «типичного дегенеративного фанатика». Дело в том, что Чичерин продолжал антивоенную агитацию и не реагировал на предупреждения британского правительства. 22 августа 1917 года был арестован британскими властями как представляющий угрозу для общественной безопасности и обороноспособности Королевства. После Октябрьской революции и двух нот наркома иностранных дел Троцкого британскому послу Бьюкенену был освобождён (3 января 1918 года). Прибыл в Петроград 19 января 1918 года. 21 января 1918 года был назначен заместителем наркома иностранных дел Троцкого, при этом Чичерин вступил в РКП(б).
На дипломатической работе. «Чичерин — работник великолепный, добросовестнейший, умный, знающий. Таких людей надо ценить. Что его слабость — недостаток „командирства“, это не беда. Мало ли людей с обратной слабостью на свете!» — охарактеризовал Чичерина Ленин в июле 1918 года. Подписал Брестский мир (3 марта 1918 года). С 13 марта, после перехода Троцкого в военный наркомат, стал и. о. наркома иностранных дел, с 30 мая 1918 года — народный комиссар по иностранным делам. Внёс существенный вклад в выведение Советской России из международной изоляции. В 1920 заключил мирный договор с Эстонией. В 1921 году заключил договоры с Турцией, Ираном и Афганистаном. По этим договорам отдавалась вся российская собственность в этих странах, но не «бесплатно»: например, договор с Ираном предусматривал при необходимости обеспечения безопасности советских границ свободный ввод войск на его территорию, что и произошло в августе 1941 года. (А зачем это мы туда заходили? Оказывается, что Советский Союз, опасаясь возможной агрессии со стороны Турции, держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года.)
В апреле 1922 года возглавил советскую делегацию на Генуэзской конференции, во время конференции подписал с германским министром иностранных дел Вальтером Ратенау Рапалльский договор (название происходит от имени местечка Рапалло под Генуей, где состоялось подписание). В 1923 году возглавлял советскую делегацию на Лозаннской конференции, где был определён послевоенный статус турецких проливов. Подписал договоры СССР с Турцией (1925) и Ираном (1927).
Со своим заместителем Литвиновым, сменившим его на посту Наркома Иностранных дел СССР, Чичерин находился в натянутых отношениях. Чичерин болел диабетом, лечился, но был плох, и с июля 1930 года на пенсии. Умер тоже от диабета. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.»
А Максим Максимович Литвинов, который пришел на смену Чичерину, был, на самом деле, махровым евреем - Меер-Генох Моисеевич Валлах. Выступал с антигитлеровских позиций в Лиге наций. Поэтому, когда его сняли в начале 1839 года, то Гитлер существенно изменил свое отношение к Советскому Союзу. Был назначен Молотов, и через два месяца подписан пакт Риббентропа-Молотова. Такие вот глубины истории СССР.

Теперь о нашей краткой экскурсии в дом-музей. Экскурсия, конечно, персональная.
Дом был куплен его отцом.
Много комнат, уникальные вещи: шкаф с черепаховой отделкой и инкрустацией, часы очень дорогие, кабинет Чичерина в Кремле.
Уже в первом классе он знал 4 языка. В доме практиковались дни разговоров только на иностранных языках.
Старший брат Николай принимал активное участие в обучении и воспитании.
О гействе на экскурсии ничего не говорилось, а мы в то время и не знали.

Потом пробежались галопом по Тамбову (по видео записи). Храм Покрова снаружи. Проехали по главной улице Советской. Памятник Зое Космодемьянской и Казанский мужской монастырь, где, якобы, постригался Серафим Саровский. Тамбовский университет.
По просьбе тамбовского гаишника подвезли одну женщину до Мичуринска. Она нас завезла показать Мичуринский институт.
Время уже 8 часов. Женщина завела нас показать какую-то плиту «Здесь лежит тело девицы».
Были первоначально планы попасть в Рязань. Но нас накрыл ливень, и женщины решили, что ночью в Рязань ехать нельзя.
Поэтому поселились в дешевой гостинице на ночь.  Утром из окна – вид на мичуринский базар.
Поехали в Рязань.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru


Рецензии