Рай всегда там, где радость

(из рабочего блокнота)

1.  Яркий представитель ''потерянного поколения'' начала XX века, Эрих Мария Ремарк написал
     на рубеже 20-30 гг.  книгу, вошедшую в большую тройку романов первой четверти минувшего
     века. Наряду с романом Ремарка «На Западном фронте без перемен»  бестселлерами своего
     времени стали и романы «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя» и «Смерть героя» Ричарда
     Олдингтона.  Проза Эриха Марии Ремарка дышит своеобразным духом времени, наполненным
      трагедиями Первой и Второй мировых войн… Сначала я прочла у Ремарка очень,
      по моему мнению, сентиментальный роман «Три товарища», отчасти для Ремарка
      автобиографический. Однако произведения этого писателя не стареют. Романы Ремарка
      в чём-то забавны, а в чём-то циничны. В его книгах всегда явственно отображается
      ''щемяще- чистый маленький мир верной дружбы и отчаянной любви''.

 2. При рождении ему было дано имя Эрих Пауль Ремарк.  Псевдоним Эрих Мария Ремарк
     писатель взял в память об умершей матери. Когда закончилась Первая мировая, ему едва
     исполнилось двадцать. Прежде, чем сказать несколько слов о романе Ремарка «На западном
     фронте без перемен», упомяну об одном удивительном человеке. Его зовут Эрих Фрид.
     Он родился в Вене через несколько лет после окончания Первой мировой войны. В 1938 году
     вынужден был эмигрировать в Лондон. Эрих Фрид – поэт, прозаик, радиодраматург, эссеист
     и переводчик. А до этого сменил много профессий, работал в редакции Би-Би-Си, которую
     покинул из-за политических разногласий с руководством. С тех пор Эрих Фрид постоянно
     сотрудничал в немецких и австрийских журналах и газетах, составлял сброники поэзии и писал
     радиопьесы. У него очень много переводов, в том числе стихов поэтов, далёких от его
      собственной манеры, таких, как И. С. Элиот,  Д. Томас, У. Шекспир…

3.  TOTSCHLAGEN
     Erst die Zeit
     dann eine Fliege
     vielleicht eine Maus
     dann n;glichst viele Menschen
     dann wieder die Zeit
=======================
     УБИВАТЬ
     Сначала время
     потом муху
     возможно мышь
     потом как можно больше людей
     потом опять время
========================
Это стихотворение, перевод которого весьма филигранно сделал В. Куприянов, очень точно
 иллюстрирует ту атмосферу, в которой жил и творил Эрих Мария Ремарк.В 1964 году
популярность Эриха Фрида у немецкоязычных читателей особенно возросла после выхода
в свет сборника стихов «Warngedichte» (1964). Для своих стихов Фрид берёт заведомо
''непоэтические'' темы. Именно поэтому его мир созвучен творческому миру Ремарка.

4.  Ещё об одном человеке хочу упомянуть  Это известный автор «Жестяного барабана»
     и других книг, отмеченных престижными премиями. Его зовут Гюнтер Грасс. Импульсом
     для написания Грассом новеллы «Кошки-мышки» послужило, видимо, газетное сообщение
     о состоявшемся в конце октября 1959 года большом сборе кавалеров Рыцарского Креста
     в баварском Регенсбурге, на котором присутствовало около 350 обладателей этой награды.
     Известно, что Железный Крест был возрождён первого сентября 1939 года, то есть в первый
     день нападения гитлеровской Германии на Польшу. Уже этот символический акт
      свидетесвидетел о том, что начинается не просто польская кампания, а большая война…

5.  В Первую  же мировую Ремарка направили на Западный фронт, где он был ранен в левую ногу,
     правую руку и шею осколками гранаты. Остаток войны он провёл в военных госпиталях   
     Германии. В последний день октября 1918 года Эриха Ремарка выписали из госпиталя. Совет
     рабочих и солдат Оснабрюка утвердил решение о награждении Ремарка Железным Крестом
    I степени, но будущий писатель отказался от награды. Чем он только ни зарабатывал себе на   
     жизнь… Был даже продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне
     при госпитале для душевнобольных, давал уроки игры на фортепиано… Впечатления этого
     периода жизни впоследствии легли в основу романа «Чёрный обелиск». В 1921 году Ремарк
     начал работать редактором журнале Echo Continental. В 1925 году переехал в Берлин. Этот
     период жизни отражён в романе «Три товарища».

6.  Роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» вышел в свет в 1929 году.
    В нём описана жестокость с точки зрения 20-летнего солдата. Год спустя по роману
     «На Западном фронте без перемеен»  был снят одноимённый фильм, удостоенный двух
     «Оскаров». Писатель даже был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе 1931 года,
     но при рассмотрении заявки Нобелевский комитет это предложение отклонил. Союз
     германских  офицеров протестовал против номинации, утверждая, что роман оскорбляет
     немецкую армию. Пацифистская идея одноимённого фильма Льюиса Майлстоуна, снятого
     им в 1930 году,  преодолевает границы между культурами и поколениями.

6.  Фильм Л. Майлстоуна «На Западном фронте без перемен» - совершенно потрясающая
     кинолента.  Вместе с самим режиссёром и ещё тремя соавторами, над его сценарием работал
     и Эрих Мария Ремарк. Сцены сражений были сняты настолько реалистично, что некоторые
     из них были включены в документальные фильмы о Первой мировой войне. Особенно
     потрясает кульминация фильма, в которой Пауль Боймер (Лью Эйрес), единственный из семи
     юношей, оставшихся в живых, погибает в тот момент, когда тянется к бабочке…Поскольку
      антимилитаристская идея романа и его экранизации стремятся донести до читателей и
     зрителей идею утраты человеком рая,, то хочу процитировать Олдоса Хаксли: «Рай может быть
     воображаемым образом того, чего мы лишены, или апофеозом того, чем мы обладаем» (1932).   
     У Августина Блаженного нашла: «Р а й  в с е г д а  т а м,  г д е  р а д о с т ь».

7.  В романе Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы» есть совершенно потрясающий фрагмент
     текста, очень напоминающий стихотворение Эриха Фрида (которое я процитировала не
     случайно):

     Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль
     ничего, потому что терять, в сущности,
     уже нечего.
     Это – любовь на грани обречённости.
     Это – роскошь на грани разорения.
     Это – веселье – на грани горя и риск на грани гибели.
     Будущего – нет. Смерть – не слово, а реальность.
     Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..

20 декабря 2020



 


Рецензии