Сказкотерапия в помощь родителям. Ч. 1

   ТАМ ВОДЯТСЯ ВОЛШЕБНИКИ
(Сказки и были для родителей)


   Всем детям на свете, моим дочерям и внукам, а также  - тому чудесному внутреннему Ребенку, который оживляет бытие каждого взрослого, в том числе мое – посвящается эта книга.

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление
Глава первая. Потерялся мальчик
   Сказка «Чудо-рыба»
Глава вторая. Почему они врут?
   Сказка «Мышонок Пиксель»
Глава третья. Кое-что о марсианах (или первое предательство)
   Сказка «Лес Миловзоры»
Глава четвертая. Ода ослам и папе Карло
   Сказка «Яйцо»
Глава пятая. Великаны и карлики
Глава шестая. Такого в театре еще не бывало
Глава седьмая. О покемономании, канале “Foxkids” и взрослых страхах
   Сказка «Мальчик-призрак»
Глава восьмая. Любят ли дети болеть?
Глава девятая. Болезни роста и короткие штанишки
Глава десятая. Можно ли обижать слабых?
Глава одиннадцатая. Зачем Ване баба Яга?
Глава двенадцатая. Гребешок для лесного духа
   Сказка о Василисе, ее тигренке, их друзьях и злом волшебнике
Глава тринадцатая. История Тыквоголового Джека
Глава четырнадцатая. Гарри Поттер в зеркале тролля
Глава пятнадцатая. Воображаемые друзья и сказка на вырост
   Сказка для Алисы.
Глава шестнадцатая. Синдром Подменыша
   Сказка «Мальчик-змей и радужная фасолина»
Глава семнадцатая. Прошлое, настоящее и будущее сексуального просвещения
Глава восемнадцатая. О, хищные вещи века!
Глава девятнадцатая. Мама и папа не сошлись характерами
   Сказка «Сон и калика перехожий»
Глава двадцатая. Трава под сапогом и стеклянный слоник
Глава двадцать первая. Магия – материнская и психотерапевтическая
   Сказка «Мир мультипликации в Новый год»
   Сон про филина   
Глава двадцать вторая. О сказках и алгоритмах
Глава двадцать третья. Философ с пустышкой и тайна Теремка
Глава двадцать четвертая. Новый Домострой
Глава двадцать пятая. Техническая
Глава двадцать шестая. Рекомендуемая литература
Глава двадцать седьмая. Кино для всех



  «Надо в детство почаще впадать».
(из песни, которую исполнял Г.Ф. Миллер – Актер божьей милостью)


   ВСТУПЛЕНИЕ

   Книга вышла в 2006 году в питерском издательстве "Речь".   
Мы живем на одной территории - мужчины и женщины, родители и дети, взрослые и маленькие – разные полюса одной сущности, поэтому потрясающе непохожие и вместе с тем не представляющие себе жизни друг без друга. С похожими на нас легко и удобно. А как быть с теми, кто противоположен и дополнителен нам? Как нежной женщине принять реальность грубоватого и не понимающего ее мужчины, как дисциплинированному взрослому не сорваться при виде вернувшегося с улицы ребенка (а настоящий живой ребенок в такой момент своей жизни должен быть грязен, оборван и исцарапан,  даже если он – девочка).   
 
   Эта книга осуществлена как психолого-литературное исследование самых важных для родителей вопросов воспитания и развития детей, а также включает в себя размышления о самих родителях. Четко выделить специфические детские проблемы мне не представляется возможным, т.к. дети в большинстве своем не круглые сироты и не Маугли среди волков, а живут рядом с нами, родителями и другими взрослыми, и растут  в атмосфере нашей жизни.

   Цель книги – обобщение некоторой части профессионального и человеческого опыта общения с множеством детей и их родителей. При этом я пользовалась любимыми инструментами – сказкой, историей и стихотворением, как иллюстрациями к житейским коллизиям. Литературная метафора и ее использование не новость для профессионалов, но возможности ее применения представляются неисчерпаемыми, потому адресую книгу и детским психологам, и родителям – любящим, неравнодушным и любопытным, и прочим взрослым, которым интересны дети и детство.

   Использование сказки и метафоры для решения проблем здоровья и развития традиционно называется сказкотерапией. Она во многом погранична с библиотерапией, принципом которой является использование различного рода литературных текстов, в т.ч. стихотворения. Что ж, можно считать, что эта книга с точки зрения метода посвящена сказкотерапии и библиотерапиии. В данном случае этот сплав двух методов предназначен для родителей и воспитателей разного калибра и формата, в не меньшей, пожалуй, степени – для их детей и уж совсем нелишним это оказывается для самого психотерапевта.

   Другой мой профессиональный интерес состоит в возможности ощутить животворную связь между разными областями человековедения – психологией и литературой, той самой, которую творит художник, отражающий как зеркало, свою действительность.
  Для того, чтобы литература стала действительно областью человековедения, ей недостает регулярного и узаконенного союза с психологией (священного брака), для того, чтобы психология стала полноправной областью человеческой культуры, ей столь же нужен плодотворный союз с литературой, театром, кино.
 
   О своей работе хочу сказать, что по натуре я – собирательница, поэтому мой труд носит в немалой степени компилятивный, хрестоматийный характер, но мне самой от этого тепло. Это напоминает тот период моей юности, когда я собрала туристическую группу студентов-первокурсников своего медицинского института в поход по Молдавии, а со мной кроме них пошли еще два «зубра» из городского клуба туристов – Валерка и Юра. Им просто было приятно «прошвырнуться» еще раз по Молдавии в компании с молодежью. Надо ли говорить, что у меня не было никаких проблем с ориентированием на местности,  и наш поход удался на славу?
 
   В этот путь я взяла с собой самых любимых и самых компетентных спутников. Это замечательные сказочники и писатели – детские и взрослые. Кроме того, в эту книгу я включила и собственные сказки, написанные под впечатлением о некоторых детях и их родителях, с которыми мне выпала удача встретиться. Впрочем, с тем же успехом можно сказать, что эти сказки обо мне самой. Есть также сказки, сочиненные детьми или записанные мною по их сценариям. Какой смысл в этих сказках? Сказка наряду с мифом - естественная форма, вполне соответствующая миру внутренних переживаний человека, особенно, ребенка. Она отражает символический, образный характер мышления человека изначального, природного, каковым является ребенок и женщина – его мать. Помимо этого, как литературная форма, сказка является важной частью древней Традиции воспитания, частью архаической инициатической культуры, потребность в которой никуда не делась, а, видимо, обретает все большую актуальность, судя по приросту поголовья сказочников в среде психологов.
 
   Таким образом, мы совершим путешествие в такую далекую и все же бесконечно близкую страну детства. Туда, где водятся волшебники… Туда, куда не устаю ходить снова и снова. Надеюсь, что эта книга, промежуточный итог моего пути, поможет кому-то в его собственном поиске в мире людей, в мире отношений, в первую очередь, со своими детьми и со своим внутренним Ребенком.


Рецензии